В октябре петербургские музеи предлагают посетителям инсталляцию Александра Сокурова, выставку об Ахматовой и Булгакове, портреты жителей Восточной Европы и выставочные проекты современных художников.
«Бумага» выбрала одиннадцать выставок, на которые стоит обратить внимание в этом месяце, и напоминает о мерах предосторожности в пандемию коронавируса.
Посвящение Рембрандту от Александра Сокурова в Главном штабе
В Главном штабе установили инсталляцию режиссера Александра Сокурова, созданную под впечатлением от полотна Рембрандта «Возвращение блудного сына». Эту работу Сокуров создал для 58-й Венецианской биеннале, в Белом зале комплекса выставили расширенную и видоизмененную версию. В работе Сокурову помогали молодые петербургские скульпторы Владимир Бродарский и Екатерина Пильникова: они создали скульптурные воплощения отца и сына. Инсталляцию сопровождают видео и аудио, созданные при участии петербургского композитора Андрея Сигле и режиссера Александра Золотухина.
Выставка-бродилка в галерее Myth
Анна Афонина родилась в Тольятти. В Петербурге художница окончила Академию художеств, а позднее переехала в Москву, чтобы учиться в Школе Родченко. Афонина принимала участие в ярмарке Sam Fair, проекте «Неоинфантилизм» и была финалисткой Третьяковской премии в 2018 году. Новую экспозицию с работами художницы открыли в Myth Gallery на улице Чайковского — в залах выставили картины, арт-объекты и инсталляции Афониной. На входе гостям выдают лист с маршрутом — проект стилизован под компьютерную игру-бродилку.
Советская живопись и скульптура в МИСП
Живописец Лариса Кириллова и скульптор Вадим Трояновский — художники одного поколения. Их художественные методы сформировались в 1970–80-е годы, авторы работали в лирико-романтическом направлении советского искусства. Кириллова в своем творчестве уделяла большое внимание семье и материнству, персонажи большинства ее картин — женщины. Трояновский тоже работал с женскими портретами — именно он создал известные памятники Анне Ахматовой, Ольге Берггольц и Анне Павловой.
Время
до 18 октября (кроме понедельника)
Место
Музей искусства Санкт-Петербурга
Стоимость
150 рублей
Ссылка
Культура и время Ахматовой и Булгакова в Фонтанном доме
Новая выставка в Музее Анны Ахматовой организована совместно с московским Музеем Булгакова. Такая коллаборация неслучайна: авторы работали в разных жанрах и жили в разных городах, но были современниками и людьми одной культуры. Создатели экспозиции организовали пространство по принципу коммунальной квартиры: каждая из «комнат» посвящена конкретной теме, каждая рассказывает о биографии Ахматовой и Булгакова. Например, в «Судилище» гости увидят стенограммы партийных заседаний, посвященных поэту и писателю.
Время
до 1 ноября (кроме понедельника)
Место
Стоимость
200 рублей
Ссылка
Картины пеплом китайского художника в Эрмитаже
Петербургскую выставку знаменитого китайского художника должны были запустить еще в мае, но из-за пандемии коронавируса открытие экспозиции перенесли на осень. В Эрмитаже выставили около 30 произведений, в том числе — 37,5-метровый групповой портрет членов китайской коммунистической партии, созданный из пепла от благовоний из буддийских храмов. Обратить внимание стоит и на «Эрмитажного Будду», выставленного во внутреннем дворе Зимнего дворца. Подробно об экспозиции «Бумага» рассказывала в этом материале.
Время: до 8 ноября (кроме понедельника)
Место: Эрмитаж, Главный музейный комплекс
Стоимость: 300 рублей
Ссылка: hermitagemuseum.org
Портреты жителей Восточной Европы от венгерского фотографа в «Росфото»
Петер Корниш — один из самых известных фотографов Венгрии, лауреат Пулитцеровской премии 2014 года, около 40 лет снимавший сельских жителей Восточной Европы. Автор работал и с другими темами (например, с театром), но именно сельские портреты Корниша заслуживают первоочередного внимания. В «Росфото» выставили многие снимки венгра, в том числе фотографии женщин из Трансильвании, ищущих работу в Будапеште.
