15 июля 2019

Почему в Петербург не приезжают зарубежные театры и чем наша публика отличается от московской? Рассказывает директор фестиваля «Точка доступа»

С 15 по 30 июля в Петербурге в пятый раз проходит международный летний фестиваль искусств «Точка доступа». В программе — спектакль, который можно увидеть только в телескоп, представление в автобусе и судебный процесс над Гамлетом, где зрители станут присяжными.

Директор фестиваля Филипп Вулах рассказал «Бумаге», как с 2014 года изменились театральные зрители, почему зарубежные проекты не хотят приезжать в Петербург и из-за чего в Москве люди чаще ходят в театр.

«Бумага» — информационный партнер фестиваля «Точка доступа»

Филипп Вулах

Директор «Точки доступа»

— Сначала (до появления «Точки доступа» — прим. «Бумаги») городское правительство попросило нас подготовить инфраструктуру для развития малой и экспериментальной театральной формы. Мы должны были работать с небольшими частными и муниципальными театрами, построить для них площадку. Но позже власти сказали, что всё это не нужно.

Тогда мы задумались, что пока в Петербурге нет подходящего здания [для спектаклей], театры могли бы попробовать себя внутри городской среды. У нас не было задачи заниматься сайт-специфик театром (вид театра, в котором место действия становится участником спектакля наравне с актерами и зрителями — прим. «Бумаги») круглый год, поэтому фестивальная форма была оптимальной.

В 2014 году над «Точкой доступа» работали три человека, но и объем был небольшим. Мы выпустили четыре собственных проекта и один сайт-бейзд проект — когда театр приезжает со спектаклем и адаптируется под другую площадку. В этом году, например, в таком формате пройдет спектакль «Пожалуйста, дальше», где зрители будут выступать присяжными на суде над Гамлетом. Эти направления мы задали с самого начала, а чуть позже появилась свободная программа, в которой может участвовать практически любой театр.

Мне интересно было заниматься «Точкой доступа» из-за личных амбиций, а еще потому что в городе было много независимого театра, который нужно было организовывать. Сейчас же люди, которые хотели заниматься театром самостоятельно и творчески реализовываться, стали отказываться от этой инициативы, чтобы ставить спектакли в репертуарных театрах. Например, театр ТРУ, которым руководили Александр Артемов и Дмитрий Юшков, стал работать гораздо меньше. Юшков теперь занимается креативом в рекламе, а Артемов ушел в БДТ к [Андрею] Могучему. Независимый театр перестал быть местом основного самовыражения. Экономически город от этого ничего не потерял, культурно же мы лишились новой эстетики.

Проводить фестиваль в городе стало сложнее. Да, мы всё согласовываем с властями, у нас есть распоряжения глав районов, в которых мы показываем спектакли, но артисты всё-таки занимаются творчеством. И если ты захочешь сделать что-то просто так, то не сможешь. Нам нельзя собираться в общественных местах толпой, потому что сразу подойдет человек с погонами и попросит пройти с ним. У нас запрещено говорить о каких-то вещах вслух, например, о гендерном вопросе, потому что запрещена пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений. К слову, есть еще история с возрастными ограничениями — и это тоже что-то новенькое. Не помню, чтобы в средневековье детям нельзя было читать библию или смотреть на скульптуры в соборах. Сейчас у нас высокое возрастное ограничение (от 12+ до 18+ — прим. «Бумаги»), но в будущем мы бы хотели сделать что-нибудь для детей.

С первого года проведения фестиваля произошли интересные изменения аудитории. Значимость вау-фактора при посещении иммерсивных спектаклей спала, люди поняли, что это не самоцель. Все привыкли к разнообразию театральных форм. При этом, когда мы в феврале приехали в Петербург из Москвы, чтобы плотно работать над «Точкой доступа», нас накрыла депрессия из-за того, что здесь ничего не происходит. Мы помним Петербург за полгода до этого, всё было иначе, но вот так город меняется как среда. А кто в этом виноват? Мы и виноваты, потому что отвечаем за какой-то участок городского искусства.

Я устраиваю фестиваль [Net] в Москве и могу сказать, что там люди больше ходят в театр. Мне кажется, есть несколько объективных причин. Москва — классный город, но гулять по нему не всегда приятно, хотя я снимаю шляпу перед тем, как сейчас архитектурно и инфраструктурно меняется столица. Но Москва не для праздного времяпрепровождения. В Петербурге же встречу с [американским режиссером] Робертом Уилсоном могут пропустить ради чтения книги в кафе. Во-вторых, в Москве, если ты не внутри какого-то комьюнити, то ты один, а люди там опасаются одиночества. Даже когда я приезжаю в Москву и сижу один в комнате, я ощущаю, что что-то делаю не так. Театр в Москве как раз используют для того, чтобы социализироваться, а в Петербурге люди не боятся одиночества.

Если говорить о зарубежных театрах, то никто сейчас не хочет приезжать в Петербург. Не могу назвать точную причину, но, скорее всего, дело именно в пульсе города. А в Москве иностранным театрам интересно!

Сотрудничество с Россией вообще дается сложно, потому что у нас не принято платить, чтобы знакомить своих зрителей с чужим искусством. При организации «Точки доступа» нам приходится уговаривать правительство тех стран, откуда едут гастролеры. Мы сотрудничаем с Швейцарией, потому что там есть совет по культуре «Про Гельвеция», в Германии есть Гете Институт, а во Франции — Французский институт.

От городского правительства мы получаем субсидию на организацию фестиваля (порядка 100 тысяч долларов). Принято считать, что это большие деньги, но, чтобы арендовать театр, в день придется заплатить сумму, равную аншлаговому сбору. Если это зал на тысячу мест, а билет стоит тысячу рублей, то это уже один миллион. А нам нужно несколько таких залов и не на один день, нужно привезти и поселить артистов, люди должны что-то есть, они не могут выходить на сцену бесплатно.

Каждый год мы думаем, что организуем «Точку доступа» в последний раз, но потом общаемся с художниками, которые хотят делать что-то необычное, и понимаем, что другого проекта, который позволял бы разговаривать с городом через перформативное искусство, больше нет. Куда идти человеку, который хочет сделать спектакль под мостом? К [Льву] Додину, в комитет по культуре? Там ему скажут, что для этого есть «Точка доступа».


«Точка доступа» проходит в Петербурге с 15 по 30 июля. Билеты можно купить на сайте. «Бумага» — информационный партнер фестиваля.



О самых интересных спектаклях и других культурных событиях города читайте в тематической рассылке «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Как меняется Петербург
Батарею Паукера на форте «Константин» планируют восстановить до 2029 года
Как петербуржцы могли бы добираться до Пулкова, если бы планы властей сбывались
Как меняются Суздальские озера. От популярных, но неухоженных пляжей — до любимого пространства местных с зонами отдыха и карельскими валунами
В Пушкине предлагают построить 30-метровый храм в память о погибших на войне в Украине. Местные жители выступают против
Курортный сбор, месячник благоустройства и право регионов запрещать «наливайки». Что изменится для петербуржцев и россиян в апреле
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.