В сентябре на Васильевском острове откроется «Порт Севкабель». Больше года территория исторического завода работала только во время мероприятий: от гаражных сейлов до рейвов OFF: Port и Present Perfect. Но в сентябре там появятся кафе и бары, откроется набережная и терраса. А вот фестивалей, по словам администрации, станет меньше.
Куратор и архитекторы проекта объясняют, как создавали «Порт Севкабель» и почему первое пространство у залива изменит всю территорию гавани. А организатор Present Perfect, каллиграф Покрас Лампас и другие резиденты рассказывают, каково работать в «Порту».
Весь 2018 год попасть на территорию «Порта Севкабель» на Кожевенной линии Васильевского острова можно было только во время мероприятий. За это время в пространстве организовали десятки фестивалей и выставок: Present Perfect, Urban Culture Festival, Неделя «Стрелки», «Интеллигентная барахолка». Оставшееся время в «Порту» шли строительные и монтажные работы.
Благоустройство еще продолжается. Кроме того, ремонтные работы идут в бывшем здании НИИ «Севкабель», а в трех зданиях из шести завершается базовый ремонт. Для посетителей почти приспособлены котельная, где располагаются клуб «КПД» и пивоварня и тапрум «Пивмастерия 17М», пространство «УКТ» (участок кабельной тары), где будут проходить выставки и концерты, и красно-кирпичное здание, где расположатся студии и лофты резидентов. Параллельно на территории устанавливают скамейки и стенды.
С сентября откроется территория у воды — деревянная набережная с газоном, вертикальными и горизонтальными скамейками и видом на Финский залив и ЗСД. На центральной аллее порта заработают фудкорты: Easy Hummus, Devil Taco, Meet Up Burgers, Plov One Love, «Укроп № 1», ресторан паназиатской кухни с серф-баром Kuta, клуб «Мачты» и кафе с мороженым «Меджикул». Другие проекты, как утверждают в администрации «Порта», появятся поздней осенью — например, кофейня «Правда кофе» и пекарня.
У «Севкабеля» уже более 50 резидентов из примерно 100 возможных: не только общепит, но и студии, мастерские и общественные проекты. Некоторые из них — например, мастерская каллиграфа Покраса Лампаса и студия Сергея «Картонщика» — начали работать еще зимой.
Команда проекта планирует, что в «Порту» постепенно откроются семейные и спортивные проекты, парикмахерская, хостел, локальные магазины, большой коворкинг с видом на море, маяк и причалы для маломерных судов. В будущем там должны открыться Музей исследования Арктики, Музей науки, выставочные пространства и крупный ресторанный проект. Полное заселение и реконструкция площадки планируют завершить к 2020 году.
Главный инвестор и инициатор проекта — одноименный завод «Севкабель», на прибрежной территории которого и располагается пространство. Управлением и концепцией развития занимается компания Miles & Yards. Вместе с созданным здесь креативным отделом проект курирует партнер компании Алексей Онацко. В середине нулевых он организовывал независимые рейвы и выставки, был участником креативного кластера «Тайга» и хостела Hello Hostel, а также работал с московским пространством Flacon. За архитектурные решения в «Севкабеле» отвечает бюро «Хвоя» — молодая команда из Петербурга, ранее работавшая в составе «Студии 44».
Как создавали «Порт Севкабель» и как пространство будет развиваться в будущем
Алексей Онацко
Партнер управляющей компании Miles & Yards, куратор общественных проектов
— Весной 2016 года я вернулся из длительной московской командировки и искал, чем заняться дома. Меня интересовала тема развития прибрежных территорий в Петербурге, и мы со знакомыми придумали и начали делать парк «Взморье», [который должен был располагаться] вдоль набережной Шкиперского канала. Это эксперимент с самого начала: было понятно, что ничего хорошего в плане бизнеса из этого, скорее всего, не выйдет. Но довлело желание сделать общественное место у воды, которое будет не про машины или заборы, а про людей в городе, у которого гигантские стройки украли море. Это удивительное место, парк «Взморье», просто подвернулось — и мы стали им заниматься: без денег, без существенной подготовки.
Движение быстро разрослось, и отдача в СМИ, в общественном мнении была очень положительная. Там открылся первый бар «Мачты», студии и мастерские. Было весело и интересно. Через год проект пришлось закрыть. Как это обычно и бывает, к собственникам пришел большой арендатор и просто занял всё здание и территорию под свои нужды. Да и напротив началась стройка офисных зданий, а в обозримом будущем там будет новый съезд с ЗСД.
Параллельно я познакомился с Артемом Кардашом, главой компании Miles & Yards, которая управляет самой разной недвижимостью в Москве и Санкт-Петербурге, но никогда еще не создавала общественные пространства или креативные центры. У Артема на тот момент была серьезная задача от собственников: решить, что делать с освободившимися вследствие модернизации производства площадями на заводе «Севкабель». Он меня пригласил и сказал: «Вот, есть такая история. Что думаешь?». История, на мой взгляд, была супер.
