16 июля 2019

Вот молодые художники Петербурга, за которыми интересно следить. Где посмотреть и купить их работы?

В арт-среде Петербурга — очевидный запрос на новые кадры. И именно на молодых художников сейчас устремилось пристальное внимание не только публики, но и индустрии.

В городе открываются и новые площадки для молодого искусства — например, галереи FFTN, Kunsthalle Nummer Sieben, «Открытая студия Непокоренные» и бывшие заводы. А работы художников теперь можно покупать на популярных арт-ярмарках и в галереях.

По просьбе «Бумаги» независимый куратор Лизавета Матвеева рассказывает, за какими молодыми художниками следить, где смотреть их работы и сколько они стоят.

Чтобы регулярно узнавать о новых выставках, спектаклях и концертах, подписывайтесь на культурную рассылку «Бумаги».

Группа «Север-7»

Кто

Коллектив художников, который изначально возник из круга друзей вокруг самоорганизованного выставочного пространства в Никольском переулке. Сегодня он разросся до уже неконтролируемых масштабов — к костяку группы из семи человек примыкают десятки новых авторов: от Саши Зубрицкой до Петра Швецова.

Профессиональное сообщество с деятельностью группы давно знакомо, и, судя по фейсбучным перепалкам, она даже многим набила оскомину. А вот широкий зритель, возможно, так и не слышал о том, что делают ребята, хотя внимания они точно заслуживают.

Что делают

«Север-7» начинали свою публичную деятельность с перформансов: в 2014 году на выставке «Сигнал» они расколотили один из выставочных залов, в 2015-м совместно с куратором Глебом Ершовым поставили «Охоту на Снарка» Льюиса Кэрролла, сделав из нее страшную сказку. Для каждого перформанса художники строят кинетические инсталляции (дышащие башни, гробы на колесах), экспериментируют со звуком и светом.

В своих проектах «Север-7» препарирует русскую ментальность и традиционную культуру, заигрывает со сказками, сказаниями, легендами и мифами, эксплуатирует стереотипные русские образы или эстетику дачного самостроя, использует «бедные» материалы — землю, дерево, тряпки, строит собственные пространства, города и миры, подчиняя их эстетике дачной эклектики.

Группа всегда стремилась разрушать устойчивые институциональные и рыночные системы, ломать существующие правила и диктовать свои. То, что начиналось как андеграундная самоорганизация, сегодня обрело статус, голос и реальную силу, с которой должно считаться всё художественное сообщество.

Инсталляции группы закупают в крупные коллекции — в этом году именно «Север-7» выбрали для ежегодной закупки в антверпенский музей M HKA. Художников приглашают участвовать в международных ярмарках (хотя «Север» проводит и собственные «7-е независимые ярмарки современного искусства») и делать перформансы на самых разных площадках от Музея петербургского авангарда до бутика Babochka.

Где смотреть

В этом году «Север-7» отмечает семилетие двумя выставками: в Новом музее (до 21 июля) и в галерее Anna Nova с 27 июля до 12 октября. Оба проекта объединили весь свет петербургского искусства — всех, за кем нужно наблюдать и следить сегодня: от Петра Швецова до Вадима Михайлова, от Федора Хиросигэ до Леры Лернер.

Еще у ребят есть свое выставочное пространство в подвале жилого дома на «Чкаловской» — Kunsthalle Nummer Sieben. Там, правда, выставляют работы друзей «Севера», а не художников группы.

Где купить

Кабинет графики WöD (от 2 тысяч рублей), Ovcharenko Gallery, Name Gallery, «7-е независимые ярмарки современного искусства».


Ася Маракулина

Кто

Ася — еще одна представительница «тяжелой артиллерии», которую знает всё петербургское художественное сообщество (впрочем, уже не только петербургское).

Художница переехала из Перми, отучилась в СПбГУ на художника-мультипликатора и в Школе молодого художника «Про Арте». Дипломный проект Аси (2016 год) основывался на антиутопии Замятина «Мы» — уже там можно было увидеть деликатную графику Маракулиной. Затем художница показывала этот проект в Библиотеке книжной графики.

Что делает

Серии рисунков, анимация и живопись Аси строятся вокруг эстетики географических карт — в ее работах линии, точки, пятна и простые геометрические фигуры подчиняются логике художницы, рассыпаются и собираются в ландшафты бессознательного.

Маракулина, пожалуй, одна из самых сосредоточенных и цельных молодых художников: каждый из ее новых проектов является логическим продолжением предшествующей практики. Сейчас художница работает над серией графики и живописи, в которой очень трогательно рисует клубни картофеля — молодые, пророщенные, одинокие и вписанные в натюрморты, клубни как дома и как беспредметные пятна, из них выползают червячки и муравьишки или произрастают грибочки.

