3 апреля 2019

Через восемь лет после скандальной постановки «Лир» Константин Богомолов поставил в Петербурге сразу три спектакля. Что нужно знать о режиссере и чего ждать от петербургских премьер

За последние полгода режиссер Константин Богомолов поставил спектакли в БДТ и «Приюте комедианта», а сейчас готовит третью премьеру. Его предыдущий петербургский проект — «Лир. Комедия» по мотивам трагедии Шекспира и произведений Ницше — в 2011 году вызвал скандал.

«Бумага» рассказывает, чем примечателен Богомолов, почему его называют реформатором российской театральной сцены наряду с Кириллом Серебренниковым и чего ждать от его новых спектаклей в Петербурге.

Богомолов ставит спектакли больше 10 лет. В МХТ имени Чехова его эксперименты поддерживал Олег Табаков

Считается, что «в свет» Богомолова вывел Олег Табаков, поддерживающий все его эксперименты, даже самые радикальные. Именно он рискнул и пригласил еще совсем юного, но уже скандально известного в узких кругах режиссера в «Табакерку», а в 2012 забрал в МХТ имени Чехова, где Богомолов поставил восемь спектаклей. Среди них резонансные «Карамазовы», «Дракон», «Идеальный муж» и недавние «Три сестры».

Богомолов и Табаков не только работали вместе, но и дружили. Публичным символом их дружбы стал спектакль «Юбилей ювелира», который Богомолов поставил к 80-летию худрука МХТ. В нем умирающему от рака Табакову досталась синонимичная его тогдашнему состоянию главная роль — престарелого мужчины, доживающего последние месяцы.

Богомолов объединяет сюжеты классических произведений. В одном спектакле могут использоваться тексты Шекспира и Ницше

Богомолов часто выбирает для спектаклей классические или просто достаточно известные литературные произведения, но обращается с их сюжетами свободно. Режиссер любит соединять несколько совершенно разных историй в одну, которая в результате оказывается самодостаточным произведением.

Один из самых ярких примеров — спектакль «Турандот» 2010 года, в котором режиссер объединил пьесу итальянского драматурга Карло Гоцци с «Идиотом» Федора Достоевского. А в 2016-м на площадке «Ленкома» Богомолов выпустил спектакль «Князь» по этому роману, в котором сыграл роль педофила Тьмышкина.

В петербургском спектакле «Лир. Комедия» Богомолов объединил трагедию Шекспира с произведениями Ницше и стихами Пауля Целана. Действие спектакля разворачивается в СССР и Германии 1944-1945 годов.

Спектакли режиссера оформляет художница Лариса Ломакина. Почти всегда она строит на сцене павильон

Уже 20 лет режиссер работает в творческом дуэте с художницей Ларисой Ломакиной — именно она оформила большинство его спектаклей. У сценографа есть несколько художественных пристрастий, по которым их с Богомоловым постановки можно легко идентифицировать.

Сцену Ломакина любит зонировать на комнаты и павильоны. В спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая» можно увидеть кабинет, обшитый ненатуральной крокодиловой кожей, в петербургской «Славе» — просторную, минималистично обставленную советскую квартиру, а в «Трех сестрах» каркас дома из фиолетовых неоновых трубок.

Кроме того, спектакли Богомолова часто декорируются крупными и маленькими видеоэкранами, на которых параллельно основному действию всплывают авторские комментарии и пояснения от режиссера.

Уже полгода Богомолов активно ставит спектакли в Петербурге. В 2011-м из-за его первой постановки в городе разгорелся скандал

Еще полгода назад безапелляционно можно было бы заявить, что Богомолов — режиссер Москвы. Сейчас с подобной уверенностью можно утверждать, что у него начался «петербургский период».

В сентябре по приглашению Андрея Могучего он дебютировал в БДТ, поставив пьесу «Слава» советского драматурга Виктора Гусева, а две недели назад в «Приюте комедианта» прошли первые показы его «Преступления и наказания» с Дмитрием Лысенковым в роли Раскольникова. В конце апреля на сцене «Русской антрепризы имени Андрея Миронова» Богомолов представит еще одну премьеру — спектакль «Иван Васильевич» по пьесе Булгакова. Ее многие знают благодаря фильму Гайдая, но она совсем не востребована в театре.

В Петербурге до этого Богомолов работал лишь однажды — в 2011 году он выпустил в «Приюте комедианта» спектакль «Лир. Комедия» по Шекспиру. Скандал, который разразился после премьеры, был уникальным для петербургского театрального сообщества, одна часть которого режиссера возненавидела, а вторая начала прогнозировать его великое будущее.

Причины были следующими: у Шекспира действие разворачивается в XI веке, а у Богомолова в период Второй мировой, декорации представляют собой стены обветшалого Кремля, женщины в спектакле играют мужчин, а мужчины женщин, на сцену выносят резиновую секс-куклу, на которой нарисована карта России, а Лир, которого играет артистка Роза Хайруллина, отчаянно матерится. Через год Богомолов закрыл спектакль, но в 2016-м решил возобновить, правда, в новой, чуть более корректной редакции.

Богомолов также известен как писатель. В Латвии он поставил спектакль по собственным текстам

Богомолов не только режиссер, но и писатель. Он начинал с довольно авангардистских текстов, которые публиковались в журнале «Русский пионер». Тяга Богомолова к литературе воплощается и в большинстве спектаклей. В некоторых из них режиссерские ремарки к происходящему, транслирующиеся либо актерами, либо на экранах, — возможно, самое остроумное и смешное из происходящего.

