9 июня 2021

В Петербурге идет война с электросамокатами — и пока они проигрывают. Как за пару месяцев «столица европейского кикшеринга» превратилась в город без электросамокатов

Этой весной в Петербурге расцвела аренда электросамокатов. Тысячи транспортных средств доступны в десятке сервисов кикшеринга.

Вместе с резким ростом популярности этого вида транспорта стали очевидны и многочисленные проблемы. Электросамокаты не упоминаются в ПДД, инфраструктура для них тоже отсутствует. Сейчас пользователи сами выбирают, ехать по проезжей части или по тротуару, порой они разгоняются до высокой скорости. Всё это провоцирует конфликты — с пешеходами и водителями.

В СМИ всё чаще пишут об авариях с участием электросамокатов. В итоге на кикшеринг обратили внимание в Смольном и создали рабочую группу, которая начала вводить ограничения. Возбуждены уголовные дела, СК проводит обыски. Утром 9 июня в Петербурге исчезли электросамокаты.

«Бумага» подробно рассказывает, как самый популярный транспорт этой весны попал под давление общественности, властей и силовиков, почему для безопасного использования самокатов нужно переделывать ПДД и всю городскую инфраструктуру и есть ли у кикшеринга будущее.

Обновление. 10 июня сервисы кикшеринга возобновили работу в Петербурге.


«Электросамокат — это личное карманное такси». Как Петербург стал столицей европейского кикшеринга

Электросамокаты стали заметной частью городской жизни Петербурга еще в 2018-м — но сперва в качестве личного транспорта. В 2019-м в городе работало только два сервиса аренды электросамокатов.

За время пандемии ситуация изменилась, и к летнему сезону 2021 года в Петербурге работало уже не менее девяти сервисов, среди которых Zevs, Scoobee, Eleven, Busy–Fly, Bolt, Red Wheels. «Большую тройку» сформировали Whoosh, Urent (сервис «Ситимобила») и Molnia — у них самый большой парк. Представители трех этих сервисов также вошли в рабочую группу правительства по регулированию электросамокатов, которая ввела ограничения скорости в центре.

Как говорят в сервисе Urent, в середине мая на их самокатах петербуржцы совершали по 12 тысяч поездок в день. Задача компании — сделать из Петербурга «европейскую столицу кикшеринга». Сооснователь Urent Андрей Азаров считает, что устройство города этому способствует.

Андрей Азаров
сооснователь сервиса Urent

— Большое количество туристов, большое количество улиц и набережных, где сложно или почти невозможно передвигаться на автомобиле (в том числе из-за пробок), а на самокате удобно и приятно. Самокаты снижают загруженность дорог, улучшают экологию в городе и повышают его туристическую привлекательность.

Фото: Руслан Шамуков

Петербург можно назвать столицей европейского кикшеринга не по количеству доступных самокатов, а по отношению к сервису, считает журналистка издания «Трушеринг» Алена Сизова, подробно освещающая развитие сервисов аренды в России. «Самокаты пользуются популярностью у местных жителей, для запуска нового оператора не нужно разрешение от города», — отмечает Сизова. По ее мнению, на рост популярности сервисов влияют и трудности с общественным транспортом, и то, что Петербург быстрее прочих городов перенимает европейский опыт.

Алена Сизова
журналистка издания «Трушеринг»

— В центре Петербурга в будни наземный общественный транспорт — это не самый удобный способ перемещения из-за пробок. На самокате же такой проблемы нет. К тому же Петербург — город видовой. Чем не повод лишний раз прокатиться.

Популярность электросамокатов не только в Петербурге, но и в целом в Европе нередко связывают с пандемией. Из-за рисков заражения коронавирусом горожане избегают общественного транспорта, а у других так называемых средств индивидуальной мобильности электросамокат выигрывает за счет скорости и малых габаритов.

— По сути, самокат напрокат — это как личное «карманное» такси, — поясняет Александр Рендаков, представитель движения городских самокатов Let’s Kick. — Для перемещения по городу в пределах 10–40 километров — на работу, для прогулок, срочного перемещения — электросамокат подходит идеально.