Кроме графики и анимации Ася также создает вышивки и — вы удивитесь — татуировки. В отдельных проектах две эти техники плотно связываются — как, например, в ее проекте «Объятия»: там художница набивала желающим татуировки на основе своих вышивок. Тату от Маракулиной — по сути ее же графика, перенесенная на человеческую кожу. Так обладатель татуировки сам становится выставочным пространством, искусством.

Где смотреть

В сентябре в Marina Gisich Gallery пройдет персональная выставка Аси; осенью художница будет участвовать в фестивале «Современное искусство в традиционном музее».

Где купить

Кабинет графики WöD (от 700 рублей), Marina Gisich Gallery.


Данини

Кто

Петербургская художница, выпускница Школы молодого художника «Про Арте» на самом деле уже почти два года живет в Москве. Именно после переезда в столицу началась активная стадия ее персональной художественной деятельности.

В прошлом году она участвовала в групповой выставке «О, зин, ты — мир!» в московской галерее «Граунд» и петербургской Библиотеке книжной графики, сделала большую стрит-арт инсталляцию на биеннале «Артмоссфера», показала перформансы на фестивале «Арт Проспект» и ярмарке современного искусства SAM Fair, а весной этого года у нее состоялась первая сольная выставка в столичной галерее Fragment.

Что делает

Данини работает в разных техниках: от перформанса до зина, от живописи до видео, — но, как правило, ее проекты взаимосвязаны. Перформанс может послужить отправной точкой для вышивки, а живопись — для стрит-арта. Например, серия перформансов «Пип-Шоу» переросла в вышивки для одежды Ola Ola, а из инсталляции ESC в Музее уличного искусства родилась серия живописи, гобеленов и муралов с логотипом Windows.

Так или иначе, художница работает с образом цифровой ошибки, сбоя. Эти ошибки, или глитчи, она ищет — и успешно находит — в реальной жизни (в этом можно убедиться даже по сторис в ее инстаграме) и наслаивает их одну на другую в своих работах. Персонажи компьютерной игры «Герои меча и магии» скрещиваются с до боли знакомыми представителями ушедших или уходящих субкультур: эмо, ска, готами и говнарями.

Общий фон, контекст в работах Данини — это перестройка, глобальный глитч нашей действительности, в котором она росла и с последствиями которого мы сталкиваемся по сей день. Проекты художницы полны абсурда, иронии, чарующего идиотизма и для зрителя работают как прививка от разворачивающегося вокруг Апокалипсиса.

Где смотреть

До 13 октября — на выставке «Хоть стой хоть падай» (куратор — Максим Има) в Музее уличного искусства. В магазине Ola Ola Store представлена ее коллаборация с брендом одежды Ola Ola.

Где купить

Fragment Gallery.


Саша Зубрицкая

Кто

Саша Зубрицкая, выпускница Школы молодого художника «Про Арте» — это художница, как сейчас модно говорить, эпохи постинтернета, хотя то, что она делает, намного шире. У Саши было уже несколько персональных выставок. Первый соло-проект она показывала на «Пушкинской-10» в галерее 2,04. В этом году у Зубрицкой прошла персональная выставка на проекте «Старт» в Москве, из которой затем вырос весенний проект в петербургской галерее Navicula Artis.

Что делает

Работы Саши — ребусы, которые зрителю предлагается декодировать, используя предоставленные художницей образы-подсказки. Ее искусство очень личное, но всё же оно о каждом из поколения 20–30-летних, о наших снах, реалиях, мечтах, страхах и ужасах.

Зубрицкая использует разнообразие медиа: видео, фото, графику, живопись, найденные объекты и скульптуры, — и подчиняет их темам желания, аффекта, встречи, секрета, игры, вуайеризма. Так, Саша фиксирует на видео трудящихся и отдыхающих рабочих, раскачивающиеся от ветра строительные сетки, пауков, которые тащат своих жертв в логово, мигающие светофоры.

Художница вообще очень много подглядывает: за людьми, за предметами, за городом, — ее повседневные «наблюдения» и «сокровища» можно увидеть в ее инстаграме.

Где смотреть

До 21 июля — на выставке «Горизонт-19» в Новом музее, а с 25 июля — в галерее Anna Nova.

Где купить

Кабинет графики WöD (от 3,5 тысяч рублей).


Сергей Савельев

Кто

Сергей (soldat_schoenheit или s_s, как сам себя называет художник) начал с графики, изображающей военных и похожих на Чужих существ, а сейчас делает серию про ведьм и шаманов. Савельев — тоже выпускник Школы молодого художника «Про Арте». Помимо искусства он занимается коммерческой фотографией.