Нужно было убедить собственников, почему там нужно делать общественное пространство, а не что-то иное. Варианта было три. Первый — сдавать в аренду под сторонние производства, «нарезав» здания на мелкие промышленные площадки и офисы. Второй — продать как есть и, скорее всего, невыгодно. И третий — развить в глухом углу Васильевского острова новое общественное пространство и «рубануть» выход к морю для горожан; сделать пространство со смыслом, которое не будет замкнуто само в себе, а станет генератором культуры на уровне района и будет влиять на качество жизни и развитие соседних площадок.
Мы рассчитали, как создание общественного пространства повлияет на завод в целом, его имидж, на капитализацию недвижимости и дальнейшие планы руководства «Севкабеля» по переезду за город (по данным Miles & Yards, завод построит новую площадку за чертой города, точное место еще неизвестно — прим. «Бумаги»). Мы представили подробный отчет о том, зачем это нужно «Севкабелю» в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Было решено в том числе, что качественное общественное пространство в будущем положительно скажется на планах приспособления близлежащего участка под жилую застройку. Выглядело всё неплохо.
Бюджет до сих пор есть, и он всё увеличивается, ведь мы зарабатываем деньги [на мероприятиях] практически с первых месяцев работы. Инвестором выступил сам «Севкабель».
В самом начале были единичные случаи, когда люди по инерции жаловались, что вот, негодяи, «развалили производство». С самого начала мы подавали проект не как очередной кластер на руинах завода, а как последовательный процесс переезда и модернизации одного и становления второго, создание новых рабочих мест, развитие малого бизнеса. «Порт Севкабель» четко осознавал, для чего он здесь появляется и куда хочет дойти в итоге.
Мы выбрали адаптивный метод развития (когда работа пространства запускается этапами до полного обустройства территории — прим. «Бумаги»). Первое событие состоялось уже через месяц после начала физической работы на объекте, в июне 2017 года. Важно понимать, что площадка находится не на условном Невском проспекте. До того момента, как мы будем готовы принимать людей ежедневно и там откроются первые резиденты, нужно о ней много говорить. Мероприятия — прекрасный способ это делать: они и демонстрируют площадку, и дают понять ее возможности в лайв-режиме. Мы можем что-то корректировать и приспосабливать ее, понимая, что будет работать, а что нет. Это помогает делать проект точнее и универсальнее.
«Порт» должен был быть портом в прямом и переносном смысле. Порт как метафора — это место, где встречаются разные флаги, разные люди и разные функции, происходит общение, торговля и возникают новые связи. И еще он находится на берегу моря, здесь безусловно важна физическая связь воды и города. В следующем году уже можно будет официально приплыть в пространство на корабле — своем или в составе новых экскурсионных маршрутов.
Концептуально в дизайне проекта есть две связанные между собой идеи: промышленное благоустройство, «память места» и новый Петербург. Например, вертикальные скамейки на набережной — это реплика на петербургскую особенность загорать, стоя у Петропавловки. Форма длинных скамеек вдоль Кабельного цеха скопирована с классических садовых скамеек «Ленинградский диван». Скоро на главной аллее появятся новые функциональные объекты, они будут сделаны из кабельных барабанов, а по форме — напоминать Ростральные колонны. И так далее.
Что касается резидентов, то пространство должно стать современным «домом культуры» в расширенном формате. Чтобы тут было всё, что должно быть в нормальном городском районе. Сейчас мы делаем на площадке мероприятия, но когда откроются постоянные резиденты, крупные фестивали постепенно сойдут на нет. Вся территория превратится в один перманентный фестиваль.
Первыми в пространстве запустятся именно кафе и бары. После этого появятся коворкинги, художественные, танцевальные и фотостудии, потом — большие институциональные вещи: спортивный центр, музей, ретейл. Всё пойдет по классике: пока мы можем точно говорить лишь о запуске кафе и баров, а также открытии территории на вход — это появится к сентябрю.
К полному открытию в 2020 году «Порт Севкабель» перестанет ассоциироваться с местом, где проходят исключительно тусовочные события. Рассматривая ситуацию сквозь опыт, рейв или фестивали — это лишь этап, он всегда приходит первым: это свежая и быстрая кровь.
Мы хотим существовать долго, и чтобы это влекло за собой поступательное развитие соседей: бывшего завода Брусницыных, фабрики имени Веры Слуцкой, Морского вокзала, будущих застроек «Ленэкспо». Всё это хочется превратить в единый функциональный городской пешеходный маршрут вдоль моря, разный по содержанию, но единый по значению.
