Активисты движения «Весна», которые предложили программу круглосуточной работы метрополитена «Метро24», направили губернатору Георгию Полтавченко несколько новых предложений. Все они касаются усовершенствования транспортной системы в ночное время. «Бумага» изучила самые яркие инициативы и узнала у эксперта в области транспорта, возможно ли их реализовать.
Фото: Geoff LMV via Compfight cc
Запуск ночного поезда между станциями метро «Гостиный двор» и «Василеостровская»
Активисты движения «Весна»,
инициаторы программы «Метро24»
Владимир Федоров,
сопредседатель МОО «Город и транспорт» и руководитель РОД «Петербуржцы за общественный транспорт»
В обращении к губернатору активисты предложили запустить ночной поезд-шаттл между станциями метро «Гостиный двор» и «Василеостровская». Это дополнительная мера к той, что недавно озвучил сам Полтавченко: связать станции «Гостиный двор» и «Горьковскую» ночным челночным составом. Инициативная группа убеждена, что если эти перегоны будут запущены, то вместе с ночными автобусами в городе появится полноценная ночная транспортная система.
«В период навигации город разделен на несколько частей, а ночные автобусы ходят лишь до разведенных мостов, не обеспечивая столь необходимую связь между севером и югом города, а также с Васильевским островом»
— Предложения по запуску поезда между «Невским проспектом» и «Горьковской», на мой взгляд, сомнительны. Между «Василеостровской» и «Гостиным двором» — тоже, поскольку метрополитен надо обслуживать. Причем обслуживать конкретный тоннель, по которому ходит состав-челнок, не так сложно. Но в нашем метрополитене для доставки грузов и материалов используются не лифты и эскалаторы, а хозяйственные поезда, которые загружаются в депо и дальше едут по тоннелям. Это самый дешевый и удобный режим для элементарного вывоза мусора, поставки запасных частей и деталей. Соответственно, переключение с одного тоннеля на другой потребует изменения графика движения хозяйственных поездов, а это повлияет на всю ночную деятельность метрополитена. Запуск шаттла приведет к нарушению режима и осложнению работы по обслуживанию метрополитена. А учитывая, что этот перегон — один из самых длинных, это еще больше может усложнить ночную работу. На мой взгляд, достаточно мер, принятых с ночным наземным транспортом.
Продление работы метрополитена
Активисты движения «Весна»,
инициаторы программы «Метро24»
Владимир Федоров,
сопредседатель МОО «Город и транспорт» и руководитель РОД «Петербуржцы за общественный транспорт»
Другим предложением активистов движения «Весна» стало продление работы метро до часа ночи. Как следует из обращения, горожанам эта мера необходима. Во-первых, об этом свидетельствует опрос общественного мнения. Во-вторых, горожане стали активнее по ночам, «в том числе из-за работы многих учреждений в позднее время». Активисты уверены, что у метрополитена есть все возможности для того, чтобы вернуться к режиму работы, который существовал до 1996 года.
«С того времени бюджет города значительно увеличился: город имеет все возможности сделать режим работы метро удобнее для петербуржцев»
— Раньше наш метрополитен совершенно спокойно работал до часа ночи, но это было, когда линии были короче. Сегодня их стало больше, а вот депо появилось всего одно. У некоторых линий их нет вообще. Поэтому здесь требуется очень четкий расчет, насколько продление работы технически не помешает метрополитену.
С экономической точки зрения, лишний час работы эскалаторов не так существенен. Освещение можно убавить, тем более, что на многих станциях в вечернее время так и делают. Социальный фактор гораздо важнее: ночью люди смогут успеть домой до закрытия метро, к тому же поезда и самолеты часто отправляются в позднее вечернее, фактически ночное время.
Расширение сети маршрутов ночных автобусов
Активисты движения «Весна»,
инициаторы программы «Метро24»
Владимир Федоров,
сопредседатель МОО «Город и транспорт» и руководитель РОД «Петербуржцы за общественный транспорт»
В дополнение к существующим ночным маршрутам «Весна» предлагает запустить автобусы, связывающие конечные станции линий. Сейчас ночные автобусы точно повторяют схему метро и пассажирам приходится ехать через центр города, чтобы попасть с одной станции на другую. Все это сильно увеличивает время поездки. В своем письме авторы инициативы предложили несколько примерных вариантов:
- «Ленинский пр.» — «Московская» — «Международная» — «Пролетарская» — «ул. Дыбенко»
- «Комендантский пр.» — «Пионерская» — «Академическая»
- «Спортивная» — «Горьковская» — «пл. Ленина»
— Если это предложение будет воплощено, это будет правильно. По ночам отнюдь не вестибюли метро являются точками притяжения пассажирского потока. Например, людям с проспекта Ветеранов надо попасть в Невский район, и им предлагают ехать через центр города. То есть, имея возможность избежать проблемы метрополитена, у которого нет кольцевых линий, мы почему-то повторяем эту же ошибку — все автобусные линии выстроены строго радиально. Кроме того, заложниками ситуациями оказались инфраструктурные объекты, вокзалы и аэропорты, которые работают 24 часа в сутки. Удобной связи между ними и жилыми кварталами ночью просто нет. Нужно четко продумать, где формируется пассажиропоток и каким образом это происходит. А пока не учтены интересы туристов в центре города и жителей периферийных районов.
Отмена льгот в ночных автобусах
Активисты движения «Весна»,
инициаторы программы «Метро24»
Владимир Федоров,
сопредседатель МОО «Город и транспорт» и руководитель РОД «Петербуржцы за общественный транспорт»
С точки зрения инициативной группы, водители ночных автобусов заинтересованы в том, чтобы количество пассажиров на их маршрутах было ниже. Для того чтобы лучше контролировать пассажиропоток, «Весна» предлагает установить в салонах видеорегистраторы. Кроме того, активисты движения считают, что на этом виде транспорта можно отменить льготы.
— Надо увеличить интервалы у существующих ночных автобусов, а освободившиеся машины перебросить на другие маршруты. К тому же нужно согласовать расписание, чтобы в точке пересечения автобусы приходили в одно и то же время и можно было осуществить необходимую пересадку. Это скрупулезная работа, и обойтись сегодняшним количеством автобусов, скорее всего, не удастся. Но при грамотно построенной маршрутной сети это может привести к увеличению ночного пассажиропотока и росту рентабельности. То есть необходимые субсидии сократятся, если система начнет работать эффективнее. К тому же ночной тариф во всем мире выше, но для этого нужно предлагать хорошую услугу. Пусть проезд стоит 50 рублей, но человек проедет с пересадкой и до того места, куда ему надо.