29 марта 2022

Почему отмена «Аллегро» — историческое событие для Петербурга? Краевед рассказывает о 150-летней истории сообщения с Хельсинки

27 марта в 15:30 с Финляндского вокзала ушел последний на неопределенный срок поезд «Аллегро». Железнодорожное сообщение с Финляндией остановилось впервые с 1944 года. Всего же за историю отношений двух стран такое случалось трижды.

Краевед и автор рассылки «Бумаги» Алексей Шишкин рассказывает, как в ХХ веке финляндские русские покидали страну через «Врата ада», вспоминает мемы про питание в поездах 2010-х и объясняет, как поезд «Аллегро» стал не только удобным транспортом, но и предметом гордости петербуржцев.

Поезда в ХХ веке: от «Врат ада» до пива с колбасками в скоростном поезде

— Железная дорога связала Петербург с Гельсингфорсом (Хельсинки) в 1870 году, когда был проложен участок пути от имперской столицы до станции Риихимяки. Поезда не отменялись ни в годы Первой мировой войны, ни даже после Февральской революции и Октябрьского переворота.

В 1917 году почтовые и пассажирские составы продолжали курсировать между двумя столицами минимум до середины декабря. Мы знаем об этом в том числе благодаря газетной заметке об аресте финского кондуктора, который ходатайствовал о доставке из Петрограда мешка пшеничной муки, но на деле желал вывести под видом провианта 160 тысяч рублей.

Первый раз сообщение прервалось в 1918-м, когда отношения между Советской Россией и молодой Финляндией сперва обострились до предела, а потом переросли в открытое военное противостояние. И даже после заключения мира между СССР и Суоми в 1920 году вновь поезда не пошли.

Товарное движение возобновилось в 1922-м, а пассажирское было согласовано только 12 сентября 1925-го, к неудовольствию многих эмигрантов, не желавших выхода Советского Союза из международной изоляции. В кассах начали продавать билеты между Хельсинки и Турку с одной стороны и Ленинградом и Москвой с другой. Трижды в неделю — вечером понедельника, среды и пятницы — прямые поезда отправлялись из Ленинграда, чтобы утром прибыть в столицу Финляндии. Поезда были состыкованы с отправлениями на Турку и далее в Швецию для удобства пассажиров.

В основном поездами пользовались официальные лица и редкие финские и скандинавские бизнесмены, ведущие бизнес с Советским Союзом. С финской стороны репутация у поездов была не лучшая. Большинство финляндских русских, решавшихся сесть на них в Хельсинки, чтобы вернуться на историческую родину, назад уже не возвращались. Арку с красной звездой у железнодорожного моста через реку Сестру, по которой тогда проходила граница, прозвали Helvetin portti — «Врата ада».

Для Финляндии Вторая мировая война началась с нападения Советского Союза в ноябре 1939-го. Естественно, ни о каком товарообмене и тем более пассажирских перевозках речи уже не шло. Но стоило боевым действиям закончиться, составы пошли снова.

В Финляндском военном архиве сохранился снимок 21 июня 1941 года, сделанный на станции Риихимяки и запечатлевший, скорее всего, последний поезд на Ленинград, успевший уйти до начала «Войны продолжения» 25 июня. Ждать отправления следующего пришлось больше десятилетия. Вновь в расписание ночные пассажирские поезда Хельсинки — Ленинград вернулись только в 1953 году, в 1954-м маршрут был продлен до Москвы.

Поезд Хельсинки-Ленинград, 21 июня 1941 года. Финский военный архив SA Kuva, проект «Война в цвете»

Хрущевская оттепель сделала отношения между двумя странами достаточно теплыми. В 1956 году «Финнэйр» первой из западных авиакомпаний после Второй мировой стала вновь летать в Москву, а с 1958-го финским туристам предложили и автобусные туры в Ленинград.

