12 февраля 2013

Дельные люди: специалист по этикету — о деловом имидже

Психолог и городской методист по этикету Марианна Равич рассказала «Бумаге» о том, как произвести хорошее первое впечатление и чем общение в коллективе напоминает армию.

 
 

Марианна Равич

специалист по этикету

 

Психолог, педагог высшей категории, городской методист по этикету, автор книг и статей по этике и этикету.

О сути этикета

Когда речь заходит об этикете, все почему-то представляют человека с ножом и вилкой. Этикет — это практическая часть этики, то, что обращено к людям, то, что делает общение между людьми возможным и даже иногда привлекательным. Есть люди, которые умеют очаровывать и прекрасно это делают. Они, как правило, всем нравятся, всем, кроме себя самих. Этикет — это в какой-то степени искусство общения с собой, им надо овладеть, чтобы нравиться и себе тоже.

О том, что влияет на первое впечатление

Начальный имидж формируется из первого впечатления. Оно состоит из нескольких компонентов. Как ни странно, первое — это запах: мы не совсем ангелы, у нас много от животного. Второе — это упаковка, все — до аксессуаров и носочков. Лучше всего, чтобы во внешности ничего не выделялось, чтобы был ансамбль. Как только ты что-то выделяешь, например, туфельки, значит, они кричат. Не годятся эти туфельки — они сами по себе, ты сам по себе, одежда сама по себе.

О роли пластики

Третье — это пластика движений, то, что называют языком жестов. Индивидуальная пластика нас может отпугнуть при первой встрече. Скажем, поворот головы в виде «головы агрессора», когда человек «набычится» и посмотрит немного исподлобья. Казалось бы, и что такого? Но это производит крайне неприятное впечатление. Такое же, что и «голова победителя», когда подбородок, наоборот, слишком высоко поднят.

О значении речи

Четвертая составляющая начального имиджа — это речь. С помощью нее можно добиться очень многого, даже если все остальное отсутствует. Самое страшное, когда человек не умеет слушать! В общении есть несколько простых правил: слушать важнее, чем говорить, интонация важнее, чем слова, вопросы важнее ответов.

О том, как нравиться всем

Этикет — очень классовая и возрастная вещь, естественно, и имидж тоже. Ты можешь понравиться людям одного возраста и социальной прослойки, но не понравиться другим. Все мы немного актеры, поэтому человек должен знать, куда идет и на кого должен произвести впечатление.

О начальниках и подчиненных

В общении с начальником приходится быть весьма деликатным и скромным. Дело в том, что «Табель о рангах» никто не отменял ни дома, ни на работе. Стоит всегда помнить об армии. Когда полковник обращается к рядовому с приказом, он не может отказаться. В любой другой системе отношений начальника и подчиненного это тоже невозможно. Демократический стиль руководства у нас не прижился, да и нигде не прижился. Это игра: сейчас я с тобой демократично общаюсь, а завтра тебя уволю. Авторитарный тип России все-таки ближе.

О женщине в бизнесе

В деловом этикете нет пола. Эта система сложилась путем упорной борьбы женщин за независимость. Еще 150 лет назад мы были вписаны в паспорт мужчины — сначала отца, потом мужа. Как только женщина пошла работать, она потеряла этикетные права, она стала бизнес-леди. Читайте другие тексты рубрики:
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.