Поклонники Цоя и Науменко, посмотревшие «Лето», — о незаслуженной критике фильма и недостатках содержания

В российский прокат выходит фильм «Лето» Кирилла Серебренникова о начале музыкальной карьеры Виктора Цоя и его знакомстве с Майком Науменко и его женой Натальей.

Летом 2017 года Серебренникова задержали по делу «Седьмой студии», сейчас он находится под домашним арестом. Несмотря на это, фильм досняли и в мае представили на кинофестивале в Каннах.

До премьеры рок-музыканты негативно высказывались по поводу картины Серебренникова: Борис Гребенщиков и Андрей Тропилло назвали сценарий ложью. 

Поклонники Цоя и Науменко, побывавшие на петербургской премьере фильма, рассказали «Бумаге», в чем ошиблись критики «Лета», какие фактические недочеты заметны в картине и что в фильме понравилось им больше всего.

Андрей Юрков

— «Лето» — это картина, которая сделана на мировом уровне. Есть спортивные драмы про баскетболистов, есть фильм «Контроль» про Joy Division и Йена Кертиса, есть фильм Оливера Стоуна про Моррисона. Но «Лето» лучше, чем эти картины. Это никакой не байопик: тут нет как таковой биографии героев, только [показан] конкретный период.

Фильм, очевидно, правдивый. Настолько, что попадаешь в это лето 1983 года. [При этом] понятно, что в фильме, например, показано, что у Майка в комнате два окна, а там на самом деле было одно окно. И комната была маленькая. Но это уже детали, главное — передан дух [того времени].

Еще в фильме есть герой, который снимает всё на камеру: понятное дело, что этого не было. Но говорить, что [в фильме показаны] хипстеры, которые только  **** (занимаются сексом), — это абсолютный бред. Это всё, что можно сказать Гребенщикову. Тем более, что он сам в фильме представлен прекрасно (Борис Гребенщиков заявил, что фильм «Лето» — про «каких-то московских хипстеров, которые только и думают, как им *** [заняться сексом]». Он также попросил продюсеров фильма не упоминать его имя и не использовать песни «Аквариума» — прим. «Бумаги»).

В фильме передана сверхидея того русского рока, который действительно был искусством и образом жизни людей. Я интересуюсь темой русского рока лет десять и понимаю, что фильм сделан с такой верной эмоцией, с такой любовью, по-настоящему. Там нет фактических несоответсвий, есть только нюансы, все персонажи прекрасные. Это такой живой памятник их юности, молодости.

Рома Зверь сыграл великолепно, у меня нет слов. И сам финал — до слез. Надо еще понимать, что персонажи второго и третьего плана — это не выдуманные люди, они точно существовали. Цой в фильме говорит как настоящий Цой, поет как Цой, и ведет себя как Цой. Все-таки Цоя снимала Джоанна [Стингрей], и он хорошо представлен. С Майком есть всего три интервью, по которым можно понять, каким он был в жизни. И когда у них брали интервью, они были старше, чем в фильме. К фильму нет претензий с точки зрения «похож — не похож»: как поворачивает голову, как ногу на ногу закидывает, как держит гитару.

Андрей Петий

— Сначала я относился к фильму настороженно, учитывая мнение наших «классиков», было боязно идти. После просмотра, во-первых, появилось недоумение: почему Гребенщиков так выразился о фильме? Мне очень понравился фильм. И не только мне — зал рукоплескал. На людей он действительно произвел впечатление.

Фильм полностью правдоподобный за исключением, может, каких-то мелочей. Но это же художественный фильм. Квартира Майка была на самом деле еще хуже, чем показано в фильме. Там узкий подъезд, а в кино она показана больше и подъезд хороший. Цой последнюю песню на концерте в рок-клубе пел другую. Но и это мелочь. Зачем на это обращать внимание?

Больше всего мне понравился актер, который играл Цоя. Во-первых потому что ему, слава богу, не дали петь. В кино оставили оригинальный голос Цоя. А у Ромы [Зверя] была, я так понимаю, первая роль. И он старался и настарался на твердую «четверку». И еще понравилось, как в фильме показали Андрея Панова — тоже очень классный персонаж.

Очень хорошо передан дух ленинградского рок-клуба. Фильм смотрится на одном дыхании, хочется смотреть снова и снова. [В вечер премьеры 5 июня] зрители вышли после просмотра, и у всех было столько эмоций. Но однозначно «Лето» достойный и толковый фильм.

Среди моих друзей был скептик, мы его кое-как затащили [на показ]. Потом он сказал: «Да, я был неправ. Чего-то не того начитался, фильм-то стоящий». Но он ходил именно на Цоя посмотреть. В итоге ему понравился и актер, который его играл, и как была преподнесена история.

