Поклонники Цоя и Науменко, посмотревшие «Лето», — о незаслуженной критике фильма и недостатках содержания

В российский прокат выходит фильм «Лето» Кирилла Серебренникова о начале музыкальной карьеры Виктора Цоя и его знакомстве с Майком Науменко и его женой Натальей.

Летом 2017 года Серебренникова задержали по делу «Седьмой студии», сейчас он находится под домашним арестом. Несмотря на это, фильм досняли и в мае представили на кинофестивале в Каннах.

До премьеры рок-музыканты негативно высказывались по поводу картины Серебренникова: Борис Гребенщиков и Андрей Тропилло назвали сценарий ложью. 

Поклонники Цоя и Науменко, побывавшие на петербургской премьере фильма, рассказали «Бумаге», в чем ошиблись критики «Лета», какие фактические недочеты заметны в картине и что в фильме понравилось им больше всего.

Андрей Юрков

— «Лето» — это картина, которая сделана на мировом уровне. Есть спортивные драмы про баскетболистов, есть фильм «Контроль» про Joy Division и Йена Кертиса, есть фильм Оливера Стоуна про Моррисона. Но «Лето» лучше, чем эти картины. Это никакой не байопик: тут нет как таковой биографии героев, только [показан] конкретный период.

Фильм, очевидно, правдивый. Настолько, что попадаешь в это лето 1983 года. [При этом] понятно, что в фильме, например, показано, что у Майка в комнате два окна, а там на самом деле было одно окно. И комната была маленькая. Но это уже детали, главное — передан дух [того времени].

Еще в фильме есть герой, который снимает всё на камеру: понятное дело, что этого не было. Но говорить, что [в фильме показаны] хипстеры, которые только  **** (занимаются сексом), — это абсолютный бред. Это всё, что можно сказать Гребенщикову. Тем более, что он сам в фильме представлен прекрасно (Борис Гребенщиков заявил, что фильм «Лето» — про «каких-то московских хипстеров, которые только и думают, как им *** [заняться сексом]». Он также попросил продюсеров фильма не упоминать его имя и не использовать песни «Аквариума» — прим. «Бумаги»).

В фильме передана сверхидея того русского рока, который действительно был искусством и образом жизни людей. Я интересуюсь темой русского рока лет десять и понимаю, что фильм сделан с такой верной эмоцией, с такой любовью, по-настоящему. Там нет фактических несоответсвий, есть только нюансы, все персонажи прекрасные. Это такой живой памятник их юности, молодости.

Рома Зверь сыграл великолепно, у меня нет слов. И сам финал — до слез. Надо еще понимать, что персонажи второго и третьего плана — это не выдуманные люди, они точно существовали. Цой в фильме говорит как настоящий Цой, поет как Цой, и ведет себя как Цой. Все-таки Цоя снимала Джоанна [Стингрей], и он хорошо представлен. С Майком есть всего три интервью, по которым можно понять, каким он был в жизни. И когда у них брали интервью, они были старше, чем в фильме. К фильму нет претензий с точки зрения «похож — не похож»: как поворачивает голову, как ногу на ногу закидывает, как держит гитару.

Андрей Петий

— Сначала я относился к фильму настороженно, учитывая мнение наших «классиков», было боязно идти. После просмотра, во-первых, появилось недоумение: почему Гребенщиков так выразился о фильме? Мне очень понравился фильм. И не только мне — зал рукоплескал. На людей он действительно произвел впечатление.

Фильм полностью правдоподобный за исключением, может, каких-то мелочей. Но это же художественный фильм. Квартира Майка была на самом деле еще хуже, чем показано в фильме. Там узкий подъезд, а в кино она показана больше и подъезд хороший. Цой последнюю песню на концерте в рок-клубе пел другую. Но и это мелочь. Зачем на это обращать внимание?

Больше всего мне понравился актер, который играл Цоя. Во-первых потому что ему, слава богу, не дали петь. В кино оставили оригинальный голос Цоя. А у Ромы [Зверя] была, я так понимаю, первая роль. И он старался и настарался на твердую «четверку». И еще понравилось, как в фильме показали Андрея Панова — тоже очень классный персонаж.