Андрей Азаров из Urent считает, что пандемия просто ускорила уже запущенный процесс. Журналистка Алена Сизова же говорит, что прямой связи между пандемией и ростом рынка аренды электросамокатов нет:

— Так сложилось, что пандемия пришлась именно на тот сезон, в который были готовы запуститься сразу несколько операторов. И выбирая между отложенным стартом и запуском в ограниченных условиях, операторы выбрали второй вариант.

Еще один фактор успеха сервисов аренды электросамокатов — способность привлечь инвестиции, считает директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес:

— Это вопрос финансовых вливаний. Аренда электросамокатов растет за счет того, что в этот бизнес вливаются большие деньги.

«У нас в порядке вещей ругать всё новое». За что в городе критикуют электросамокаты и почему СК возбуждает уголовные дела

Аварии с участием арендованных электросамокатов стали важной темой сезона в СМИ. Одним из самых громких стало майское происшествие на Невском проспекте: два пьяных петербуржца врезались в пешеходов, а затем подрались с ними. Было возбуждено уголовное дело, на необходимость расследования лично обратил внимание глава СК Александр Бастрыкин. Сообщалось, что дело возбудили и в отношении сервиса Whoosh, самокаты которого использовали подозреваемые, но там сказали, что не получали уведомление от СК.

В другом громком происшествии пострадал артист Мариинского театра: он упал с электросамоката на высокой скорости и был госпитализирован в тяжелом состоянии. В начале июня Следственный комитет также сообщил о трех авариях, в которых пострадали дети.

На момент публикации материала СК сообщил о восьми авариях с электросамокатами, в которых пострадали пешеходы: по шести возбудили уголовные дела, еще по двум ведется доследственная проверка. Есть и дело о предоставлении небезопасных услуг — оно возбуждено в отношении юридических лиц, оказывающих услуги кикшеринга (но кого именно, не уточняется). По нему следователи весь июнь проводят обыски у компаний, предоставляющих самокаты в аренду, в том числе у «большой тройки». Такой интерес к кикшерингу в СК объясняют тем, что электросамокаты стали «источником повышенной опасности».

Подобная ситуация возникла и в 2019 году с приходом в город каршерингов. Несмотря на отсутствие статистических данных о том, что ДТП с арендованными автомобилями составляют большой процент от общего количества аварий, в медиа сложился образ их высокой аварийности, а у пользователей каршеринга — репутация безответственных водителей.

СМИ и сейчас оказывают повышенное внимание авариям с каршеринговыми автомобилями. В ГИБДД в мае рассказали, что за первые четыре месяца 2021 года в Петербурге произошло более 1,1 тысячи аварий с их участием. Но ведомство подчеркивает, что рост ДТП сопряжен с ростом популярности сервисов, а большинство водителей каршерингов пользуются им ответственно и соблюдают ПДД.

Последний раз статистика по ДТП с участием электросамокатов публиковалась в декабре и охватывала первые девять месяцев 2020 года. В ней также учитывались аварии на сигвеях, моноколесах и других электрических средствах передвижения малой мощности. По данным МВД, с января по сентябрь прошлого года по всей стране зарегистрировали 266 таких аварий — это 0,25 % от всех зафиксированных ДТП в стране за этот период. В таких авариях получили ранения 279 человек, четверо погибли.

По мнению журналистки «Трушеринга» Алены Сизовой, данных, подтверждающих высокую аварийность электросамокатов, нет.

Алена Сизова
журналистка издания «Трушеринг»

— Тут ситуация, как с каршерингом, — яркая окраска привлекает внимание и желание выразить свое отношение. У нас это в порядке вещей — ругать всё новое. Нет какого-то общего знаменателя, чтобы с чем-то сравнивать. Например, нет статистики происшествий с частными самокатами, а их, я уверена, тоже наберется порядочно. Происшествия появились, потому что появилась новая ниша. Раньше не было электросамокатов в массовом потреблении, и инцидентов не было.

