С осени 2017 года на лофт-проект «Этажи» жалуются многие посетители: там стало меньше выставок и концертов, а свободные места заняли магазины. Некоторые резиденты также рассказывают о неприятном соседстве и частой смене арендаторов. За последний год в пространстве закрылось несколько проектов, часть из них предпочли переехать на другие площадки.
Как ситуация в «Этажах» связана с объявлением о ребрендинге, почему резиденты недовольны руководством лофт-проекта и кто арендует торговые площади. «Бумага» рассказывает, что сейчас происходит с «Этажами».
В конце 2017 года посетители «Этажей» начали жаловаться на агрессивных промоутеров магазинов Hangetsu Tea и «Русский ельник»
В группе «Этажей» посетители, начиная с осени 2017 года, постоянно писали о том, что к ним пристают продавцы у стойки с надписью «Русский ельник», где продавали саженцы ели (по скидке: 500 рублей вместо тысячи). Продавцы якобы вели себя очень назойливо и хамили, если посетители лофт-проекта проходили мимо. В начале февраля появились жалобы на еще один магазин — Hangetsu Tea (подробнее о ситуации с магазином и жалобами на него читайте в материале «Бумаги»). Продавцы последнего зазывали людей на дегустацию, а потом настойчиво предлагали купить чай — тоже по «уникальной» скидке — или оставить чаевые за дегустацию.
Сейчас ни «Русский ельник», ни Hangetsu Tea в «Этажах» не работают. О том, что магазин чая съезжает, в группе объявили в июне этого года. Как рассказала в разговоре с «Бумагой» гендиректор «Этажей» Светлана Полынькова, из-за многочисленных жалоб с Hangetsu Tea просто не стали продлевать договор аренды.
При этом, по ее словам, она не помнит, чтобы посетители часто жаловались на продавцов саженцев деревьев: «Много жалоб про „Русский ельник“, честно говоря, я не слышала. Кому-то они дарили улыбки, кого-то расстраивали и [посетители] говорили, что они негодяи. Другие приходили к нам на крышу с этими елками и говорили, что счастливы».
Эти два магазина — не единственное, на что жаловались посетители «Этажей». Они считают, что в лофт-проекте стало меньше выставок и всё пространство заставили магазинами
В группе лофт-проекта в отзывах некоторые посетители пишут, что им больше не нравится ходить в «Этажи»: расстраивает обилие одинаковых магазинов и отсутствие прежней атмосферы лофт-проекта. В частности, посетителям не понравилось, что выставочное пространство «Синий пол» заставили магазинами, исчез бар «Север», а культурных событий вроде выставок и концертов стало в разы меньше.
В своих отзывах посетители сравнивают «Этажи» с рынком и говорят о том, что у них больше не возникает желания заходить в лофт-проект и приводить туда друзей.
Впрочем, есть и те, кто продолжает хвалить «Этажи»: посетителям нравится крыша, фестивали с животными и различные магазины.
«Этажами» недовольны и некоторые резиденты. Они рассказывают о частой смене арендаторов и неприятном соседстве
Как рассказала гендиректор проекта, для стартапов в «Этажах» в среднем в течение полугода действует льготная арендная ставка.
Представительница магазина Ananda Shop Мария, которая арендовала контейнер в «Этажах», рассказала «Бумаге», что арендаторы часто сменялись, поскольку многие съезжали спустя шесть месяцев, когда поднималась цена. Мария пояснила, что решила съехать по этой же причине, решив, что за эти деньги лучше снять площадку в другом месте.
Руководитель магазина Skateshop.ru Павел Трифонов рассказал «Бумаге», что его магазин работает в «Этажах» только четыре с половиной месяца, и если ставку поднимут, то он тоже, скорее всего, переедет.
Основательница «Мыльной Белки» — магазина, который работает в лофте с 2014 года — Марина Колбакова подтвердила, что арендаторы меняются очень часто и иногда магазину приходилось сталкиваться с неприятным соседством: «Например, нам приходится мириться с ситуацией, когда мы представляем марку в России официально, а в магазине по соседству продают фейк на те же самые вещи».
На вопрос о том, часто ли в «Этажах» меняются арендаторы, Светлана Полынькова ответила, что, по ее мнению, это происходит нечасто.
В «Этажах» говорят, что все их резиденты — «креативные предприниматели». Среди них — частный психолог, кальянная и мини-маркет
Гендиректор лофт-проекта «Этажи» Светлана Полынькова рассказала «Бумаге», что сейчас в лофт-проекте работают 220 резидентов. Год назад их было 185. Их количество, по ее словам, увеличилось после того, как в связи с ребрендингом появилось около 40 новых пространств для предпринимателей. В группе «Этажей» опубликован список резидентов, однако там упомянуты не все, а только около 110 кафе и студий.
