Всегда мечтали снять кино? Режиссеры короткометражек рассказывают о сюжетах из жизни и трудностях монтажа

Как начинающим режиссерам поработать с голливудскими актерами, где искать сюжеты для короткометражных фильмов и с какими сложностями придется столкнуться на съемочной площадке?

«Бумага» вместе с МТС ТВ поговорила с тремя режиссерами короткого метра, чьи картины в этом году вошли в конкурсную программу Фестиваля уличного кино. Они рассказали о съемочном процессе, темах, которые поднимают в своих фильмах, и новых форматах в кинематографе.

Партнер материала

МТС ТВ — это онлайн-кинотеатр и телеканалы в одном приложении. По подписке доступны тысячи фильмов, сериалов, мультфильмов и больше 150 ТВ-каналов без рекламы. В этом году МТС ТВ стал партнером Фестиваля уличного кино — сейчас на платформе доступны фильмы-призеры прошлых лет, а после окончания фестиваля можно будет посмотреть картины участников конкурсной программы этого года. Приложение доступно для смартфонов и планшетов в App Store и Google Play, а также для телевизоров SmartTV и приставок AndroidTV.

Иван Петухов

Режиссер фильма «Подвиг». Главный герой — офисный сотрудник, который через мессенджер высказывает начальнику всё, что о нем думает. Фильм снят в формате записи экрана

— Моим первым не рекламным сценарием был короткометражный фильм The Gift (история об упаковщице подарков и фокуснике — прим. «Бумаги»), который я написал для конкурса Jameson First Shot (конкурс короткометражного кино, победители которого получают возможность поработать с голливудскими актерами. В 2014 году Иван Петухов выиграл этот конкурс и снял фильм с Умой Турман — прим. «Бумаги»). Конкурс стал поводом быстро сделать что-то от и до, а не плодить дальше заметки и синопсисы. На тот момент законченная история для меня уже была победой. Всё остальное — просто ее следствие.

Участие Умы в качестве исполнительницы главной роли было заявлено в конкурсе изначально, это и было главным призом — вместе с бюджетом и командой для съемок. Работалось с ней легко и быстро, но главное, очень приземляюще: после [ее] фразы «просто скажи, что нужно делать» быстро переходишь к конкретике, [отказываясь] от абстрактного описания режиссерского видения. Полезный навык.

Для меня процесс создания короткометражных фильмов ничем не отличается от [создания] полного метра. Только всё дается легче, так как дистанция короче. Съемки — праздник, сложности возникают на монтаже. Будучи еще и сценаристом, на съемках, как правило, попадаешь под обаяние оживающего текста, мира истории и ее героев. Отсмотр же материала — отрезвляющее возвращение в реальность. Эйфория проходит, и вы с режиссером скрупулезно выбираете дубли, меняете местами фрагменты, выкраиваете полсекунды из кадра для лучшего темпа и так далее, пока время не начинает совсем уж поджимать.

Сейчас новым сервисам [для просмотра фильмов онлайн] нужен пресловутый «контент», это хорошо для всех — сценаристов, режиссеров, продюсеров. Платформы имеют амбицию к созданию собственного контента, и чем больше его появится, тем выше будет конкуренция, а чем выше конкуренция, тем выше и качество. При этом платформы — новое телевидение, этот тренд всё больше укрепляется. Многие сериалы, выходящие на платформах, вполне могли бы оказаться на пресном федеральном ТВ. Видеть такое грустно, потому что в идеальном мире контент платформ должен быть глубже, ярче, оригинальнее и провокационнее.

Так получилось, что почти все истории, которые мне повезло рассказать, — о проблемах коммуникации между людьми. Фильм The Gift [появился благодаря] стойке упаковки подарков в торговом центре. «Нет» (фильм о том, как мужчина делает предложение любимой девушке и получает неожиданный отказ — прим. «Бумаги») — из классического сценарного «а что, если?». Несколько сюжетов «Алисы» (мини-сериал о пятерых водителях такси, которые попадают в приключения в компании бортового компьютера Алисы — прим. «Бумаги») — из восьмисот поездок на такси за год. «Подвиг» — из многоточия в мессенджере и разговоров на кухне.

Вообще, «Подвиг» мог бы состояться и без скринлайф-формата (кино, всё действие которого разворачивается на экране компьютера — прим. «Бумаги»), но был бы совсем другим фильмом. Герой не был бы так явно отрезан от мира «стеной» своего монитора, ведь именно там вся жизнь, а он — здесь, по другую сторону. Мы меньше бы знали о нем и не имели бы возможности заглянуть к нему в компьютер, а финал не сработал бы вовсе.

Араик Крпоян

Режиссер фильма «Интересное кино». История разворачивается вокруг нескольких парней: они угоняют машину, в которой установлено множество скрытых камер

— Желание снимать кино у меня возникло в осознанном возрасте — в 26 лет — когда я почувствовал, что иду не своим путем. До того как стать режиссером, я [работал] охранником в ресторане и казино, служил в армии, держал с друзьями игровые автоматы, работал в автосервисе, был управляющим в агентстве недвижимости.