Очень хорошо передан дух ленинградского рок-клуба. Фильм смотрится на одном дыхании, хочется смотреть снова и снова. [В вечер премьеры 5 июня] зрители вышли после просмотра, и у всех было столько эмоций. Но однозначно «Лето» достойный и толковый фильм.

Среди моих друзей был скептик, мы его кое-как затащили [на показ]. Потом он сказал: «Да, я был неправ. Чего-то не того начитался, фильм-то стоящий». Но он ходил именно на Цоя посмотреть. В итоге ему понравился и актер, который его играл, и как была преподнесена история.

Никаких «голубых» там нет, как говорили наши кумиры в интервью (худрук Московского концептуального театра Кирилл Ганин писал, что в фильме Серебренникова Цой гомосексуал — прим. «Бумаги»). Зря они так сделали: мне кажется, они подпортили прежде всего свою репутацию.

Я давно слушаю Виктора, ходил на его концерты, а Майка открыл для себя всего пару лет назад. У него замечательные песни и баллады. И когда я стал много про него читать, понял, что это была за личность. А после фильма он открывается совсем с другой стороны.

Очень мало людей знают о роли Майка в рок-клубе. Все привыкли, что есть БГ, который всех вытащил. Но был еще и Майк, и Андрей Панов, которые тоже внесли огромную лепту в воспитание таких звезд, как Виктор. И те, кто сейчас пойдет смотреть фильм, откроют для себя [историю рок-клуба] с неожиданной стороны.

Максим Ярыгин

— Я с 14 лет активно слушал Цоя, а с 16 — Майка. Последнее время слушаю БГ. Короче, это моя тема. Конечно, я очень ждал ленту. Преследование Серебренникова тоже поспособствовало интересу, но не в первую очередь.

Расстроился, когда узнал, что Майка играет Рома Зверь: совсем не мой герой. И посмешило, что именно его отметили за саундтрек. На тот момент появился лишь трейлер — и в нем Зверь играл песню Майка «Лето» (Рома Зверь получил награду Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек к фильму «Лето» — прим. «Бумаги»). А песня «Лето» была песней-посвящением Цою в стилистике его раннего творчества, причем основой же по сути была песня Beatles «Do You Want To Know A Secret».

Уже после просмотра я понял, что Зверь из всех сыграл еще ничего. Впрочем, может быть с ним я попросту смирился. Артист, играющий Цоя, милый, но не более. Очевидно, он абсолютно не понимает, о ком идет речь: тут нужно слушать «Музыку волн» и быть ребенком «проходных дворов». Кстати хорошо, что перепеты именно ранние и малоизвестные песни Цоя. И перепеты очень похоже. Но не везде. Слышно, что это не Виктор Робертович.

И БГ, который обозначен как «Боб», — пародия какая-то. Тем более в сцене с поджогом благовоний в начале 80-х. Благовония уже тогда были? Причем Борис Борисович же говорил, что сценарий ему не понравился, и вроде как даже не очень хотел видеть себя в этой истории.

В итоге в кино БГ «Боб». Кстати, роль Гребенщикова в становлении Цоя была первостепеннее, чем Майка. Именно он помогал с записью первого альбома, продвигал его после знакомства в электричке. И именно песней «Мои друзья» Цой поразил тогда БГ. И, кажется, на первом концерте именно БГ включал драм-машинку. Но таких ходов, пожалуй, не избежать — это же художественное кино.

Я вижу отзывы участников тусовок того времени о том, что в фильме передана атмосфера. И это здорово. Но о чем эта история, я так и не понял. Мое резюме: очень много формы — придумок, визуальных и звуковых фишек, много отсылок, но это всё форма. Есть ли содержание? Может, я дурак и не сильно смышлен, но содержания я там никакого не нашел.

