Генпрокуратура 21 июня признала нежелательной организацией Bard College. Американский университет годами сотрудничал с СПбГУ и участвовал в создании и развитии факультета свободных искусств. Запрос в прокуратуру направил координационный совет НКО РФ — там требуют проверить связь вышедшего из состава СПбГУ Университета свободных искусств с организациями Джорджа Сороса, чей фонд в России тоже признан нежелательным.
Российские ученые и деятели искусств считают санкции в отношении колледжа очередным ударом по науке и образованию в России, а выпускники с теплом вспоминают обучение и пишут, что теперь еще больше гордятся двойным дипломом. «Бумага» собрала мнения о признании Bard College нежелательной организацией.
— Нет слов. Дальше уже некуда — кажется каждый раз. И всё равно постоянно сталкиваемся с той же политикой. Мы не раз видели, как объявляют нежелательными и даже экстремистскими те организации, которые, по моему убеждению, таковыми не являются. Ограничения в адрес Бард-колледжа окажут существенное влияние на образование и науку в России
Николай Подосокорский
— Происходящее можно считать продолжением силовой зачистки образовательного пространства России от иностранного и либерального влияния, что неизбежно скажется на дальнейшем огосударствлении всего высшего образования в стране и резком снижении международных контактов отечественных ученых и преподавателей.
Также можно увидеть в этом очередную атаку на влиятельного члена близкого круга Путина, бывшего вице-премьера и экс-министра финансов Алексея Кудрина. В преддверии транзита власти политическая борьба между группами влияния будет лишь нарастать, и таких сигналов, посылаемых ими друг другу через разные силовые ведомства, будет также становится всё больше.
Константин Сонин
— Как вот это назвать? Признание Bard College нежелательной организацией… Безумие? Никакого смысла в этом нет, кроме — очередной официальный кирпичик по закреплению второсортности.
Таких — такого уровня — бакалавриатов, как Bard, в Америке еще примерно 50–60. В Америке супербакалавриаты бывают двух видов — при большом университете, как Гарвард, Стенфорд или Чикаго, и без большого университета — как Свартмор, Помона или Хаверфорд; крутизна — что программ, что выпускников — примерно одинаковая (из того же Свартмора больше поступает на PhD в МIT, чем из Гарварда).
Bard — это бакалавриат второго рода из первой тридцатки, то есть уровня бакалавриата топ-50 университетов в мире. Иными словами, это была большая честь и помощь российским партнерам (СПбГУ не уступает в качестве студентов, но в остальном бакалавриат слабее).
Так вот — еще пятьдесят столь же безумных мер — и это будет равносильно принятию закона о запрете современного образования.
— Бард-колледж сотрудничал с Факультетом свободных искусств и наук СПБГУ, практикующим систему либерального образования. <…> Теперь судьба факультета поставлена под угрозу, а судьба направления кураторских исследований тем более — партнерство с Бард-колледжем давало больше свободы в приглашении преподавателей, возможность включать международный опыт, позволяло получить двойной диплом, поехать в Нью-Йорк, познакомиться с кураторами и посетить CCS BARD — крутейший академический центр кураторских исследований, сделать выпускную выставку с бюджетом и практически без цензуры и контроля и много что еще.
Несмотря на большое количество структурных противоречий внутри факультета и кризис программы последних лет, для России программа «Кураторских исследований» и факультет в целом были прецедентом. Ну и, что не менее важно, куратор_ки Смольного — «смольнянки» — сформировали практически весь современный ландшафт современного искусства в Петербурге, а если выйти за пределы кураторских исследований, то выпускники Смольного внесли огромный вклад в современное искусство в России и не только. Вспомните любую крупную институцию или громкий проект — от «Кунстхалле» и «Люды» до Кураторского форума и ЦСИ Курехина, от музея «Гараж» и фонда V-A-C до «Манифесты» — везде есть кто-то из Смольного, и часто на ключевой позиции. А еще выпускники Смольного не были заточены только на художественные практики, поэтому они занимают менеджерские, организаторские, кураторские позиции, создавая инфраструктуру.
Алина Белишкина, Яна Кличук, Лиза Матвеева, Настя Скворцова, Лера Лернер, Анастасия Котылева, Наталья Шапкина, Сима Кострова, Лиза Цикаришвили, Анастасия Пацей, Вероника Никифорова, почти весь состав Петербургского ГЦСИ, Настя Вепрева, Христина Отс, Яна Михалина, Ярослав Воловод… Я думала начать перечислять, но, кажется, это просто невозможно — выпускники Смольного есть абсолютно везде!
Сейчас это огромная дыра и похеренная работа. Хоть к этому давно всё шло, но мне просто очень жаль.
Маша Братищева
— Если чему-то в жизни я научилась, то вышло это благодаря совместной программе Барда и Смольного. Но оказывается, упорство, уважение дедлайнов и самостоятельная работа — нежелательные для нынешней России качества. До хрипа обидно за нынешних абитуриентов, которым не удастся получить то, что получила я, и чувствую себя ветеранкой, которая рассказывает о временах, когда трава была зеленее. А дипломом горжусь и до сих пор в CV вставляю строчку: St. Petersburg State university/ Bard college.
Саша Филипенко
— Горд быть выпускником Bard College (есть у меня и такой диплом). Почему-то не удивлен, что нынешнему конституционному строю России угрожают лекции по литературе, философии и изобразительному искусству.
«Бумага» подробно рассказывала, как факультет свободных искусств и наук решил выйти из состава СПбГУ. Инициатива принадлежит декану факультета и председателю Счетной палаты Алексею Кудрину, ее поддержали в правительстве и ученом совете СПбГУ.