Однажды вечером я пришел домой совершенно опустошенным и уткнулся глазами в вешалку с узорчатой рубашкой: долго рассматривал абстрактный узор. В голову пришла идея, возникло желание ее записать [на бумаге]. А дальше, чем больше я писал, тем больше хотелось снять [пришедшие на ум образы]. Конечно, это странно, но именно так всё и было.

Фильм «Интересное кино» — мой дебют. Его сюжет возник, когда я еще жил в Челябинске. Там я не имел возможности снимать качественно — не было ни денег, ни команды. Я задумался: как сделать фильм, который можно снять без оператора? И мне пришла в голову мысль установить в салоне машины камеры GoPro и создать историю внутри. Но тогда эту идею пришлось отложить, потому что возникли другие дела. И вернулся я к ней, уже когда переехал в Москву. Там у меня появились сторонники, с которыми мы воплотили ее в жизнь, не отталкиваясь лишь от одних GoPro.

Любой хороший фильм — и не важно, короткий это или полный метр, — отличает сценарий. У меня идеи для сценариев рождаются из повседневных наблюдений. Мне остается просто быть чуть внимательней, чтобы не упустить очередной сюжет, эпизод или яркого персонажа. Я живу среди людей, поэтому и проблемы затрагиваю те, которые нас окружают. А для того чтобы это было интересно смотреть, добавляю комичности, которая скрывает драму.

Мне кажется, основные сюрпризы на съемках преподносит погода, всё остальное можно уладить. Например, сняли один кадр без туч, с чистым солнцем, а при перестановке кадра небо затянуло, и мы ждем, когда опять появится солнце. Либо дождь начинается в неподходящий момент, и это не клеится с предыдущим кадром, — приходится либо пережидать его, либо менять сцены местами, а это не всегда получается. При идеальном стечении обстоятельств снять короткий метр — от написания сценария до конечного монтажа — можно за месяц. Но проблема в том, что идеальных условий никогда не бывает.


Игорь Мишин

Вице-президент МТС по развитию медиабизнеса, генеральный директор «МТС Медиа»

 Онлайн-кинотеатр МТС ТВ эксклюзивно показывает фильмы-призеры Фестиваля уличного кино. Наша задача не только в том, чтобы отбирать и предлагать людям лучший контент, но и в том, чтобы помогать открывать новые имена в современном российском кинематографе. Мы понимаем, что зачастую успех даже самого яркого проекта зависит от грамотного промоушена, а ресурсы для этого есть не у всех молодых режиссеров. Создать площадку, позволяющую талантливым кинематографистам уверенно заявить о себе — это тоже наша миссия. И по завершении конкурса этого года будут доступны десять короткометражных фильмов, включенных в программу текущего фестиваля.


Дмитрий Григорьев

Режиссер фильма Ecolove. Это история о том, как парень знакомится с девушкой, которая вообще не выбрасывает мусор, и решает следить за ней, пока она что-нибудь не выбросит

— Я был юнцом, который попал под влияние первой волны русского ютьюба. Когда все только начинали делать видео, мне тоже стало интересно — я начал что-то снимать, монтировать. Моим первым фильмом было «Арбатство» — это курсовая работа, снятая во ВГИКе. Сюжет там совсем незамысловатый — о подростковости. Когда я снимал [этот фильм], мне было 19–20 лет, то есть на проблемы 16–15-летних я уже мог посмотреть хоть с какого-то расстояния.

К тому же в 2018 году было очень мало российского кино про подростков. А фильмы, которые были, — за редким исключением — рассказывали про гопоту и провинцию. Не было ничего про обычных ребят из центра Москвы — из того общества, к которому я принадлежал. Поэтому для меня было важно сделать такой фильм. Вообще, мой критерий того, что надо снять фильм — желание его посмотреть. И если никто не снимает хорошо на эту тему, я снимаю сам. То есть в первую очередь для себя как для зрителя.

Обычно от того момента, как написан сценарий, до того, как фильм окончательно сведен, у меня уходит месяца четыре. В течение этого времени — около десяти съемочных смен. Все сложности на съемках связаны с тем, что так или иначе приходится снимать на коленке. И всегда чего-то не хватает. Всегда нужно дикую организованность проявлять, собирать команду и делать так, чтобы она в тебя верила.

Так как «Арбатство» стало моим первым фильмом, работа над ним мне запомнилась больше всего. Он снимался на большем раже. Я чувствовал гораздо больше свободы, [чем сейчас]. И у актеров ее было больше, потому что история этому способствовала. Мы до сих пор с моей съемочной группой вспоминаем этот фильм как [особое] событие в жизни — ярче, чем поездка в лагерь в детстве. Это действительно было время поиска, отвязности. К Ecolove я уже подходил чуть более профессионально. И, наверное, с меньшей внутренней отдачей. То есть я чувствовал, что у меня уже есть ремесло, которым я владею и за счет которого иногда вытаскивал смену.