В 2015 году в Лиепайском театре Богомолов поставил спектакль «Мой бластер разрядился» — целиком по собственным текстам. Этот спектакль настолько антитеатрален по форме, насколько Богомолов может себе позволить: герои перемещаются по пространству театра, замирают и холодным голосом зачитывают несколько новелл Богомолова, каждая из которых посвящена смерти и ее десакрализации.

Фрагменты пьесы выходили на сайте Colta, а зимой 2017-го режиссер поставил бюджетную версию этого спектакля в «Электротеатре Станиславский». Он сократил количество текста и число актеров, добавил кашель и четыре стихотворения про времена года. «Волшебная гора» имеет отношение к роману Томаса Манна — настолько, насколько сам роман говорит о смерти.

В 2019 году Богомолов снял эротический сериал «Содержанки». Это его первая крупная работа в кино

7 марта, на видеосервисе START (русскоязычный аналог американского Netflix) состоялась премьера эротического сериала «Содержанки», в котором главные роли исполнили Софья Эрнст, Дарья Мороз, Александра Ребенок и Владимир Мишуков. В основе сюжета жизнь красивых девушек, которые встречаются с олигархами и бизнесменами ради денег и комфортной жизни.

Кадр из «Содержанок». Фото: видеосервис START

Это первая по-настоящему крупная работа Богомолова в кино. До «Содержанок» в качестве кинорежиссера он пробовал себя в фильмах «Год, когда я не родился» и «Настя», но оба фильма так и не вышли в прокат.

Мнения кинокритиков по поводу сериала «Содержанки» разделились: в «Медузе» рассказывают о том, почему «Содержанок» стоит смотреть, в «Газете.ру» режиссера ругают за унылые постельные сцены и неактуальность.

Богомолов высмеивает в спектаклях привычки светского общества. А в 2018-м стал доверенным лицом мэра Москвы

Богомолов говорит, что он замкнутый человек и что ему безразличны интриги и скандалы вокруг него. Однако последнее время его часто обсуждают из-за отношений с Ксенией Собчак.

В своих спектаклях Богомолов зачастую высмеивает облик светского московского комьюнити. Одно из самых ранних высказываний — инсценировка комедии Оскара Уальда «Идеальный муж», которую режиссер в 2013-м осуществил на сцене МХТ, предварительно обогатив сюжет заимствованиями из текстов Чехова, Сорокина, Шекспира и Гете. В спектакле один из героев является отчетливой пародией на Стаса Михайлова и веселится в Барвихе на афтепати, сестры Прозоровы оказываются гламурными дурочками, а Гертруда, роль которой исполняет Дарья Мороз, способна получить оргазм только когда пополняется ее банковский счет.

В 2018 году режиссер стал доверенным лицом мэра Москвы Сергея Собянина. Ходили слухи, что таким образом Богомолов зарабатывает кредит доверия, чтобы под его руководство ушел театр в жилом квартале «Зиларт». Договоренность об этом была документально закреплена с режиссером еще в 2015-м, однако театр так и не построили.

Раньше Богомолова считали оппозиционным режиссером. Но сейчас его постановки уже не так радикальны, как раньше

Про два последних петербургских спектакля — «Славу» и «Преступление и наказание» критики пишут преимущественно положительные рецензии, подмечая в них непривычную для Богомолова литературоцентричность. Впрочем, для Петербурга, где по сравнению с Москвой мало качественных спектаклей, каждая из работ Богомолова — само по себе событие.

Молодого Богомолова («Князь», «Идеальный муж», «Дракон») будет честно назвать оппозиционным режиссером: легко и пародийно на материале классической литературы он критиковал власть, государственных управленцев и «уклад страны». В последних работах режиссера оппозиционность уступила место усталому созерцанию жизни. Богомолов честно говорит, что его не интересуют актуальные движения в защиту прав человека типа #metoo. Зная циничную позицию раннего Богомолова в отношении театра («я просто зарабатываю деньги»), можно предположить, что он в лучших традициях авангардистов свой главный провокационный спектакль устраивает из собственной жизни.


Чтобы каждую неделю получать письма о главных культурных событиях города, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Саша Скочиленко остается в СИЗО. Суд продлил ее арест еще на один месяц
Военные действия России в Украине
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Как получить украинскую визу в Петербурге? Подробности от МИД
«Все мы — милитаристы и имперцы». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью «Российской газете»
Экономический кризис — 2022
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Петербуржцы ищут в соцсетях сотрудников IKEA — чтобы купить мебель и другие товары на закрытой распродаже
Сравнивают себя с Рейхсбанком и спасают россиян. Что мы узнали из текста «Медузы» о работе Центробанка в военное время
В Петербурге повышают доход депутатов, чиновников и губернатора. На это уйдет 697 млн рублей из бюджета
Давление на свободу слова
«Бумага» улучшила свой VPN: можно заходить на российские госсервисы из-за границы 💚
«Дочь сказала, что ей больше не нравятся полицейские». Директор «ПЕН-клуба» в Петербурге — о задержании за дискредитацию армии на выходе из поликлиники
Запрет Facebook и Instagram за «экстремистскую деятельность» вступил в силу. Чего опасаться?
«Ты не Петр I, ты Адольф II». Как Петербург протестовал в День России — с плакатами, самолетиками и пластилиновыми птицами
Школы и детские сады Петербурга готовятся ко Дню России. Дети танцуют под Газманова, рисуют триколоры и клеят на окна изображения голубей
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.