Полынькова пояснила, что все резиденты работают под эгидой «креативных предпринимателей». Среди них — частный психолог, лаунж-пространство, кинозал и магазин киноатрибутики, кальянная и мини-маркет. Владелец бренда «Этажей» Денис Кузнецов год назад пояснял, что креативным стартапом может быть что угодно: от веганского кафе до производства одежды. При этом предпочтение отдадут проектам, которые работают в среднем и низком ценовых сегментах.
Системы отбора арендаторов у администрации нет. Главное желание работать и «горящие глаза».
— У нас две вещи как в культуре, так и в предпринимательстве: мы вне политики и вне религии. Всё, что связано с этим, это не наша история. Если у тебя инициатива, идея и энергия, то начни. У нас даже есть магазин, где продаются обычные продукты. Пришел человек с горящими глазами: «Я хочу, я сделаю». Так ради бога — попробуй. Мы вообще не против этого.
По словам основательницы «Мыльной Белки» Марины Колбаковой, часто смена арендаторов происходит, потому что предприниматели недостаточно вкладываются в свои проекты:
— Обычно новым арендаторам показывают устойчивые проекты, которые держатся на плаву годами. Например, наш магазин. И люди заезжают, думая, что сама локация — ключ к успеху, но это не так.
По словам арендаторов, в лофт-проекте много посетителей. Но большинство из них подростки
Руководительница «Этажей» рассказала, что, согласно электронному счетчику, ежедневно в лофт приходит три тысячи людей в будние дни, а в выходные — пять-шесть тысяч.
— По моему мнению, публика с годами кардинально не изменилась. Всё зависит от мероприятий и событий, которые происходят в «Этажах». Если это будний день, то это в основном молодежь, которая приходит в кафешки и магазины и, конечно, на нашу панорамную крышу. Также пенсионеры, которые приходят на наши выставки, потому что мы чувствуем, что это нужно. В выходные дни приходят абсолютно все — кто куда. На фестивали с животными — семьи с детьми. Молодежь приходит просто потусить.
Представительница магазина Ananda Shop Мария отметила, что плюс «Этажей» в большой проходимости, но основная часть посетителей — подростки, поэтому лучше всего там держать магазин с чем-то недорогим и интересным для них.
— Многие мои клиенты негативно отнеслись к выбору места, так как не любят «Этажи» за толкотню, да и вид у кластера не самый презентабельный, он давно требует ремонта, — пояснила Мария.
О том, что не всем клиентам нравятся «Этажи», рассказала и совладелица «Факела» Вита Карниз:
— «Этажи» — это не то место, куда ходит наша аудитория. Туда ходят школьники, семейные пары с детьми, чтобы посмотреть на енотов и лис. Мы позиционировали себя как магазин интеллектуальной литературы.
Основательница «Мыльной Белки» Марина Колбакова сказала, что покупатели теперь меньше вовлечены в активности «Лофта», в том числе приобретают меньше товаров:
— В последние годы «Этажи» равномерно шли к изменению и увеличению аудитории, в итоге поток посетителей стал намного больше, а их вовлеченность — меньше, число арендаторов выросло, но снизился их средний уровень, но, наверное, это проблема, которая возникла бы на любой большой площадке.
В октябре 2017 года «Этажи» объявили о ребрендинге: обещали обновить дизайн и запустить франшизу «Сложи Этажи». Но этого пока так и не произошло
В конце октября 2017 года руководство лофт-проекта «Этажи» на пресс-конференции объявило об изменении формата. В частности говорилось о том, что лофт теперь будет ориентироваться на поддержку предпринимателей, фестивали и лекции о стартапах, а количество арт-выставок сократится.
Для стартапов в «Этажах» должны были открыть новые пространства и обещали им специальные условия аренды: от 500 рублей за кв. метр в месяц — в два раза меньше, чем у остальных резидентов. Позже ставка выросла до 1000 рублей за кв. м. Руководительница «Этажей» пояснила, что администрация увидела, что арендаторы «хорошо справлялись» и для них 500 рублей не составили бы большой разницы.
В лофте также собирались поменять дизайн помещений. В течение полугода коридоры и лестницы «Этажей» собирались раскрасить в стиле 8-битной игры, изменить логотип, фирменный стиль и афиши. Однако «пиксельной» стала только часть, где располагается магазин «Капсула». Самая большая стена здания пока закрыта листами железа.
— Частично где-то сделали [редизайн], где-то нет, — рассказала «Бумаге» гендиректор лофт-проекта Светлана Полынькова. Честно сказать, это недешевое удовольствие, но мы работаем над этим.
Представители «Этажей» писали и о запуске нового сайта, но сейчас он недоступен.