В 1974 году на линию впервые вышел фирменный поезд Ленинград-Хельсинки под названием «Репин» (живописец считал домом и Россию, и Финляндию, где он остался после революции). Затем появился «Сибелиус» Финляндских государственных железных дорог и почему-то «Лев Толстой» — так назвали поезд Хельсинки-Москва, сменивший прицепные вагоны до столицы.

Три фирменных поезда были для СССР эталоном высоких скоростей и современных технологий. Расстояние от Хельсинки до Ленинграда составы преодолевали чуть больше чем за 6 часов, до Москвы доезжали за 13–14. Именно «Толстой», пущенный 30 мая 1975 года, первым среди всех советских ночных пассажирских поездов поставил рекорд — часть пути он двигался со скоростью 120 км/ч.

Поезд Москва-Хельсинки, конец 1960-х годов. Фотоархив городского музея Лаппеенранты

«Репин» и «Сибелиус» ушли в прошлое в 2010 году вместе со множеством связанных с ними мемов и анекдотов. Например, в поездах можно было выбрать питание: пиво с колбасками или сок с йогуртом. Но никаких колбасок с соком, ведь тогда кому-то пришлось бы получить пиво с йогуртом!

Запуск «Аллегро» и развитие железнодорожного пути

— На фоне укрепления международных связей и роста платежеспособного спроса в России РЖД и VR решились на запуск между двумя странами скоростных поездов типа Pendolino, то есть «Качающийся», под названием «Аллегро». На некоторых участках на территории Финляндии новый поезд входил в повороты, чуть отклоняясь от вертикальной оси.

Ради нового состава, двигавшегося со скоростью уже более 200 км/ч, на участке Петербург — Бусловская в 2003–2010 годах провели капитальную реконструкцию. Именно благодаря ей Петербург стал ближе не только к Хельсинки, но и к Выборгу. «Ласточки» на Выборгском направлении тоже пользуются инфраструктурой, созданной под «Аллегро».

К тому же направления со скоростным движением разгрузили от товарных поездов — для них к 2014 году построили «объезд», новую линию Лосево-Каменногорск.

Всерьез обсуждалось и грядущее возрождение пассажирского движения между Петербургом и Иматрой, прервавшееся после революции. Оно было близко к запуску в 2013 году, но затем проект заморозили из-за аннексии Россией Крыма и последовавшего за ним падения курса рубля. В итоге первая пробная «Ласточка» вышла на маршрут 28 сентября 2019 года, но до регулярного сообщения дело так и не дошло. На сей раз вмешался COVID-19.

Поезд как предмет гордости петербуржцев и символ дружбы народов

— «Аллегро» между Петербургом и Хельсинки стал неотъемлемой частью «европейского фасада» Петербурга. Отправлявшийся под музыку Сибелиуса поезд пересекал границу всего через два часа после старта, а через четыре с небольшим уже доставлял горожан в самый центр финской столицы. Кажется, даже дебютный запуск за несколько месяцев до него «Сапсанов» на Москву не был для города столь важным, по крайней мере в части ощущения города как части современной цивилизации.

Группа туристов в ожидании поезда Хельсинки-Ленинград, 1990 год. Фото: Тапио Ванхатало

Едва ли хотя бы на одном пункте пропуска через границу РФ в 2010–2022 годы вы обнаружили бы таких же исключительно вежливых и улыбчивых пограничников, как те, что штамповали паспорта в экспрессе на Хельсинки. Теперь идея съездить одним днем на выставку рисунков Туве Янссон или иллюстраций к «Калевале» в «Атенеуме» уже не выглядела безумием, в аэропорту Хельсинки прибавилось русских отпускников, а навигацию в городе Лахти в дни музыкальных фестивалей стали дублировать в том числе и на русский язык.

С 2011 года ежедневно ходило уже по четыре пары поездов. Иногда они делали дополнительные остановки. Например, чтобы финские туристы могли с удобством выйти в Зеленгорске, бывшем Терийоки, и послушать концерт в восстановленной лютеранской кирхе.