«Самокаты потеряют свое преимущество». Как Смольный пытается контролировать аренду электросамокатов

У использования электросамокатов в городе можно выделить шесть основных проблем — их чаще всего обсуждают в рабочей группе и горожане в соцсетях. Вот они:

  1. Отсутствие электросамокатов в ПДД. Сейчас в ПДД не зафиксировано, с какой скоростью, при каких условиях и где можно ездить на электросамокатах — по тротуару, проезжей части или велополосе. До недавних пор городские власти не принимали участия в регулировании сервисов кикшеринга: рабочая группа под руководством комитета по транспорту появилась только в мае.
  2. Отсутствие инфраструктуры. Количество пользователей так называемых средств индивидуальной мобильности резко выросло — и власти Петербурга и Москвы не успевают создать для них среду.
  3. Высокая скорость. Самые мощные модели разгоняются почти до 100 км/ч. Большинство кикшерингов — до 25 км/ч. Вкупе с неактуальными ПДД это создает опасность как на дорогах, так и на тротуарах.
  4. Безответственность некоторых пользователей. ПДД не запрещает пользоваться электросамокатами в нетрезвом виде, до недавнего времени не было и скоростных ограничений. На один самокат встают по два человека, что, вообще-то, запрещено правилами сервисов. Опасность создает и незнание пользователями ПДД — при том, что по факту они участвуют в дорожном движении.
  5. Беспорядочная парковка. Пользователи бросают электросамокаты на тротуарах, препятствуя движению пешеходов.

Комитет по транспорту вместе с «большой тройкой» решил заняться парковкой и ограничением скорости. И в середине мая принял решение: ограничить скорость движения до 15 км/ч. Представители «большой тройки» остались недовольны этим решением. По мнению Андрея Азарова из Urent, оптимальная скорость в Петербурге — 20 км/ч.

Андрей Азаров
сооснователь сервиса Urent

— Ограничивать скорость до 15 км/час по всему городу считаем неэффективным. Самокаты потеряют свое преимущество по скорости и удобству перед автотранспортом. Люди пересядут обратно на машины и автобусы и возможность для развития кикшеринга как общественного транспорта будет упущена.

Такого же мнения об ограничении скорости до 15 км/ч придерживаются и в Whoosh.

Юлия Камойлик
пресс-секретарь Whoosh

— Такое ограничение отсекает всех пользователей, которые предпочитают самокат автомобилю. Либо они приобретут собственный самокат, контролировать скорость которого вообще не получится.

Тем не менее в отдельных людных зонах сервисы кикшеринга ввели ограничения скорости. Urent установил лимит в 15 км/ч на Невском проспекте, Whoosh — на Невском, площади Восстания и на части Лиговского проспекта. При этом по ЦПКиО, Летнему саду, Михайловскому саду и Новой Голландии движение закрыли полностью.

Однако 8 июня Смольный настоял на более жестком ограничении: на очередном рабочем совещании власти договорились с сервисами о лимите скорости в 10 км/ч на 20 наиболее оживленных улицах Центрального и Петроградского районов, в том числе на Невском проспекте. Это произошло на фоне усилившихся обысков и возбуждения нескольких уголовных дел из-за аварий с электросамокатами.

Вечером того же дня Molnia сообщила своим пользователям, что полностью закрывает центр Петербурга для катания. Спустя несколько часов, в ночь на 9 июня, во всех сервисах пропала функция аренды электросамокатов, к утру транспорт исчез из Петербурга.

В Whoosh «Бумаге» рассказали, что приостановили работу, чтобы сначала проработать все вопросы со Смольным. Источник «Бумаги» в одном из сервисов рассказал, что приостановить работу их попросили в СК. «Предупредили в СК, что в рамках уголовного дела будут производить следственные действия, поэтому лучше пока не работать», — сказал он. В комитете по транспорту, однако, говорят, что приостановка работы — инициатива самих сервисов.

«Неясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте». Как бум самокатов усугубил проблемы велоинфраструктуры Петербурга

Читатели «Бумаги» в комментариях к новостям об электросамокатах регулярно спорят о новом виде транспорта. «Проблема в отсутствии инфраструктуры для самокатов, велосипедов и прочих, где бы весь этот транспорт мог безопасно для себя и всех остальных ездить», — пишет читатель Андрей Шуршев.

Урбанисты, с которыми поговорила «Бумага», с этим тезисом согласны. По мнению Стива Каддинса, проблема соответствующей инфраструктуры уже была, но усугубилась из-за резкого роста популярности. Поэтому пользователи электросамокатов выбирают ту часть дороги, которая им кажется более приемлемой в конкретной ситуации.

Стив Каддинс
эксперт Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО

— Для кого-то важно скоростное передвижение — они выбирают проезжую часть, а кому-то проезжая часть кажется опасной. При этом на тротуаре люди не делают поправку на то, что передвижение на самокате — это не движение пешком, это сильное транспортное средство, которое движется самостоятельно и с довольно высокой скоростью. Отсюда все конфликты и проблемы безопасности.

Каддинс считает, что все промедления с регламентацией будут провоцировать рост числа ДТП. Но на пути быстрых решений может встать бюрократия, считает Каддинс: «С учетом долгих бюрократических процессов согласования, в нынешних условиях невозможно взять и сказать: всё, срочно до осени строим тысячи километров велодорожек».

В Европе во время пандемии велотрафик резко вырос, пишет The Guardian — и местным властям пришлось быстро создавать дополнительную инфраструктуру. Например, в Барселоне, Лондоне, Милане и Париже ввели временные разметки велополос и даже закрыли некоторые дороги для автотранспорта. Опросы показали, что большинство жителей этих городов осталось довольно переменами, власти же намерены и дальше развивать велоинфраструктуру.

Теоретически сделать что-то подобное можно и в России. Осенью 2020 года подведомственное правительству Агентство стратегических инициатив вместе с проектами Let’s Bike It и OTSLab создало руководство по созданию быстровозводимой велосипедной инфраструктуры. Оно содержит пошаговую инструкцию по планированию сети маршрутов и выбору направлений с учетом региональных особенностей трассирования. По задумке авторов руководства, если следовать инструкции, переходить к реализации инфраструктурных решений можно уже через два месяца после начала разработки. Однако сведений о применении этого руководства на практике нет.

Директор ассоциации развития велосипедной и пешеходной инфраструктуры «Пошли-поехали» Герман Мойжес считает, что Петербургу нужно уходить от уклона в сторону удобства автомобилистов. По его словам, водители — единственные, для кого в городе создана необходимая инфраструктура, а зачастую и избыточная.

Герман Мойжес
директор ассоциации «Пошли-поехали»

— Нам нужно переломить сознание общественности. Чтобы люди поняли, что если сузить полосу автомобильного движения и создать инфраструктуру, это приведет не к увеличению пробок, а, наоборот, к уменьшению, потому что интенсивность движения увеличится. Полоса движения должна быть 3,25 метра. Если шире — это приводит к ускорению водителей, опасным маневрам.

В комитете по транспорту «Бумаге» сообщили, что говорить о создании отдельной инфраструктуры для пользователей электросамокатов преждевременно.

Пресс-служба комитета по транспорту

— Из-за пробела в законодательстве сейчас не ясно, где вообще должны ездить на таком микротранспорте. Планируется, что пользователи электросамокатов смогут пользоваться существующей велоинфраструктурой. В настоящее время жителям и гостям города доступны 35 велосипедных маршрутов общей протяженностью 126,5 километра. В этом году их протяженность увеличится еще на 11,5 километра.

«Это модно, но не очень рационально». Почему кикшеринг обошел велопрокат

Еще до появления кикшеринга в Петербурге при поддержке властей пытались развивать велошеринг. Единственным оператором был «Велогород». С 2016 года количество станций и велосипедов ежегодно снижалось, а власти постоянно говорили о необходимости сменить оператора и порядок субсидирования.