Выставка художников из мастерской Петрова-Водкина в KGallery
Александр Лаппо-Данилевский и Бенита Эссен познакомились в частной художественной школе, а позднее стали мужем и женой. В 1918 году Лаппо-Данилевский и Эссен начали работать в мастерской Кузьмы Петрова-Водкина. Их жизнь сложилась по-разному: Лаппо-Данилевский умер в возрасте 22 лет, а Эссен защитила дипломную работу в 1922 году и работала несколько десятилетий. Гостям KGallery представили рисунки карандашом, тушью и акварелью Лаппо-Данилевского, а также рисунки, поздние акварели и печатную графику Эссен (художница работала с ней в 1930–40-е годы, освоив множество техник).
Поздние работы ленинградского художника Валерия Рабчинского в Новом музее
Валерий Рабчинский — ленинградский и петербургский художник, создавший за свою жизнь сотни живописных полотен, десятки тысяч этюдов и бесчисленное количество рисунков. Его творчество разделяют на три периода, в каждый из которых он работал в разных мастерских: в 1970-е и 1980-е Рабчинский создавал портреты и натюрморты на Гончарной, в 1990-е переехал на улицу Репина, а последние годы своей жизни автор провел в мастерской на Ивановской. Посетителям выставки в Новом музее показали работы Рабчинского, созданные с 1993 по 2002 год.
Время
до 1 ноября (кроме понедельника и вторника)
Место
Стоимость
350 рублей
Ссылка
Современные пейзажи в Abramova Gallery
В Abramova Gallery выставили больше 20 работ новосибирского художника Евгения Зарембы. Источником вдохновения для него является природа: Заремба осмысляет различные пейзажи и пытается выразить энергетику тех или иных мест в абстрактных композициях. В галерее на территории DAA Design District (бывший Artplay) можно увидеть новую серию работ художника — в ней Заремба создает из реальных форм и материй метафизические полотна.
Время
до 21 ноября (кроме понедельника)
Место
Стоимость
бесплатно
Ссылка
Лентикулярная печать от современного южнокорейского художника
В конце 1990-х и начале нулевых Хон Сонен работал с фотографией, но затем обратился к изобразительному искусству. В своих работах корейский художник использует оптику, возможности современных компьютеров и новые технологии. На первом этаже «Эрарты» выставили трехмерные композиции автора, выполненные в технике лентикулярной печати: автор изучает взаимоотношения цвета и объема с помощью разных геометрических форм.
Коллажи Виталия Пушницкого в Marina Gisich Gallery
Новый проект известного российского художника представляет собой серию работ в технике масляной живописи и коллажа. Над этими произведениями Пушницкий работал в два этапа: сначала художник создал живописные холсты, а затем дополнил их новыми слоями с наклеенными лентами холста. Название экспозиции отсылает к известной литограмме & (амперсанд) — сросшемуся графическому начертанию букв et, означающих союз «и». Сам художник сравнивает этот знак с бесконечной лентой Мебиуса и отождествляет его со своей коллажной техникой.
Дополненная версия выставки в «Винзаводе»
Прошлой масштабной выставкой в «Севкабеле» стал проект «Формы движения», в котором посетителям представили работы советских кинетов и современных российских художников. Новая экспозиция в Кабельном цехе «Твое сознание не знает границ» демонстрирует работы молодых художников Юлии Вирко и Антона Гельфанда. Оба автора связаны с американским искусством: Гельфанд живет и работает в Нью-Йорке, Вирко училась в США. В «Севкабель Порт» привезут дополненную версию выставочного проекта, который ранее показывали в московском центре «Винзавод»: живопись и рисунки Вирко, а также фотографии, видео и коллажи Гельфанда собраны в сложную инсталляцию-лабиринт (архитектурой выставки занималась архитектор Ксения Лукьянова).