Кроме того, на прошлогодней пресс-конференции представители «Этажей» объявили, что разрабатывают проект франшизы «Сложи Этажи». Но пока ни в одном городе франшизу не открыли.
— На данный момент у нас не сдана ни одна франшиза. И тут, наверное, больше связано с торможением с нашей стороны. Заявок было много и они на удивление появлялись не сразу после того, как мы запустили франшизу, а почему-то спустя некоторое время пошли заявки. Несколько из них находятся в состоянии плотных переговоров.
Сейчас «Этажи» работают в партнерстве с администрацией «Смольнинского хлебозавода». Некоторые арендаторы съехали в том числе из-за этого
На конференции о ребрендинге владелец бренда «Лофт-проект „Этажи“» Денис Кузнецов рассказал, что теперь администрация проекта работает в партнерстве с руководством «Смольнинского Хлебзавода» (АО «Смольнинский хлебзавод» владеет зданием на Лиговском, 74).
— Мы поменяли только логотип и фирменный стиль, а необходимый текущий ремонт делает собственник здания на свои средства. И в целом мы договорились о партнерстве: скидки по аренде мы также можем предоставлять благодаря владельцам здания.
Светлана Полынькова отметила, что такое партнерство никак не влияло на взаимодействие с арендаторами.
По словам совладелицы магазина «Факел» Виты Карниз, после того как к руководству лофт-проектом подключились представители «Хлебзавода», им значительно подняли цену за коммунальные услуги.
— Лофт-проект «Этажи» были заинтересованы в культурно значимых проектах, поэтому не повышали нам арендную плату. Мы были льготниками и платили 1000 рублей за квадратный метр, хотя у других арендаторов стоимость аренды была намного выше. Потом, как я поняла, пришел [руководить] сам «Хлебзавод». И все, с кем мы общались по вопросам аренды, исчезли. Появились новые люди, которых наш магазин и наши условия аренды не устраивали. Нам стали поднимать счета за электричество, счет за январь мог вырасти в почти в десять раз по сравнению с прежним. И так каждый месяц. В итоге у нас накопился огромный долг. Когда наш долг вырос до определенной суммы, они [представители «Хлебзавода»] опломбировали наш магазин и сказали, что если мы не выплатим долг, у нас просто отберут всё имущество.
Представитель магазина Christ’s Teeth также рассказал «Бумаге», что съехал после того, как в «Этажах» сменилась управляющая компания. В магазине сказали, что новое руководство оказалось «не совсем близким по духу».
Руководитель магазина Skateshop.ru Павел Трифонов отметил, что сейчас работа администрации дезорганизована и пожаловался на проблемы с вывозом мусора и отоплением.
— У меня очень смешанные ощущения от работы «Этажей», вроде я быстро договорился и въехал, начал работать. Но есть дезорганизация: не найти крайнего, [администрация говорит]: не нравится — съезжай, постоянно проблемы с вывозом мусора, за четыре месяца мне не могут починить батареи, но они у меня есть.
Совладелица «Факела» предположила, что посетителям стали меньше нравиться «Этажи» именно после того, как руководить ими начал «Смольнинский хлебзавод»: «Часто мы слышали от нашей аудитории, что они не хотят идти в „Этажи“, у многих изменилось отношение к „Этажам“ после того, как руководством занялся „Хлебзавод“».
С апреля 2017 года в «Этажах» идет реконструкция. Лофт полностью закрывали после пожара в «Зимней вишне»
В апреле этого года «Этажи» полностью закрылись на реконструкцию. В мае пространство снова открылось, но работы продолжаются до сих пор. Закрытие лофта произошло после пожара в «Зимней вишне». Однако руководство лофт-проекта отрицает, что закрытие связано с этим инцидентом. Но уточняют, что решили привести здание в соответствие с требованиями пожарной безопасности.
— Ситуация в этом торговом комплексе не имеет никакого отношения с тем, что на реконструкцию закрылись мы. Это было изначально плановое закрытие. Но могу сказать, что со стороны правоохранительных органов было очень сильное внимание к проверкам пожарной безопасности. Точно могу сказать, что ни одним документом и ни одним органом «Этажи» не были закрыты. И не то чтобы халатность, но были моменты, за которые мы переживали и хотелось их быстренько исправить, потому что пожарная часть — это история, которую лучше исправить самим, чтобы ничего не произошло.
Она отметила, что пространство пришлось полностью закрыть, чтобы поработать над безопасностью лестничных пролетов, пожарных лестниц и проверить пожарную безопасность помещений.
Во время реконструкции закрылся «Локейшн хостел» — проект «Этажей» и часть помещений для креативных предпринимателей. Когда хостел начнет работать, пока неизвестно. По словам Полыньковой, его точно откроют снова, но, возможно, уменьшат площадь.