Петербургскую душу грел и тот факт, что ни на одном другом железнодорожном направлении, связывающем Россию с другими странами, поездов того же класса и уровня сервиса так и не появилось. Даже продление маршрута «Аллегро» до Москвы осталось несбывшейся мечтой столичных обывателей.

Скоростное трансграничное движение было приостановлено в связи с пандемией 18 марта 2020 года. Тогда же был отменен и «Лев Толстой». Но, в отличие от поезда Хельсинки — Москва, «Аллегро» запустили вновь как только в ситуации с вирусом наметился просвет.

С 12 декабря исключительно для граждан России и Финляндии были вновь пущены две пары поездов ежедневно. И для финского перевозчика VR, и для РЖД их запуск не имел большого экономического смысла, на первый рейс было продано всего 22 билета, составы ездили в убыток. Важнее был смысл символический, поезд был знаком восстановления прерванных на время международных связей и крепости российско-финской дружбы.

«Эвакуационные» составы и остановка железнодорожного сообщения

— Уже через считанные дни после начала вторжения России в Украину стало понятно, что этот проект «не жилец». Изоляция России усугублялась с каждым днем, и поезд — символ дружбы и сотрудничества — на этом фоне смотрелся как минимум неоднозначно.

Уже в первые дни марта 2022-го VR объявила о разрыве партнерства с РЖД, но еще несколько недель поезда продолжали ходить, теперь уже только с российскими поездными бригадами. В неформальной обстановке финны называли последние рейсы «эвакуационными», имея в виду, что на них Россию спешно покидают немногочисленные финские экспаты, а также российские обладатели шенгенских виз и ковидных паспортов европейского образца. В воскресенье 27 марта в 15:30 с Финляндского вокзала ушел последний на неопределенный срок поезд на Хельсинки.

Фото: Roni Rekomaa/IMAGO/ТАСС

Железнодорожное сообщение между Петербургом и Финляндией полностью прервано впервые с 1944 года. Ситуация уникальная. Впервые связь разорвана не на фоне открытой войны между Россией и Финляндией, другой рейсовый транспорт продолжает ходить — автобусы компаний EcoLines, Lux Express и Совавто по-прежнему пересекают границу.

Пока финская сторона не дает ни малейших поводов думать о возможности возобновления движения. С полной уверенностью можно сказать, что до прекращения боевых действий в Украине о перезапуске «Аллегро» можно даже не мечтать, да и после, скорее всего, поезд вернется далеко не сразу.

С первых лет после Второй мировой войны и до февраля 2022 года Финляндия действовала в отношениях с Россией максимально прагматично. Одним столпом политики был нейтралитет и внеблоковый статус, вторым — максимальная экономическая выгода от связей сначала с СССР, а затем и с РФ, третьим — интенсивный культурный обмен. С началом вторжения в Украину все эти принципы «обнулились», и остановка железнодорожного сообщения — лишь крохотная часть глобального пересмотра всей системы межгосударственных отношений.

Получайте главные новости дня — и историю, дарящую надежду

Подпишитесь на вечернюю рассылку «Бумаги»

подписаться

Что еще почитать:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военная операция в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Экономический кризис — 2022
Сотрудники кейтеринга на ПМЭФ рассказали, что ресторан не заплатил им за работу. Заведение готовит иск за публикацию обвинений
«В России не производят примерно ничего». Шеф и ресторатор Антон Абрезов — о качестве российских продуктов, будущем заведений и своем отъезде
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Давление на свободу слова
Кого полиция находит быстрее — нападавших на активистов или авторов антивоенных акций?
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
«Мой мозг не понимает много вещей, которые пропагандирует Запад». Как на ПМЮФ обсуждали ЛГБТ, аборты, семейные ценности и «внешнее влияние»
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.