Что делает

Работы Сергея выдержаны в черно-белой гамме и напоминают раскадровку мультика для взрослых. То красавицу сжирает Вождь во время поцелуя, то орел ловит квадрокоптер, то мчится танк, который оседлал мультипликационный качок, которого оседлал единорог. Всё это художник активно публикует в своем инстаграме, а еще иногда делает зины.

Многим Сергей запомнился именно милитаристской темой, приправленной немецкой философией, но сейчас интересно наблюдать за тем, как в своем творчестве художник выходит за пределы узнаваемого нарратива и ищет для себя новые образы и истории.

Где смотреть

Осенью — в Kunsthalle Nummer Sieben (совместный проект с художницей Татьяной Черномордовой).

Где купить

В инстаграме художника (от 6,5 тысяч рублей).


Грехт

Кто

Грехт — художник-загадка петербургского искусства. Появившись в 2017 году буквально из ниоткуда благодаря таланту Ильи Гришаева находить и объединять единомышленников, Грехт впервые показал свои фотографии и брутальные маски и оружие, сделанные из найденных кусков ржавого металла, деревяшек, бечевки и камней, на одной из первых «7-х независимых ярмарок современного искусства» от «Север-7».

За самодельными кинжалами и масками последовала графика и зины, а теперь Грехт делает живопись, объекты и даже снимает фильмы. К слову, Грехт — один из художников, которые уделяют пристальное внимание даже незначительным деталям: его зины часто вручную скреплены ржавыми скрепками, а бумагу он берет пожелтевшую и старую.

Что делает

Лирический герой или, скорее, альтер-эго художника, — некий военный, сошедший с ума от ужасов войны, оказавшийся в постапокалипсисе один.

Изображения сопровождаются картами военных действий и текстами с иногда идентифицируемыми обрывками слов или вовсе нечитабельными каракулями. Крайне тонкие и деликатные акварели и карандашные рисунки порой изображают жестокие сцены. Но работы Грехта наполнены абсурдом — в них всегда есть некий сдвиг, дающий зрителю сигнал, что всё на самом деле сложнее, чем кажется.

Где смотреть

В ближайшее время художник планирует сделать свою персональную выставку и принять участие в нескольких групповых проектах на заброшенных территориях в Петербурге. Следите также за показами фильма «Житие Гореслава Чуждоземного» (совместно с Иваном Шестовым, Владимиром Смоловым, Евгением Е., Катей Саэале, Катериной Муха, Кариной Казарян и др.).

Где купить

Кабинет графики WöD (графика от 1 тысячи рублей, зины от 5 тысяч рублей).


Вероника Ивашкевич

Кто

Вероника — художница белорусского происхождения, училась в Академии имени Штиглица и Школе вовлеченного искусства «Что Делать». Впервые она публично представила свои работы на одной из первых «7-х независимых ярмарок современного искусства» «Севера-7» — это была графика, выполненная с использованием цифровой печати и книги художника (авторские издания, выполненные ограниченным тиражом или даже в единственном экземпляре). После этого Вероника принимала участие в групповых выставках и ярмарках.

Что делает

Художница эксплуатирует подростковую, «девичью» эстетику: розовый цвет отсылает к журналу Elle Girl и прикидам Пэрис Хилтон начала нулевых, анкетам-вопросникам и телефонам-раскладушкам Motorola, украшенным стразами.

Ивашкевич начинала с глитч-арта, а сейчас делает зины по мотивам сериала «Отчаянные домохозяйки», коллажи с автопортретами, объекты с бусинами и жемчужными раковинами, инфантильные гифки и скрапбуки.

Инстаграм Вероники выглядит так, будто его вели 15 лет назад. Такой интерес к недавнему прошлому и инфантилизм отображает общие тенденции, которые мы наблюдаем, например, в моде (вспомнить хотя бы коллекции Balenciaga, Vetements и Gucci), и может восприниматься зрителем как способ самозащиты и самосохранения в условиях тотального дисбаланса вокруг.

Где смотреть

Осенью в галерее FFTN и «Открытой студии Непокоренные».

Где купить

Кабинет графики WöD (графика от 500 рублей).


Никита Селезнев

Кто

Никита, тоже выпускник Школы молодого художника «Про Арте» и Академии имени Штиглица, работает в жанрах скульптуры и графики, также экспериментируя со звуком. Тема искусства Селезнева связана с архитектурным и социальным ландшафтом — с наборами устойчивых предписанных отношений между человеком и его физическим и ментальным окружением.

Что делает

Городское и интернет-пространство, нормы, правила, стереотипы — объект художественных размышлений Никиты. Последнюю персональную выставку «Мой зеленый крокодил» в галерее Navicula Artis Селезнев посвятил проблематике окраинных районов и тому отчуждению, которое переживают его жители, — невозможность влиять на формирование окружающей среды и принять ее вынуждает людей дистанцироваться и существовать как бы в параллельной реальности.

