В начале июля петербургский художник Покрас Лампас создал роспись «Супрематический крест» в Екатеринбурге. Через несколько дней коммунальщики закатали часть работы в асфальт — произошедшее объяснили технической ошибкой. Художник планировал восстановить роспись, однако после протестов местных православных активистов отложил поездку.
Покрас Лампас рассказал «Бумаге», что думает о протестной акции и угрозах в свой адрес, как планирует разрешить конфликт с православными активистами и какой смысл вкладывал в свою роспись.
Покрас Лампас
Художник
— «Супрематический крест» — роспись по форме площади [Первой Пятилетки]. Я создал ее с отсылкой к истории города и промышленного развития Уралмаша. [Район] весь состоит из знаковой советской промышленный архитектуры, на которую, в свою очередь, оказал влияние русский авангард: Малевич, Татлин, Родченко и другие. (Среди работ Малевича, как и у других авангардистов, часто встречаются изображения крестов — черных и белых — прим. «Бумаги»).
Задача проекта — рассказать о современном искусстве, связи его истории с городом и о том, как современные художники работают в подобном контексте. Естественно, в моей привязке не было желания оскорбить чувства верующих или использовать форму креста в каком-то дополнительном контексте.
Когда работа получила большую огласку и попала не только в локальные СМИ, появилось множество комментариев в фейсбуке о том, что любая форма креста — даже в пропорциях, которые совершенно далеки от христианской символики — всё равно может оскорбить чувства верующих. Эти мнения поддержали несколько православных активистов в лице [Всеволода] Чаплина и [екатеринбургского] директора Музея святости [Оксаны Ивановой]. Они стали транслировать искаженную идею на свою аудиторию, в отрыве от контекста — и работа для некоторых стала выглядеть агрессивно.
Еще до того, как информация [о протестной акции православных активистов] попала в СМИ, я знал, что в интернете были призывы к пикетированию. Именно из-за этих призывов команда «Стенограффии» приехала на площадь, чтобы лично пообщаться с пришедшими и узнать, что их оскорбило.
Насколько я знаю, на место акции также пришли представители района и местные журналисты. За счет большого количества СМИ информация стала быстро распространяться. Сразу после освещения акции и мне, и волонтерам «Стенограффии» стали поступать угрозы в соцсетях. Самый известный случай был на самой акции (один из активистов пообещал представителю «Стенограффии» устроить «тоже один арт-объект» — «измазать кровищей этих индейцев-сатанистов» — прим. «Бумаги»).
Наша цель — не эскалировать конфликт до какой-то агрессивной формы и найти точку дискуссии, если она возможна. У меня такая логика: если поступают такие комментарии, это повод заняться ситуацией более внимательно. В конфликте нужно услышать не агрессивное, а конструктивное мнение со всех сторон. И определить, каково соотношение недовольных проектом и поддерживающих его.
Думаю, с активистами более корректно смогут общаться организаторы «Стенограффии». Я все-таки представляю позицию художника, а фестиваль — связующая точка между художником, администрацией и так далее. Я со своей позиции транслирую определенную точку зрения, что эта работа не связана с оскорблением чувств верующих. А через открытую дискуссию, надеюсь, удастся достигнуть понимания: конфликт возник из-за недопонимания работы, и нужно доносить ее суть в неискаженном виде.
Ранее у меня ни разу не возникало проблем с православными активистами. У меня достаточно широкая аудитория и, естественно, там достаточно много верующих, которые меня поддерживают. Еще когда я только публиковал фотографии проекта, было много поддержки. А сейчас просто кто-то спровоцировал конфликт. Но, как мы понимаем, даже радикальная часть общества может на некоторые вещи повлиять.
При этом, я считаю, в восстановлении работы есть не только мои интересы как художника, но и интересы администрации города. Так как в России довольно редко происходят такого масштаба паблик-арт-проекты: они включают в себя довольно большой масштаб работы, большое вовлечение жителей и так далее.
Теперь передо мной как художником стоят не только творческие задачи, но и задачи интегрирования уличного искусства в городскую среду, переосмысления места и ведения коммуникации. Сейчас работа стала точкой не просто дискуссии об оскорблении чувств верующих, но и того, как создавать оригинальные работы в городской среде, которые могут быть неправильно интерпретированы.
Покрас Лампас создал роспись «Супрематический крест» в Екатеринбурге в 2019 году. Он выбрал форму креста, вписав в нее цитату из манифеста Казимира Малевича: «Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу».
В конце июля рабочие залили роспись Лампаса гудроном и начали закатывать в асфальт. Позже работы приостановили, а произошедшее назвали технической ошибкой. Стрит-арт решено было восстановить.
В начале августа директор Музея святости Оксана Иванова обратилась в прокуратуру с просьбой проверить работу художника. По ее мнению, его желание восстановить роспись содержит признаки умышленного осквернения предметов религиозного почитания (ч.2 ст. 5.26 КоАП РФ).