Никаких «голубых» там нет, как говорили наши кумиры в интервью (худрук Московского концептуального театра Кирилл Ганин писал, что в фильме Серебренникова Цой гомосексуал — прим. «Бумаги»). Зря они так сделали: мне кажется, они подпортили прежде всего свою репутацию.

Я давно слушаю Виктора, ходил на его концерты, а Майка открыл для себя всего пару лет назад. У него замечательные песни и баллады. И когда я стал много про него читать, понял, что это была за личность. А после фильма он открывается совсем с другой стороны.

Очень мало людей знают о роли Майка в рок-клубе. Все привыкли, что есть БГ, который всех вытащил. Но был еще и Майк, и Андрей Панов, которые тоже внесли огромную лепту в воспитание таких звезд, как Виктор. И те, кто сейчас пойдет смотреть фильм, откроют для себя [историю рок-клуба] с неожиданной стороны.

Максим Ярыгин

— Я с 14 лет активно слушал Цоя, а с 16 — Майка. Последнее время слушаю БГ. Короче, это моя тема. Конечно, я очень ждал ленту. Преследование Серебренникова тоже поспособствовало интересу, но не в первую очередь.

Расстроился, когда узнал, что Майка играет Рома Зверь: совсем не мой герой. И посмешило, что именно его отметили за саундтрек. На тот момент появился лишь трейлер — и в нем Зверь играл песню Майка «Лето» (Рома Зверь получил награду Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек к фильму «Лето» — прим. «Бумаги»). А песня «Лето» была песней-посвящением Цою в стилистике его раннего творчества, причем основой же по сути была песня Beatles «Do You Want To Know A Secret».

Уже после просмотра я понял, что Зверь из всех сыграл еще ничего. Впрочем, может быть с ним я попросту смирился. Артист, играющий Цоя, милый, но не более. Очевидно, он абсолютно не понимает, о ком идет речь: тут нужно слушать «Музыку волн» и быть ребенком «проходных дворов». Кстати хорошо, что перепеты именно ранние и малоизвестные песни Цоя. И перепеты очень похоже. Но не везде. Слышно, что это не Виктор Робертович.

И БГ, который обозначен как «Боб», — пародия какая-то. Тем более в сцене с поджогом благовоний в начале 80-х. Благовония уже тогда были? Причем Борис Борисович же говорил, что сценарий ему не понравился, и вроде как даже не очень хотел видеть себя в этой истории.

В итоге в кино БГ «Боб». Кстати, роль Гребенщикова в становлении Цоя была первостепеннее, чем Майка. Именно он помогал с записью первого альбома, продвигал его после знакомства в электричке. И именно песней «Мои друзья» Цой поразил тогда БГ. И, кажется, на первом концерте именно БГ включал драм-машинку. Но таких ходов, пожалуй, не избежать — это же художественное кино.

Я вижу отзывы участников тусовок того времени о том, что в фильме передана атмосфера. И это здорово. Но о чем эта история, я так и не понял. Мое резюме: очень много формы — придумок, визуальных и звуковых фишек, много отсылок, но это всё форма. Есть ли содержание? Может, я дурак и не сильно смышлен, но содержания я там никакого не нашел.

Буду рад лишь тому, что кто-то узнает, кто такой Майк Науменко, и какой он прекрасный. И если кто-то скачает записи его квартирников, например, с Цоем — благо осталось несколько таких записей. Окунется в ту атмосферу. А уже потом будет ехать в трамвае, слушать Майка, а потом Цоя, подпевать, улыбаться песне «Восьмиклассница», когда они вдвоем будут петь про «второгодницу».

Наталья

— Осознанно я начала слушать «Кино» и Цоя с 1987 года, а Науменко — с 1988-го. От фильма я ждала реконструкцию атмосферы, а учитывая, что это Серебренников, понимала, что будет непредсказуемо и «на разрыв». Фильм неправдоподобен по событиям, но правдоподобен по картинке, музыке, разговорам, деталям, воздуху. Вряд ли сценарий предполагал биографию героев.

Науменко [в фильме] великолепный: и поразительное внешнее сходство, и голос, и игра (насколько я поняла, Рома Зверь и вокальные партии исполнял сам). Цой всегда казался более выразительным и энергичным, чем в фильме. Один из лучших моментов фильма — это когда во время дебюта Цоя в рок-клубе Майк выходит на сцену со своим гитарным соло.

Больше всего понравилась именно реконструкция времени, атмосферы, деталей: катушечные магнитофоны, коллекции пластинок, переводы текстов в тетрадках, отсутствие аппаратуры. коммунальные коридоры и комнаты, алкоголь всегда и везде, разговоры-разговоры-разговоры, хождения по городу.

«Романтическая» составляющая этой истории очень трогательная и наивная, и вся она — про одиночество и невозможность не причинять боль. А еще понимаешь, насколько все персонажи юные, прекрасные, искренние, бесстрашные: им совершенно нечего терять, и поэтому каждый день проживается по-максимуму.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.