Никита говорит об актуальных и понятных любому человеку страхах, опасениях и желаниях на нетрадиционном языке скульптурной пластики и с помощью своих работ конструирует пространство инсталляции, в котором зритель на физическом уровне улавливает состояние тревоги и дискомфорта.

Где смотреть

На совместной с Екатериной Соколовской выставке «Дон Кихот. Глава, в которой…» в Доме-музее Федора Шаляпина до 19 сентября; на выставке «Горизонт-19» в Новом музее до 21 июля, в галерее Anna Nova с 25 июля.

Где купить

Галерея «Миф».


Анна Мартыненко

Кто

Анна, художник-постановщик, активно работающий в театре, параллельно экспериментирует с новыми технологиями, часто перенося их в свои театральные проекты. Вы могли видеть ее работы в Александринском театре, в БДТ (из последнего — на PER FORMA) и в «АХЕ».

Мартыненко — выпускница последнего курса Школы молодого художника «Про Арте». На финальной выставке она представила несколько своих произведений, в которых взаимодействовала со звуком. Она одна из немногих, кто сейчас в Петербурге делает интересные проекты в этом направлении.

Что делает

Художница использует звук как способ документации и анализа физических свойств предметов, материалов, архитектурных элементов, домов. Она переводит движения людей и ветра в звук, а звук — в свет.

В своих проектах Анна ставит цель вовлечь зрителя в коммуникацию и получить новый опыт — по сути создает среду для взаимодействия, инициирует контакт, используя анализ данных, звук, свет, цвет, работая с живым сигналом и окружающим пространством.

Сейчас Мартыненко работает над переводом нескольких своих перформансов в форму зина, по сути, развивая жанр «зин-перформанса» в поисках формы фиксации действия на бумаге.

Где смотреть

В сентябре на проекте «Новая антропология» в Музее науки в Колтушах.

Где купить

Напрямую у художницы (объекты от 7 тысяч рублей), в галерее Alvitr (объекты от 40 тысяч рублей).


Иван Чемакин

Кто

Иван Чемакин, член самой открытой художественной группы «Паразит» (участником может стать каждый — нужно прийти на одно из регулярных собраний объединения и показать свои работы), знаком публике как автор примитивистской живописи — художник почти маниакально писал автомобили, строительные инструменты и упаковки из-под продуктов (в особенности — фруктов). Его работы можно было увидеть на регулярных выставках «Паразитов» в галерее «Борей», в ЦСИ имени Курехина и на «7-х ярмарках современного искусства».

С первой групповой выставкой в Kunsthalle Nummer Sieben, с которой весной 2019-го открылось пространство, стало понятно, что Чемакин очень тонкий инсталлятор. Художник оккупировал одну из комнат подвала и выстроил в ней средовую инсталляцию, фактически используя лишь мусор: ржавые бочки, тряпки, дырявые тазы, кастрюли, сетки, ящики, упаковки из-под сметаны, канистры и прочее.

Такой дебют в жанре инсталляции привел к тому, что в июне Иван открыл персональную выставку в том же Kunsthalle, где он создал практически детективную историю из инсталляционных и скульптурных работ.

Что делает

Художник мастерски работает с мусором и найденными материалами и объектами, полностью подчиняя их своему замыслу. К тому же Чемакин делает объекты и скульптуры из дерева: материал не всегда узнаваем с первого взгляда, и только присмотревшись зритель понимает, что огромная голая женщина или грузовик высечены из дерева и расписаны вручную.

Где смотреть

На выставке «ДОБ-2 — Добыча обезьян» в Kunsthalle Nummer Sieben, на выставка «Горизонт-19» в Новом музее до 21 июля и в галерее Anna Nova с 25 июля.

Где купить

Masters Bookstore (графика от 4 тысяч рублей), в Kunsthalle Nummer Sieben (объекты от 3 тысяч рублей, живопись — от 5 тысяч, графика — от 4 тысяч), в галерее «Борей» (живопись от 5 тысяч рублей).

В целом следить за молодыми (да и за немолодыми) художниками при желании очень просто — в Петербурге не так много выставочных пространств, открытых для художников без мощного международного бэкграунда. Возможно, по этой же причине большая часть художников из этой подборки и всего художественного сообщества Петербурга прошла через Школу молодого художника «Про Арте»: альтернатив традиционному образованию в Академии художеств и Академии имени Штиглица мало, а до появления Школы «Про Арте» и Школы вовлеченного искусства «Что Делать» их и вовсе не было. И если последняя продолжает свое существование, то про многолетнюю Школу молодого художника после последнего выпуска, к сожалению, пока не слышно.


О самых интересных выставках и других культурных событиях города читайте в тематической рассылке «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.