В 2019-м в городе оставалось 20 станций велопроката. А через год история «Велогорода» закончилась: из-за неудовлетворительных результатов власти отказались выдавать новую субсидию. В КРТИ обещали, что обсудят дальнейшее развитие городского велопроката, но никаких решений до сих пор не озвучили.

Сейчас единственный сервис велошеринга в Петербурге — «Смартбайк». Пилотный старт сервиса был в августе 2019 года, а основной — в мае 2020 года. Сейчас он насчитывает более 2 тысяч велосипедов, работают более 600 парковок: общедоступные муниципальные, коммерческие и установленные самим сервисом. В отличие от «Велогорода», «Смартбайк» запущен исключительно на частные средства.

Руслан Каврюков
сооснователь «Смартбайка»

— Наше отличие [от «Велогорода» и других велошерингов] прежде всего в концепции. У нас собственная технология размещения велосипедов в городе: мы обязываем пользователей парковать и пристегивать наши велосипеды к общедоступным велосипедным парковкам. Это позволяет держать баланс между удобством для пользователей и сохранением порядка размещения техники в городе.

«Смартбайк» намерен наращивать парк и охват, но запланированных цифр Каврюков не называет. По его словам, многое зависит от желания города участвовать в развитии велошеринга. Потенциал велопроката раскроется, если в Петербурге будут развивать велоинфраструктуру, считает Каврюков.

Директор ассоциации «Пошли-поехали» (в совет которой входит и Каврюков) Герман Мойжес считает, что мода на электросамокаты со временем пройдет, а велошеринг в Петербурге еще обретет популярность.

Герман Мойжес
директор ассоциации «Пошли-поехали»

— С точки зрения экономики и экономии нет уверенности, что это [электросамокат] самое выгодное и рациональное средство передвижения. Мы считаем, что велосипед наиболее устойчивый и надежный вид транспорта. Я не исключаю, что электросамокат со временем отойдет. Это модно, но не думаю, что очень рационально.

Что будет с арендой электросамокатов и как скоро решатся окружающие ее проблемы

Несмотря на вводимые ограничения, сервисы кикшеринга намерены расти и дальше. В Urent планируют развитие своей сети в спальных районах города и в Ленинградской области. В Whoosh также намерены продолжать диалог с властями и развивать свой сервис.

И Whoosh, и Urent сообщили «Бумаге», что работают над тем, чтобы самокаты не стояли на узких тротуарах, у станций метро и остановок транспорта. Molnia отредактировала в мобильном приложении парковочные зоны. Со всеми тремя организациями договорились о запрете размещения самокатов на Дворцовой площади.

Для борьбы с нарушителями правил пользования кикшерингом сервисы и Смольный создадут единый «черный список». Если пользователя заблокируют в одном приложении, он уже не сможет арендовать электросамокат в других сервисах. Комитет по транспорту также предложил предоставлять услугу проката самокатов только по паспорту, чтобы ограничить доступ к транспорту несовершеннолетних. Начать тестирование системы планировали уже в первую неделю июня, но информации о результатах этой работы и перспективах реализации нет.

Проблему включения электросамокатов в ПДД российские власти не могут решить уже два года. Минтранс и МВД с 2019 года работают над соответствующими поправками, но не могут определиться с терминологией: какой транспорт считать средствами индивидуальной мобильности. В Минтрансе к таковым предлагают отнести как электротранспорт, так и обычные самокаты, скейтборды и ролики. СК 9 июня попросил Минтранс и МВД ускорить разработку мер по регулированию электросамокатов.

Министерство предлагает запретить разгоняться быстрее 20 км/ч и ездить в пьяном виде, а также определить зоны передвижения в зависимости от возраста. Главное возражение ГИБДД — пользователи транспорта, использующего «мускульную силу человека» (самокаты, ролики, скейтборды), должны подчиняться правилам передвижения пешеходов. Поправки до сих пор не согласованы.

Как говорит Алена Сизова, рынок в Петербурге и Москве еще далек от насыщения, и спрос будет только расти, если электросамокаты будут воспринимать именно как транспорт, а не только как развлечение.

