28 апреля 2022

Политолог объясняет, как хотят изменить устав Петербурга. И право Беглова избираться после 2029-го — не самое важное

В Петербурге хотят изменить городской устав и дать губернатору право избираться более чем на два срока подряд. Помимо этого, последний также сможет снимать с должности глав муниципальных советов и администраций. А Смольный получит право предлагать законопроекты и менять формат проведения общественных слушаний по городскому бюджету.

Законопроект подготовил комитет территориального развития Петербурга. Документ будет проходить антикоррупционную экспертизу до 8 мая, после чего его внесут в городской парламент.

Что всё это значит, к каким последствиям может привести и при чем тут поправки к Конституции? «Бумага» поговорила о предложенных изменениях с доктором политических наук Александром Конфисахором.

— Новая редакция устава предполагает, что губернатор Петербурга сможет избираться более чем на два срока подряд. Почему эти изменения предложили внести именно сейчас?

— Это общероссийский тренд, не только Петербурга. К этому можно относиться по-всякому, но это [изменения в устав] достаточно логично.

Мы знаем, что после принятия новой Конституции у президента России стал достаточно большой срок полномочий. Есть такой принцип — «Повторяемость целого в частях». В нашем случае целым является Россия, а частями — субъекты РФ. Таким образом, если президент продлевает свои полномочия, значит, то же самое должно произойти с губернаторами.

Для чего это делается? Чтобы они понимали и могли объяснять людям — с большим напором и большей достоверностью — необходимость этого шага, так как в таком случае они будут говорить не только про президента, но и про себя. То есть это некая форма стимулирования поддержки федеральной власти.

Если устав обновят, губернатор Петербурга также сможет выносить выговоры и предупреждения главам муниципальных советов и администраций, а в случае неустранения нарушений — в течение месяца отстранять чиновников от должности. К чему это может привести?

— Если раньше, до относительно недавнего момента, муниципальные власти были выделены из структуры госвластей, теперь они станут полностью подчиняемые, так как эта вертикаль почти достроена. Хотя по логике и по духу закона о местном самоуправлении муниципалы, конечно, не должны подчиняться исполнительным органам власти.

[После принятия поправок в устав Петербурга] исполнительные органы власти смогут принимать решения [об отстранении муниципалов] по своему усмотрению — а это может как иметь, так и не иметь под собой какую-то почву.

Например, условием [для выговора и отстранения от должности] может стать то, что человек не понравился, так как он имеет другую политическую принадлежность, смелость и наглость высказать свою точку зрения. Получается, что уже за это можно объявить выговор, а потом снять с должности.

— Также предлагается разрешить вносить законодательные инициативы членам правительства Петербурга (сейчас это могут делать глава города и прокуратура). Зачем это нужно Смольному, если есть Заксобрание?

— Мы прекрасно знаем, что исполнительные органы власти давно стали доминирующими, а депутаты и Заксобрания — не более чем придатком для того, чтобы легализовать инициативы исполнительных органов власти. Последние этим изменением также пытаются еще больше показать свой статус и свою значимость по отношению к законодательной власти, а также то, что центр законодательных инициатив находится в Смольном.

Ясно, что чем больше представителей именно от исполнительной власти обладают таким правом, тем больше у них есть возможность принимать те законы, которые они хотят. Кто от этого откажется?

Это [изменение] не противоречит закону, но противоречит здравому смыслу, классике либерализма (последнее слово стало ругательным последнее время). Все мы знаем, что существует теория разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть и считается, что они независимы и равноудалены друг от друга. То есть законодательная власть принимает законы, исполнительная — исполняет, а судебная — смотрит, чтобы не были нарушены законы и Конституция. Даже семантика, отражающая их ключевые функции, говорит о том, что законодательная власть является доминирующей, а исполнительная — это простые исполнители принятых законов.

К сожалению, мы наблюдаем то, что наблюдаем… Можно по-разному относиться к депутатам Заксобрания и Смольному — ненавидеть, восторгаться или забыть об их существовании. Но все-таки, хоть тресни, когда с одной стороны — 50 депутатов, которых как-никак, но избирали и чьи фамилии мелькали в избирательных бюллетенях, а с другой — один губернатор, к большинству доверия больше.

— Поправки также предусматривают возможность проводить общественные слушания по городскому бюджету в формате общественных обсуждений, то есть заочно. Как это повлияет на прозрачность процедуры?

— Лукавство кроется в мелочах. Кажется, что слушания, что обсуждения — про одно и то же, но на самом деле это разные понятия. Петербуржцы могут прийти на общественные слушания и высказать свою точку зрения. Все позиции, озвученные очно, должны быть выслушаны и задокументированы.

Помимо этого, есть такая важная для всего этого процесса фраза: общественные слушания могут либо состояться, либо нет. Если состоялись, то проект, который выносился на общественные слушания, прошел этот этап, после чего следует его утверждение. Если не состоялись, то этот проект не проходит.

Разговор о том, чтобы отменить общественные слушания, идет давно. В первую очередь об этом говорят застройщики, потому что в сфере их интересов существует достаточно много проблем, по закону требующих диалога с местными жителями. Последние же постоянно приходят и говорят, что газон, сквер и детская площадка важнее очередной высотки.

Так как отменить общественные слушания — это как-то слишком цинично, то, возможно, и было предложено заменить их на общественные обсуждения, которые предполагают заочный формат участия. Это значит, принять участие можно и через интернет. Мы знаем технологии, которые называются «боты». Легко можно представить, что боты массово скажут: «Да давно пора уже снести эту детскую площадку и построить высотку». Это как пример последствий.

Таким образом, это будет неуправляемый процесс. В том смысле, что простые люди уже не смогут на него повлиять.

— Что из этого наиболее важно и будет влиять на жизнь петербуржцев?

— Очень сложно сказать, как это отразится на жизни всех петербуржцев. Здесь речь идет о конкретных группах, заинтересованных лицах. Например, для общественников и, скажем, градозащитников будет важно изменение формата общественных слушаний, так как это, вероятно, сделает процедуру менее прозрачной. Для депутатов Заксобрания и всех, кто причастен к работе городского парламента, наиболее важным окажется наделение чиновников Смольного законодательной инициативой и так далее. Более конкретные выводы можно будет сделать по прошествию времени.

Что еще почитать:

  • Правда, что в России могут отменить прямые губернаторские выборы? В Петербурге тоже?
  • Беглову грозит отставка? Слухи ходят из-за проблем со снегом, мусором и «омикроном», но реальных оснований так думать нет.

Фото на обложке: Роман Пименов / ТАСС.

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Александр Беглов
Беглов предложил платить народным дружинникам по 187 рублей в час
«Выбор пола» у детей на Западе и строительство метро в Петербурге. О чем говорил Александр Беглов в эфире телеканала 78
Застройщик подал иск против Беглова и Заксобрания, чтобы построить ЖК на месте Шуваловского леса
Чем отличаются выборы в Петербурге? Изучили 13 лет голосований и рассказываем про самый провластный район, уровень протестных бюллетеней и явку 100%
В Центральном районе на муниципальных выборах могут снова появиться «двойники» оппозиционных кандидатов
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.