22 марта 2024

Больше самокатов и ограничений. Как начинается новый сезон кикшеринга в Петербурге и что говорит статистика ДТП

Петербургский комитет по транспорту 18 марта объявил о начале сезона электросамокатов — спустя три года после того, как Смольный вел войну c кикшеринговыми сервисами и полностью убирал самокаты из города.

Впоследствии власти Петербурга заключили соглашения с операторами аренды самокатов и ввели запретные зоны для езды на них. В 2024 году эта территория расширилась.

«Бумага» рассказывает, как самокаты стали частью городской инфраструктуры, сколько ДТП с ними происходит каждый год и как это пытаются регулировать власти.

В 2024-м самокатов для аренды в Петербурге будет больше, чем в 2023-м

Число электросамокатов, доступных для аренды в Петербурге, растет каждый год. Если в 2022 году для велошеринга было доступно 25 тысяч самокатов, а в 2023-м их число выросло до 30 тысяч, то в 2024-м на улицах города ожидают до 48 тысяч.

При этом кикшеринг еще в 2021 году обошел велопрокат, писала «Бумага». Так, с 2016-го количество станций и велосипедов единственного оператора «Велогород» ежегодно снижалось, в то время как власти говорили о необходимости сменить оператора и порядок субсидирования.

В 2020 году «Велогород» сменил частный «Смартбайк». Три года назад он насчитывал более 2 тысяч велосипедов и около 600 парковок. В 2024-м на сайте сервиса не открывалась карта с числом доступных парковок. Вопрос пользователя о начале сезона начала работы от 18 марта в группе «ВКонтакте» с 2,5 тысячи подписчиками остался без ответа.

Власти Петербурга расширили запретную для катания территорию

Из-за аварий с участием самокатов в 2021 году городские власти постепенно вводили ограничения для езды на них. Год назад Смольный подписал соглашение с Whoosh. Оно ограничивало скорость до 20 километров в час, а в центре Петербурга — до 15 километров в час. Пользователям также запрещалось парковаться у станций метро и кататься на электросамокатах вдвоем.

До старта очередного сезона электросамокатов в 2024-м комитет по транспорту Петербурга подписал новое соглашение о правилах езды с тремя крупными сервисами Whoosh, «Яндекс Go» и «Юрент». Помимо уже выделенных мест, где запрещена езда на самокатах, Смольный добавил еще четыре.

Где нельзя ездить на самокатах?

  • Адмиралтейская набережная;
  • территория вокзалов;
  • парк 300-летия;
  • Дворцовая площадь;
  • Разводная площадь (Петергоф);
  • Улица Морского Десанта
  • музей-заповедник «Петергоф»;
  • парк «Дубки»;
  • Канонерский тоннель;
  • «Остров фортов»;
  • сад Кронштадтского Морского собора;
  • Летний сад в Кронштадте;
  • Петровский парк;
  • сквер Инчхон;
  • Безымянный переулок в Кронштадте;
  • Советский (Екатерининский) парк;
  • Якорная площадь.
  • улица Большая Зеленина, кроме территории у «Чкаловской»;
  • Малый проспект от Рыбацкой улицы до улицы Шамшева;
  • Стрельнинская улица;
  • улица Шамшева от Малого до Большого проспекта;
  • Ораниенбаумская улица от Малого до Большого проспекта.
  • Академический переулок;
  • Тучков переулок.
  • Пять углов;
  • Харьковская улица:
  • Графский переулок;
  • улица Малая Московская;
  • Остропольский переулок;
  • улица Печатника Григорьева от Воронежской улицы до Остропольского переулка;
  • улица Ульяны Громовой;
  • переулок Митавский;
  • улица Оружейника Федорова;
  • Волынский переулок;
  • улица Сергея Тюленина;
  • Кирпичный переулок от Малой Морской до Большой Морской;
  • Чебоксарский переулок;
  • Кричевский переулок;
  • Артиллерийский переулок от улицы Короленко до Литейного проспекта;
  • набережная Зимней канавки, кроме перекрестка с Миллионной улицей;
  • переулок Радищева;
  • переулок Крылова.

Штраф за нарушения правил езды на запрещенных территориях составляет 500 рублей.

Среди других запретов, закрепленных в соглашениях между Смольным и сервисами проката, — тестирование системы «детектирование поездок вдвоем». Согласно пресс-релизу комитета по транспорту, она должна фиксировать случаи поездок двух и более пользователей на одном самокате. Нарушителям грозит штраф в 1,5 тысячи рублей.

Пожаловаться на нарушения с участием арендованных электросамокатов можно с помощью официального чат-бота в телеграме.

Комитет также рассматривает возможность запретить ездить на электросамокатах несовершеннолетним. Для этого власти изучают возможности верификации пользователей электросамокатов с помощью данных, которые используют банковские приложения или государственный сервис «Госуслуги». Как именно это может использоваться, не уточняется.

Число аварий с электросамокатами в Петербурге каждый год растет

СМИ начали активно освещать проблему ДТП с участием электросамокатов в 2021 году. За девять месяцев года в городе произошло 75 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), погиб один человек, подтверждают данные Научного центра БДД МВД России.

К 2023-му число аварий с электросамокатами и другими СИМ увеличилось почти в 2,3 раза до 172 ДТП. Это третий самый высокий показатель за прошлый год среди регионов России: в Москве число происшествий составило 665 случаев, в Тюменской области — 184.

В 2023 году в Петербурге из-за аварий с участием СИМ погибло четыре человека.

Согласно данным Научного центра МВД, чаще всего в ДТП с электросамокатами в России попадают подростки. В прошлом году почти половина жертв аварий — россияне до 20 лет, в основном — от 16 до 19 лет.

Правовой статус электросамокатов также обсуждают на федеральном уровне

В марте 2022 года Верховный суд России признал электросамокаты полноценным транспортным средством. Это произошло после иска жителя Москвы Давита Чепечяна, который попал в ДТП, в результате которого водитель самоката скончался.

Как следует из текущего ПДД, на самокатах нельзя:

  • превышать скорость более 25 километров в час;
  • ездить на автомагистралях и не по велосипедным дорожкам или не по краю проезжей части;
  • пересекать пешеходные переходы, не спешившись;
  • ехать навстречу другим транспортным средствам.

Федеральные власти также пытались разрешить референдумы о правилах езды на электросамокатах внутри муниципалитетов. С таким предложением в августе 2023-го выступила партия «Новые люди» в Госдуме.

Депутаты ссылались на опыт Парижа, который после референдума запретил электросамокаты. Тогда против полного запрета самокатов выступил спикер петербургского Законодательного собрания Александр Бельский, а законопроект «Новых людей» отклонили в первом чтении.

При этом уже в марте 2024 года глава МВД по Петербургу и Ленинградской области Роман Плугин заявил, что запретил бы езду на электросамокатах в центре города из-за травмоопасности.

Фото: «Бумага»

Разбираемся, что на самом деле происходит

Оформите платеж в пользу редакции «Бумаги»

поддержать

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.