В Петербурге два года работает платная парковка, но нарушителей всё еще не штрафуют. Сколько город на этом потерял и когда водителей начнут наказывать

В конце 2015 года в центре Петербурга запустили пилотную зону платной парковки, однако фактически парковаться можно бесплатно: у властей нет возможности штрафовать нарушителей. За два года зафиксировано 400 тысяч нарушений, город недополучил более миллиарда рублей.

Какой процент водителей платит за парковку, что мешает Смольному выписывать петербуржцам штрафы и когда нарушителей начнут наказывать? “Бумага” собрала всё, что известно о ситуации с платными парковками в Петербурге.

Зона платной парковки в Петербурге работает больше двух лет

В сентябре 2015 года на 27 улицах, расположенных между Невским и Лиговским проспектами, Кирочной улицей и набережной реки Фонтанки, запустили пилотную зону платной парковки. Она рассчитана почти на 3 тысячи легковых автомобилей.

Парковка стоит от 30 до 120 рублей в час в зависимости от вида транспорта. Для обычных легковых автомобилей – 60 рублей в час. Парковку можно оплатить через паркомат, личный кабинет на сайте, приложение или отправив смс.

С 20:01 до 7:59 парковаться в этой зоне можно бесплатно. Для жителей домов в зоне парковки действует льготный тариф – 1,8 тысячи рублей в год. Ветераны, блокадники, инвалиды и многодетные семьи (полный список можно посмотреть на сайте) паркуются бесплатно.

Скриншот “Яндекс.Карты”

Водителей, которые не платят за парковку, всё еще не штрафуют. КРТИ не может получить их персональные данные

Для тех, кто не оплатил парковку, предусмотрен штраф. Нарушения фиксируют автомобили парковочной инспекции с камерами и пешие контролеры. Машины курсируют по маршруту таким образом, что через каждую точку они проезжают в среднем раз в 15 минут. Если автомобиль замечен на парковке дважды с интервалом не менее 15 минут, то в системе запрашиваются данные об оплате. Если оплаты нет, то формируется проект постановления об административном правонарушении.

Однако за два года работы парковки штрафовать нарушителей так и не начали. Имея только кадр с номером машины, наказать автомобилистов невозможно – нужны их персональные данные, которых у контролирующего ведомства нет.

Как рассказали “Бумаге” в пресс-службе Городского центра управления парковками, с 3 сентября 2015 года по 2 ноября 2017 года было сформировано почти 400 тысяч проектов постановлений о штрафах за неоплату парковки. Сумма каждого штрафа – 3 тысячи рублей. Таким образом, нарушители могли бы принести бюджету примерно 1,2 миллиарда рублей. При этом срок давности для привлечения к ответственности за неоплату парковки составляет два месяца.

КРТИ больше двух лет пытается получить доступ к базе данных водителей

Проблема со взиманием штрафов возникла сразу после запуска парковки. Еще осенью 2015 года власти предупреждали автомобилистов, что их начнут штрафовать в ближайшее время. В Смольном сообщали, что “завершают решение вопроса о предоставлении персональных данных” с ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Затем в КРТИ признали, что соглашения с полицией нет. МВД отказывается сообщать информацию о нарушителях, ссылаясь на закон «О пер­со­наль­ных данных».

В конце 2016 года в КРТИ сообщили, что получили доступ к базе данных судебных приставов и будут штрафовать нарушителей. Позднее в ответе “Фонтанке” чиновники признали, что не смогут пользоваться этой базой, поскольку данных судебных приставов “недостаточно для системной работы”.

В конце октября 2017 года пресс-служба КРТИ объявила, что вместе с оператором парковки МВД и ГИБДД прорабатывают схему взаимодействия по штрафам за неоплату парковки.

Сергей Харлашкин, глава КРТИ:

– Сейчас мы отрабатываем механизм взаимодействия. Необходимо, чтобы все юридические службы, в том числе юридическая служба ГУ МВД, дали заключение о возможности реализации намеченной схемы взаимодействия. До 1 ноября мы тестируем порядок взаимодействия, и после этого будет понятна возможность реализации механизма по передаче персональных данных владельцев транспортных средств.

В начале ноября ведомство отправило запросы на предоставление данных. 8 ноября в ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти сообщили, что не передавали Смольному данные водителей. 20 ноября Харлашкин заявил, что ГИБДД по Петербургу отправило запрос в федеральный центр с просьбой разъяснить вопрос о взимании штрафов.

Петербургские власти также предлагают внести изменения в федеральное законодательство, чтобы исполнительные органы могли получить доступ к персональным данным автовладельцев, не оплативших парковку. В КРТИ сообщали, что предложение поддержали Минэкономразвития и Минкомсвязи. Поправки внесены в проект федерального закона “Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”. Документ находится на рассмотрении в Госдуме.

Платные парковки оказались убыточными, но сократилось время парковки машин в центре

Как пишет “Водитель Петербурга”, на создание пилотной зоны из бюджета Петербурга с 2014 по 2016 год было потрачено около 300 млн рублей. В бюджете на 2017 год на центр управления парковками заложено еще 348 млн рублей.

Доход бюджета от эксплуатации зоны платной парковки за весь период существования — по 2 ноября 2017 года — составил 236 млн рублей, рассказали “Бумаге” в пресс-службе Городского центра управления парковками.

По итогам 2016 года в КРТИ признавали, что платные парковки в центре Петербурга оказались убыточными. По данным чиновников, добровольно платят за парковку только 13 % водителей.

При этом в Смольном говорят, что платную парковку создали, чтобы увеличить пропускную способность дорог в центре города. По итогам 2016 года чиновники отметили, что водители “стали более рационально использовать парковочное пространство”. До того, как ввели плату за парковку, большая часть машин парковалась более чем на три часа. Теперь число таких автомобилей составляет только 5,7 %, добавили в КРТИ.

Зону платных парковок планируют расширить. Когда именно, неизвестно

В будущем зону платной парковки собираются расширить. Предполагается, что она распространится на весь Центральный район, а также на часть Адмиралтейского и Петроградского районов.

В бюджете на 2017 год средства на расширение зоны платной парковки не предусмотрены. В Городском центре управления парковками отметили, что также ведут переговоры с инвесторами. На ПМЭФ летом 2017 года город подписал соглашение с “ВТБ”: банк готов вложить в расширение зоны парковок 4 млрд рублей.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.