Как маленькое бюро делает дизайн пространства и зачем на территории сохраняют детали исторического завода
Георгий Снежкин
Архитектор в бюро «Хвоя», которое занимается дизайном «Порта Севкабель»
— Мы небольшое архитектурное бюро, основанное тремя корешами по институту имени Репина: мной, Ильей «Дедом» Спиридоновым и Сергеем Аксеновым по прозвищу Колян. До «Севкабеля» у нас было немного проектов, несколько удачных реализаций: мы построили два неплохих загородных дома, сделали деревянный офис в Ольгино, а еще — дом с люстрой на воде в Никола-Ленивце. Еще были некоммерческие проекты: реконструкция Центрального речного яхт-клуба на Петровской косе и ледовый каток.
Именно некоммерческие проекты и увидел Леша [Онацко], когда искал архитекторов для «Взморья»: ему понравилось, что у нас был опыт взаимоотношения с морем и в обустройстве общественных пространств. В итоге он пригласил нас и для «Порта Севкабель».
Увиденным мы очень вдохновились: нам понравилось, что это место, где море встречается с городом, — парадоксальным образом в Петербурге не так много подобных мест. Леша быстро расписал нам функции, которые должны быть в каждом пространстве. Мы нарисовали эскиз планировки, и ему понравилось.
Когда мы пришли, вся эта небольшая территория была практически готова: не нужно было организовывать новые площади — мы просто зачистили существующие. Место было завалено, но мы всё расчистили и нежно проартикулировали каждое пространство разными деталями: эспланаду — длинными рядами, превращая ее в аллею; площадь — красивыми флагами в финале и спуском к воде; набережную — так, чтобы она лучом светила в Морской вокзал.
Во многих местах мы использовали элементы завода: в каком-то месте железную плитку забрали, в другом месте ее переложили. Мы и сейчас оставляем какие-то внутрицеховые элементы. Балаклавы, краны — они, естественно, становятся элементами этих мест. Так, когда мы разбирали корпус НИИ, там осталась куча плафонов, ламп, чертежных столов — всё это в итоге разъехалось по лофтам и офисам. Одна из наших задач — сохранить дух места.
Дизайн, на наш взгляд, не главное в «Порту Севкабель». Это пространство скорее событийно-культурный феномен. Конечно, хорошо, что дизайн есть, но мы пока не можем оценить его влияние, потому что половины запчастей не хватает — они накапливаются постепенно. При этом у нас есть узловые важные точки, которые мы очень постараемся сделать: башня на Морской площади, входные ворота, амфитеатр [на ступенях] на спуске к воде. Но ориентироваться будем по тому периоду, когда откроются первые кафе и бары и всё закипит: тогда, может быть, еще что-то сделаем, а может, наоборот, уберем.
Зачем художники и бизнесмены хотят работать в «Порту Севкабель» и почему именно там прошел Present Perfect
Сергей Рублев
Создатель мастерской «Картонщик», резидент «Порта Севкабель»
— Проект «Картонщик» запустился в 2014 году. Мы создаем арт-объекты, инсталляции, фотозоны и декорации из экологичного картона под ивенты и фестивали. Изначально у нас было помещение на Васильевском острове, но год назад для мастерской я снял помещение на Шкиперском протоке, откуда нас быстро решили выселить владельцы здания. Встал выбор, куда переезжать, и я захотел снова обосноваться на Ваське: не хотелось уходить вглубь города. Знакомые посоветовали открывающийся тогда «Порт Севкабель».
Посмотрев площадку и узнав ее получше, я влюбился: и залив рядом, и красивые большие площади, и активная позиция создателей. В августе 2017 года обратился к организаторам, они меня уже знали, всё моментально согласовали, потому что проект подходил под их формат, и я сразу же заехал и начал работать. Тогда там шла стройка, и я стал одним из первых резидентов пространства: [из-за активных строительных работ] приходилось переезжать из одного помещения в другое.
У меня мастерская порядка 40 кв. м с 4,5-метровыми потолками, что нужно было мне для работы. Выходит 30 тысяч рублей вместе с коммуналкой. Всё, что мне нужно, здесь есть: окна, двери, большое помещение, нормальная столовая. Конечно, можно найти предложения выгоднее, но здесь можно получить и какой-то дополнительный бонус от мероприятий и ребят, занимающихся развитием площадки. В этом плане здесь всё сходится в одном месте: и коллектив отличный, и крупные ивенты проходят.
Так, последний раз я делал декорации для фестиваля Present Perfect: там была скульптура Диониса в 4,5 м. И вообще на все вечеринки PPF, которые в течение года проходили в «Порту», я делал необходимые декорации. Никакой договоренности с организаторами у меня нет, но ребята знают, что я могу делать из картона что угодно, поэтому советуют меня тем, кто проводит мероприятия. Это еще и удобнее для них: не нужно никуда ездить, ничего заказывать, можно на месте решить вопрос по оформлению.
