Образовательному проекту CreativeMornings в Петербурге исполняется год. Бесплатные утренние лекции, совмещенные с завтраками, за это время посетило более 3 тысяч слушателей. Небольшие вдохновляющие выступления о творчестве, управлении командой, образовании, науке и саморазвитии прочитали лучшие эксперты города.
Очередную лекцию прочитает 22 мая в Музей советских игровых автоматов биолог, победитель одного из Science Slam Александр Ефремов. «Бумага» выбрала тезисы трех самых интересных спикеров за прошедший год — журналиста и писателя Сергея Полотовского, дизайнера Алексея Ивановского и Александра Цыпкина, возглавлявшего раньше PR-службу «МегаФона».
Александр Цыпкин
Независимый консультант в области информационной политики в период корпоративных конфликтов и споров, бывший PR-директор СЗФ «МегаФон»
О работе в команде и правилах хорошего лидера
Лидер должен быть личностью с четкой гражданской, социальной, культурной и личной позицией. Он не может быть нейтральным.
Лидер всегда защищает свою команду от параллельных команд и от вышестоящих руководителей. Он должен полностью нести ответственность за людей, но не давать никому другому к ним прикасаться. Есть такое выражение: «Вассал моего вассала — не мой вассал».
Людям нужно давать ошибаться и нужно выбирать руководителей, которые дадут ошибаться вам. Так же как и машину невозможно научиться водить с инструктором, так и работать невозможно научиться, если вы никогда не оставались с проблемой один на один. Хороший руководитель никогда не отругает вас за ошибку. Если, конечно, вы не повторяете ее уже третий-четвертый раз.
Людям нужно давать абсолютно разные задания, тогда их мозг начинает работать. Сегодня он занимался организацией мероприятия, а завтра работает с блогосферой. Это как наркотик, ты постоянно находишься в адреналиновом стрессе.
Деньги никогда не являются мотивирующим фактором для человека. Кроме тех случаев, когда деньги нужны на спасение жизни. Приведу пример: вы пошли интервьюироваться на работу с зарплатой миллион долларов в год. Вы думаете, что если вы получите эти деньги, то будете пахать на работе с семи утра до семи вечера без выходных и праздников. Месяца через два зарплата перестанет быть мотивирующим фактором, более того, вы в долги еще влезете. И только драйв, только задачи, которые вам важны, будут мотивировать вас на работу. Хороший руководитель это понимает.
Цените эгоистов. Это самые честные люди.
Почему в Москве все держат питерцы? В Петербурге очень маленькая прослойка людей, которые постепенно вырастают и начинают каким-то образом влиять на процессы. Например, в газете «Коммерсантъ» уже много лет редактором работает Андрей Ершов. И если бы лет восемь назад я с ним нехорошо поступил, то, наверное, до сих пор у меня были бы проблемы с газетой «Коммерсантъ». Поэтому питерцы смотрят на окружающую реальность как на очень долгую игру внутри одного коллектива. В Москве люди больше думают о краткосрочных выгодах, иногда могут позволить себе поступать недальновидно. А люди из Питера, даже переезжая в Москву, продолжают со всеми дружить, продолжают ответственно подходить к каждому своему решению.
Сергей Полотовский
Журналист, писатель, переводчик
О том, что считать собственным наследием и почему даже в социальных сетях нужно писать аккуратно
Когда говоришь «наследие», то представляешь себе классную руководительницу, которая рассказывает про литературное наследие. В голове возникают образы классиков русской литературы, один бородатее другого. На самом деле это то, что мы получаем и что отдаем в результате.
Мы не можем предсказать, что станет нашим наследием. Это хорошо знают девочки, которые, даже идя в булочную, на всякий случай красятся. Всегда надо вести себя так, как будто вас фотографируют, и писать всегда надо так, как будто вас будут читать.
Всегда перечитывайте и редактируйте то, что пишете в социальных сетях. Даже если вы пишете это поздно вечером и под воздействием чего-то. Вы никогда не знаете, что останется от вас, что будет вашим наследием.
Есть два значения слова «наследие». В широком смысле — это все, что остается после человека. В более узком смысле — это то, что остается и стоит нашего внимания. Наследие в широком смысле будет у всех: мы все на что-то влияем, все мы включены в некоторые цепочки, мы все в каких-то отношениях — наша жизнь пройдет не бесследно. Над тем, что подразумевает более узкое значение, надо работать.
Мы не можем знать, что останется после нас, что перейдет в наследие. Композитор Бородин считал себя химиком, актер Джордж Рафт снимался с 20-х по 80-е годы, но в нашей памяти останется только одна его роль — мафиозного босса по кличке Коломбо Белые Гетры из фильма «В джазе только девушки». Достоевский считал своим главным наследием то, что в молодости он придумал глагол «стушеваться».
Алексей Ивановский
Дизайнер, бывший арт-директор w-o-s.ru
О том, каким должно быть образование, чтобы быть полезным для современного человека
Всем понятно, что наработано множество смыслов, слов и подходов к новому образованию. Но самого нового образования пока еще никто не видит. Я недавно где-то вычитал хорошую цитату о специализации, не помню, чья она: «Специализация нам нужна, чтобы весь масштаб знаний, который находится вокруг нас, сузить до такого количества, с которым можно работать».
Разрозненный подход к наукам оторван от жизни и мешает человеку использовать естественный механизм — любопытство.
Я слабо себе представляю, как современный школьник приходит в школу и открывает учебник, в котором нет поиска или нельзя лайкнуть картинку. Это ужасно неприятная старинная технология. Школьник не знаком с тем миром, где, чтобы найти фамилию в 700-страничном учебнике, нужно его весь перелистывать.
Раньше думали, что можно учебник перетащить в iPad, сделать в нем поиск и добавить видео — и будет новое образование. Сейчас вроде поняли, что это совсем не так, потому что это просто оцифровывание учебника. Раньше казалось, что, если ты сделал гениальный учебник и положил его перед человеком на стол, этого достаточно — задача выполнена. Сейчас, к счастью, все смещается к цели сделать образовательную среду вокруг этого учебника, чтобы люди начали им пользоваться.
На самом деле мы все страшно любим решать задачи. У нас эта любовь врожденная, потому что в какой-то момент решать задачи было эволюционно выгодно. Те, кто хорошо решал задачи (в широком смысле, а не математические), — выживали. Поэтому, если мы справляемся с какой-то задачей, наша нервная система «гладит нас по голове». Однако если задачи слишком простые, то мы не получаем удовольствия от их решения.
Самый высокий уровень математического образования сейчас в Сингапуре. Там все строят на решении практических задач, особенно на ранних этапах. Выработать стратегию игры в шахматы или шашки гораздо интереснее, чем решить задачу, которая просто выглядит как какая-то абстрактная формула.
Образовательная среда — это среда, в которой тебя подталкивают и мотивируют. Вы можете общаться, вместе решать какие-то задачи, и у тебя построен образовательный маршрут. Маршрут можешь делать либо ты сам (тогда выбор бесконечен и приходится напролом идти и выбирать предметы случайно), либо сложные системы построения антологий типа «Ньютона», которые с помощью анализа огромного количества данных могут выбирать маршруты.