Экология — это то, что меня парит довольно давно. И довольно давно я, скажем так, встал на путь своей героини в Ecolove. Хотя, наверное, никогда не пройду его до конца, потому что не могу себе позволить быть настолько радикальным. Я, разумеется, сортирую и стараюсь меньше приобретать мусора — хожу в магазин с авоськами, мешочками, покупаю одежду в секондах и так далее. Для меня очевидно, что в ближайшие годы мир серьезно столкнется с экологической проблемой. Наверное, поэтому меня очень волнует эта тема — эгоистично думаю о своем будущем.

Фото на обложке: unsplash.com

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Кино
ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок» проведут в онлайне и в особняке «Пальма». Петербуржцам покажут 34 фильма, среди которых есть призер Берлинале
Фильм «Кролик Джоджо» о дружбе мальчика с воображаемым Гитлером не выйдет в российский прокат
HBO выпустил трейлер сериала с Хелен Миррен в роли Екатерины II. Сцены для шоу снимали в Петербурге
Фильм «Мстители: Финал» превзошел сборы «Аватара» и стал самым кассовым в истории
Marvel анонсировала новые проекты киновселенной. Среди них — «Черная вдова» и «Тор: Любовь и гром»
Вторая волна коронавируса
«Без работы остаются десятки тысяч петербуржцев»: владельцы детских игровых центров попросили Беглова не запрещать их работу
«Тенденции к снижению заболеваемости нет»: напряженная ситуация с коронавирусом в Петербурге может сохраниться до весны, рассказали в Роспотребнадзоре
На 24 петербуржца составили протоколы за нарушение масочного режима в транспорте после ужесточения ограничений
Прививку от COVID-19 уже можно сделать в Москве. Участники испытаний вакцины, которую будут использовать и в Петербурге, рассказывают о программе и своем самочувствии
Какие слухи про коронавирус популярны в России и почему люди распространяют «советы Юры из Уханя» и «письмо бельгийских врачей»? Рассказывает исследовательница фейков
Поддержка протестующих в Беларуси
Беларусь объявила Тихановскую в межгосударственный розыск за призывы к свержению конституционного строя
На «Марше гордости» в Беларуси задержали почти 600 человек, сообщают правозащитники
В Минске произошли столкновения милиции и протестующих. На акциях задержали несколько десятков человек, в том числе журналистов
В Петербурге прошла акция солидарности с протестующими в Беларуси. Ее участники проехали по рекам и каналам с бело-красно-белыми флагами
В центр Минска стянули автобусы с силовиками, бронетехнику и водометы. На акции протеста накануне в городе задержали около 400 человек
Коллеги «Бумаги»
Документальное кино о женщинах в ожидании свободы
В московских школах из-за ковида пожилых учителей заменят студентами
Надежда малых городов
Отравление Навального
Путин заявил, что лично дал поручение выпустить Навального на лечение за границу
Евросоюз ввел санкции против нескольких российских чиновников из-за отравления Навального
Из-за чего обвалился рубль, как на него повлияло отравление Навального и будет ли доллар по 100? Рассказывает экономист
«Санкции против всей страны не работают». Навальный призвал ЕС ввести санкции против окружения Путина
Эксперты ОЗХО подтвердили, что Алексея Навального отравили «Новичком»
Конфликт баров и жителей Рубинштейна
Улица Рубинштейна будет пешеходной в выходные только ночью. В праздники — целый день
Улица Рубинштейна официально станет пешеходной по выходным и в праздники с 20 октября
За порядком на Рубинштейна теперь следит союз владельцев баров: они наняли ЧОП и запустили «горячую линию». Но местные жители считают, что это не защитит их права
На Рубинштейна постоянно проходят уличные вечеринки, где веселятся сотни людей. Местные жители жалуются на шум, а полиция устраивает рейды
Жители Рубинштейна попросили ужесточить правила работы летних кафе во время пандемии
Озеленение Петербурга
У дома Бассейного товарищества активисты высадили 12 лип. Местные жители долго не могли получить согласование на посадку деревьев
Петербургские активисты высадили каштаны на площади Шевченко в Петроградском районе
Смольный продлил компании «Анна Нова» аренду участка в Муринском парке до августа 2024 года, сообщают активисты
Кто и как борется за сохранение деревьев в Петербурге и почему в городе так мало зелени
Петербуржцы убрались и посадили многолетние растения во дворе на Загородном проспекте
Закон о «наливайках»
В Петербурге предложили запретить выдачу двух «алкогольных» лицензий на одно помещение. Это запретит магазинам ночью продавать спиртное в розлив
В Закс Петербурга внесли новый проект закона о «наливайках». Требование о 50 квадратных метрах будет касаться только заведений в домах массовой серии. Обновлено
В центре Петербурга могут разрешить работу баров площадью более 20 квадратных метров, сообщила рабочая группа по «закону о наливайках»
Закон о «наливайках» могут смягчить. Барам меньше 50 метров разрешат работать, если они находятся в историческом центре
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.