Специалистки из Института лингвистических исследований и Института русской литературы провели неофициальную экспертизу по делу петербурженки Саши Скочиленко, которой грозит до 10 лет колонии по делу о фейках об армии России (ст. 207.3 УК РФ). Ответы на вопросы, заданные стороной защиты, опубликовали в телеграм-канале «Свободу Саше Скочиленко!».
Первая лингвистка — Маргарита Спиричева (ИЛИ РАН). Имя второй — Мария (ИРЛИ РАН), ее фамилия не называется. Им задали те же вопросы, которые сторона защиты передала в Центр экспертиз СПбГУ, проводящий официальную экспертизу по заказу следствия. В основе анализа были пять размещенных Сашей Скочиленко «ценников».
Какие ценники анализировали лингвистски ↓
По версии следствия, Саша Скочиленко оставила в магазине «Перекресток» пять листовок:
1) «Российская армия разбомбила худ. школу в Мариуполе. Около 400 человек прятались в ней от обстрелов».
2) «Российских срочников отправляют в Украину. Цена этой войны — жизни наших детей».
3) «Остановите войну, в первые три дня погибли 4300 российских солдат. Почему об этом молчат на телевидении?»
4) «Путин врет нам с экранов телевизоров 20 лет. Итог этой лжи — наша готовность оправдать войну и бессмысленные смерти».
5) «Мой прадед участвовал в великой отечественной 4 года не для того, чтобы Россия стала фашистским государством и напала на Украину».
Лингвистски пришли к следующим выводам:
- На размещенных «ценниках» содержатся словосочетания, объектами которых являются Вооруженные силы РФ. Им приписывают «некоторые действия», заключила Маргарита Спиричева.
- Некоторые высказывания на «ценниках» представлены в форме утверждений, которые дают возможность проверить информацию: например, «российcкая армия разбомбила худ. школу в Мариуполе». При этом часть заявлений находится в пресуппозиции, то есть части плана содержания высказывания, которая, по мнению говорящего, уже известна слушателю. «Если находящиеся в пресуппозиции сведения не соответствуют действительности, все высказывания находятся за гранью истинности и лжи», — считает Спиричева. Почему так происходит — можно прочитать в ее объяснении.
- В тексте на «ценниках» указывается лишь один источник, который позволил бы считать их облеченными в форму «достоверных сообщений», — телевидение, отмечает Спиричева. Достоверность этого источника ставится автором под вопрос. К тому же автор задает вопрос «Почему об этом молчат на телевидении?», предлагая читающему самостоятельно определиться с тем, какую информацию можно считать достоверной.
- В текстах отсутствует информация об интересах РФ, о защите интересов РФ, о целях защиты интересов РФ и, соответственно, об их дискредитации. А также информация о «целях поддержания международного мира и безопасности». На «ценниках» ВС РФ не характеризуются отрицательно или положительно, постановила Мария из ИРЛИ РАН.
- Коммуникативная цель этих текстов — не сообщение информации, а достижение эффекта нарушения ожидания, удивления, попытка заставить задуматься и дать адресату самому проанализировать эти сведения и сформировать свое мнение, считает Маргарита Спиричева. По мнению второй лингвистки, цель текста — частное «высказывание ради высказывания» с экспрессивной окраской.
- Языковых средств выражения вражды или ее возбуждения и признаков hate speech (в любой из классификаций) в представленных текстах не обнаружено, заявила Мария. В них нет признаков возбуждения политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также мотивов ненависти или вражды вовсе, подтвердила Маргарита Спиричева.
Сашу Скочиленко обвиняют «публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации» об использовании российской армии в «целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Девушке вменяют мотив политической ненависти.
Что еще почитать:
- Саша Скочиленко не должна сидеть 10 лет за антивоенные листовки. Вот ее история — с доносом, спецоперацией по захвату и СИЗО.
- «Наши солдаты не допустили бы бомбардировки мирных гражданских объектов». Допрос пенсионерки, которая написала донос на Сашу Скочиленко.
Фото на обложке: Андрей Бок для «Бумаги»