Однако многое зависит от ограничений, которые вводят власти. Если электросамокатам запретят выезжать на тротуар, это поставит крест на их транспортной функции — как и слишком сильное ограничение скорости.

Власти также намерены подписать с сервисами кикшеринга соглашение, которое запретит парковать электросамокаты на узких тротуарах (менее 1,5 метра), ближе 15 метров от вестибюлей метро и остановок транспорта, а также обяжет компании освобождать любую территорию от самокатов по запросу властей.

9 июня в комтрансе «Бумаге» сообщили, что также намерены полностью запретить электросамокаты на Невском проспекте и Дворцовой площади — а во время Евро-2020 еще и рядом со стадионом и фан-зонами.

Выходит, что на быстрое создание условий, при которых езда на электросамокатах будет удобной и безопасной для горожан, рассчитывать пока не приходится. Из-за отсутствия инфраструктуры пользователи будут и дальше ездить по тротуару и по проезжей части. Скорость самокатов снизят до 10 км/ч только в определенных местах — в основном на оживленных центральных улицах.

Вопрос о включении электросамокатов в ПДД всё еще открыт — и неизвестно, когда решится. Безответственных пользователей будут добавлять в единый «черный список», но пока не известно, как эффективно он будет работать. Беспорядочных парковок, вероятно, станет меньше: власти и сервисы кикшеринга договорились о строгих ограничениях в этой области.

Но главный вопрос теперь — когда кикшеринг вообще вернется в Петербург после своего внезапного исчезновения. Ответ на него не могут дать ни в Смольном, ни в компаниях. Источник «Бумаги» в кикшеринговой компании говорит, что СК попросил приостановить работу на неопределенный срок.

«Надеемся, что скоро [электросамокаты] вернутся. <…> Мы считаем, что дополнительные комментарии сейчас излишни, так как разрабатывается документ, который регулирует деятельность кикшеринговых компаний с администрацией города», — сказал «Бумаге» директор Molnia Андрей Синьковский.


Над материалом работали:

Автор текста — Владислав Чирин, редактор — Татьяна Иванова, литературный редактор — Владислава Петрова, фото — Руслан Шамуков.


В Петербурге некоторые велосипедисты ездят по тротуарам — и это раздражает пешеходов. Читайте, что об этом говорят горожане, урбанисты и главы велоклубов.