Юрий Павлов
Создатель ресторана паназиатской кухни Kuta Bar, резидент «Порта Севкабель»
— Мы, учредители Kuta Bar, плотно увлекаемся борд-культурой и поэтому хотели сделать уютный уголок для наших единомышленников, который напоминал бы о спотах (местах, где серферы встают на волны, — прим. «Бумаги») Индонезии. Учитывая подноготную и идеологию этого места, нам подошел «Порт Севкабель» — проект у большой воды, сосредотачивающий в себе ярких людей и яркие мероприятия.
Еще на этапе подачи заявки в пространство мы понимали, что проект «Севкабеля» большой и амбициозный, поэтому будет встречать новые вызовы. Из-за этого несколько раз были отсрочки открытия («Порт Севкабель» сначала заявлял, что откроется в начале лета, потом — в августе — прим. «Бумаги»), но, так как я знаю эту кухню изнутри, могу сказать, что необоснованных мотивов в этом нет: всё готовили для того, чтобы там было комфортно и безопасно работать.
Найти другое подобное место в городе сейчас крайне сложно: оно собирает в себе и расположение у воды, и историческое наследие, и классных соседей, которых можно назвать единомышленниками. Мы с самого старта проекта общаемся и с администрацией комплекса, и с Сережей «Картонщиком», и с ребятами, приезжающими на фестивали на фудтраках, и с баром «Мачты», который от нас через стенку. Пространство становится похожим на какую-то экосистему — семью или как минимум дружеское сообщество. Этого в городе точно больше нигде не найти.
Артем Крючков
Организатор фестиваля Present Perfect, один из идеологов комьюнити Roots United
— Наше первое сотрудничество с «Портом Севкабель» произошло летом 2017 года. В пространстве проходила вечеринка Boiler Room, на которой мы делали технический продакшн и небольшой хост для команды организаторов из Англии, с которыми давно дружим.
Позже, в феврале 2018 года, мы выбрали «Порт» для запуска серии OFF by Roots United 2018, потому что его атмосфера и архитектура соответствуют нашему музыкальному контексту и позволяют реализовать различные художественные замыслы. И до сих пор сотрудничаем, потому что нам комфортно сосуществовать вместе: мы говорим на одном языке и хорошо друг друга понимаем.
Present Perfect в этом году исполнилось четыре года. Мы поняли, что фестиваль растет и развивается, Музей стрит-арта стал для нас тесноват, плюс в нем отсутствует большое количество крытых помещений. В 2017 году мы провели 20 часов под проливным дождем. Инфраструктура «Порта Севкабель» позволила нам обрести независимость от погодных условий, спрятать большинство танцполов под крыши.
Кроме того, нас, конечно же, привлекла близость к воде и набережная «Севкабеля», а также сама территория, которая позволила по-новому взглянуть на инфраструктуру фестиваля.
Покрас Лампас
Каллиграф, резидент «Порта Севкабель»
— В ноябре 2017 года я искал пространство на Васильевском острове, и мне показалось, что «Порт» — одна из самых перспективных площадок. Там можно было выбрать интересное место под мастерскую и увидеть процесс формирования площадки не со стороны, а изнутри. Мне это нужно с точки зрения и анализа городских и культурных проектов, и понимания стратегии развития [подобного] пространства.
«Севкабель» для меня — возможность быть в среде, в которой мне комфортно. Люди, которые туда попадают, зачастую имеют представление либо о моих работах, либо об искусстве [в целом].
Так как я все-таки художник, то вижу перспективу [этой площадки] с точки зрения пространства самого по себе: в огораживании территории, работе с набережной и с наследием завода, в правильной подаче эстетики завода, проведении интересных мероприятий для молодой аудитории. Для меня перспектива в том, как здесь можно работать: если я захочу отснять каталог своих картин, то могу спокойно выйти из мастерской и сделать съемку, потому что мне действительно нравится пространство, в которой она расположена.
Я обращаю внимание на то, что в пространстве есть катушки, бобины, необработанный бетон, металлические балки, сырой красный кирпич; на игру цветов и текстуру — это вещи, которые не изначально сделаны, чтобы быть красивыми, а просто на них так повлияли время и какие-то условия.
В жизнь «Порта» я даже не пытался вмешиваться в силу занятости своими проектами, поэтому вместе мы ничего еще не делали. Но я слежу за тем, что они организовывают, и мне всё нравится: выставки, фестивали, ярмарки. При этом меня никогда не привлекали к пиару «Севкабеля». Я без коммерческой выгоды писал и делал посты про «Порт», потому что он мне нравится.
Естественно, я не беру на себя ответственность за будущее: не знаю, какую стратегию пространство выберет и насколько она будет успешной. Но мне внушают доверие люди, которые занимаются этим местом. Кажется, они стараются делать что-то хорошее в Петербурге.