Буду рад лишь тому, что кто-то узнает, кто такой Майк Науменко, и какой он прекрасный. И если кто-то скачает записи его квартирников, например, с Цоем — благо осталось несколько таких записей. Окунется в ту атмосферу. А уже потом будет ехать в трамвае, слушать Майка, а потом Цоя, подпевать, улыбаться песне «Восьмиклассница», когда они вдвоем будут петь про «второгодницу».

Наталья

— Осознанно я начала слушать «Кино» и Цоя с 1987 года, а Науменко — с 1988-го. От фильма я ждала реконструкцию атмосферы, а учитывая, что это Серебренников, понимала, что будет непредсказуемо и «на разрыв». Фильм неправдоподобен по событиям, но правдоподобен по картинке, музыке, разговорам, деталям, воздуху. Вряд ли сценарий предполагал биографию героев.

Науменко [в фильме] великолепный: и поразительное внешнее сходство, и голос, и игра (насколько я поняла, Рома Зверь и вокальные партии исполнял сам). Цой всегда казался более выразительным и энергичным, чем в фильме. Один из лучших моментов фильма — это когда во время дебюта Цоя в рок-клубе Майк выходит на сцену со своим гитарным соло.

Больше всего понравилась именно реконструкция времени, атмосферы, деталей: катушечные магнитофоны, коллекции пластинок, переводы текстов в тетрадках, отсутствие аппаратуры. коммунальные коридоры и комнаты, алкоголь всегда и везде, разговоры-разговоры-разговоры, хождения по городу.

«Романтическая» составляющая этой истории очень трогательная и наивная, и вся она — про одиночество и невозможность не причинять боль. А еще понимаешь, насколько все персонажи юные, прекрасные, искренние, бесстрашные: им совершенно нечего терять, и поэтому каждый день проживается по-максимуму.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
«Глупо ругать фильм, который еще никто не видел». Александр Цой — о фильме «Лето», культе отца, «Вечернем Урганте» и заработке на YouTube
18 фотографий со съемок фильма Кирилла Серебренникова про Виктора Цоя
Цой, Агузарова, БГ, Пугачева и Кинчев: как выглядели советские звезды в перестройку
Конфликт на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Яхт-клуб на Петровской косе — последнее место в Петербурге для бюджетного яхтинга. Что известно о будущем территории, за которую борются застройщики, профсоюзы, спортсмены и город
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
Петербургские суды зарегистрировали больше 600 дел об отсутствии СИЗ за июль. Протоколы составляли в том числе на горожан, которые ели шаверму без маски
В Петербурге открылись визовые центры десяти стран ЕС
Беглов поручил подготовить театры к открытию в сентябре
МФЦ в Петербурге снова начали работать без предварительной записи
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
Закон о «наливайках»
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Мой любимый бар закроется? Там перестанут продавать алкоголь? Отвечаем на главные вопросы про закон о «наливайках»
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Театр, похожий на космический корабль, старинные церкви и медовуха в купеческом доме. Приезжайте в Великий Новгород
Как долго в Петербурге продлятся дожди и ждать ли лета в августе? Рассказывает главный синоптик города
Во время пандемии центр Петербурга превратился в один большой рейв. Почему одни в восторге от вечеринок на Конюшенной и Рубинштейна, а других это бесит
В Петербурге прошел ливень. Конечно же, улицы по всему городу затопило, а машины «плыли» по дорогам
Сотни людей на набережных, разведенные мосты и военные корабли: как в Петербурге прошел парад в честь Дня ВМФ
Озеленение Петербурга
Жители Петроградского района намерены вернуть виноград, сорванный ветром с дома на Лизы Чайкиной. Вот как они это сделают
С дома на Лизы Чайкиной сорвало виноград, много лет покрывавший половину стены. Местные жители планируют вернуть растение на место
На парковке на Марата на один вечер создали зону отдыха со стульями и растениями в горшках. Вот как она выглядела
На Чкаловском проспекте появился прицеп со скамейкой и растениями. Небольшую зону отдыха оборудовали активисты
Сквер Виктора Цоя начали благоустраивать — там стелют газон и красят здания. Работы связывают со скорым приездом Беглова

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.