Почему в Петербурге такие узкие тротуары и как подобную проблему решают в Европе? Рассказывает урбанист.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Электросамокаты
В МВД назвали города, где с начала года произошло наибольшее количество ДТП с электросамокатами. Какое место в этом списке занял Петербург?
В Петербурге за август оштрафовали 400 пользователей электросамокатов. Почти в 8 раз меньше, чем в июне
Комтранс предлагает парковать электросамокаты на станциях проката. Сервисы кикшеринга инициативу раскритиковали
Помните череду уголовных дел из-за аварий с электросамокатами в Петербурге? Вынесен первый приговор — сбившему ребенка назначили обязательные работы
В Петербурге запретили парковать электросамокаты на мостах. Но разрешили сильнее разгоняться на некоторых улицах
QR-коды в Петербурге
«Фонтанка»: в Петербурге готовится масштабный ночной рейд по заведениям, объявившим бойкот QR-кодам
«Нам желали гореть в аду». Как петербургский бизнес общается с противниками QR-кодов
Отменят ли в Петербурге QR-коды? Изучаем «за» и «против» смягчения ограничений
Власти Петербурга обсудят отмену QR-кодов в общественных местах, пишет «Фонтанка». Обновлено
В Петербурге — первые наказания заведений за непроверку QR-кодов
Главное об «омикроне» в городе
СПбГУ переводит студентов на дистанционное обучение
После ночного рейда в Петербурге закрыли 20 заведений, объявивших бойкот QR-кодам
В Петербурге за сутки выявили более 8 тысяч новых случаев COVID-19. Это новый максимум
Власти Петербурга рекомендовали горожанам не пользоваться общественным транспортом из-за COVID-19
Комздрав Петербурга — об отмене плановой медпомощи, QR-кодах и госпитализациях с «омикроном»
Арт-объект в виде какашки на Марсовом поле
Петербургский художник Виктор Забуга заявил, что на открытие его выставки пришла полиция
Автора арт-объекта в форме фекалий отпустили из полиции под обязательство о явке
Против автора пятиметровой «какашки» на Марсовом поле возбудили дело. Что об этом известно
В Петербурге задержали художника, создавшего на Марсовом поле арт-объект в форме какашки, сообщили его знакомые. Обновлено
Это пятиметровая какашка из снега на Марсовом поле. Фото арт-объекта
Уборка снега и льда
В Адмиралтейском районе заметили послания Беглову на сугробах. Утром на улицы вышли десятки дворников
Видели петицию за отставку Беглова? Рассказываем, что о ней нужно знать
Смольный — о плохой уборке снега. Чиновники винят зиму, нехватку дворников, бизнес и автомобили, но обещают всё исправить
Петербурженка предложила бороться с гололедом с помощью кофейного жмыха. Что думают в Смольном?
Владельца бизнес-центра на Литейном оштрафовали на 700 тысяч рублей за падение наледи на девушку
Как всё дорожает
«Коммерсантъ»: российские сотовые операторы поднимут цены на архивные тарифы
Производители сладостей предупредили о повышении цен. Некоторые товары подорожают на 23 %
Uniqlo предупредил о повышении цен на свою продукцию
Цены на ОСАГО могут вырасти на 50 %. Почему?
Цены в Петербурге выросли на 8,7 % за год. Это больше, чем в Москве
Коллеги «Бумаги»
Как петербуржец переехал в деревню и стал популярным сельским видеоблогером
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Что известно про «Тучков буян»
«Это будет большой полноценный парк». В Смольном опровергли информацию о создании сквера вместо парка «Тучков буян»
Петербургские активисты просят создать парки на участках, которые отвели под строительство Судебного квартала
В Петербурге построят и Судебный квартал, и «Тучков буян», заявил Песков
Парк «Тучков буян» все-таки появится в Петербурге, говорят в Смольном. Не тот, что обещали, — зато с фонтаном
Как застраивалась территория Судебного квартала — «Тучкова буяна» в 2014–2021 годах. Таймлапс
Мусорная реформа в Петербурге
Петербуржцы смогут вернуть деньги за несвоевременный вывоз мусора
«Основная проблема — нехватка транспорта». В Смольном пообещали вскоре разобраться с мусорным коллапсом
В одном из дворов в Купчине — нашествие крыс. Местные жители связывают это с мусорным коллапсом
Мусорный оператор Петербурга заявил, что отходы вовремя вывозят из 96 % баков. Горожане не согласны
На запах от полигона «Северная Самарка», который обещали закрыть власти, пожаловались жители. Росприроднадзор требует его проверить
Научпоп
Представьте, что действие фильма «Не смотрите наверх» происходит в России. Ученый придумал альтернативный сюжет
Как выращивают мясо в пробирке и сколько это стоит? Рассказывает участник фестиваля Science Bar Hopping
В Петербурге любят тушить или жарить? Ученые назвали пищевые привычки жителей города и Ленобласти
Все пишут про «новогодний парад планет». Его можно увидеть из Петербурга?
Как звучит вакцина от COVID-19 и модуль МКС? Послушайте альбом «Звуки науки»
Подкасты «Бумаги»
Как верить новостям, когда вокруг столько фейков? В этом подкасте говорим с фактчекером и создателем ИА «Панорама»
Как мы провели 2021-й? 🎄 В новогоднем подкасте рассказываем про тревоги, научный фестиваль в поезде и эспрессо-квас
Как бороться с преступностью в эпоху киберпанка? В этом подкасте слушайте про хакеров, чипы и ДНК-компьютеры
Ольга Кравцова — об ужасах съемного жилья, дачном строительстве и квартире мечты🏠
Как изучение генов помогает бороться с редкими заболеваниями и создавать вакцины? Слушайте в подкасте
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.