Петербургский комитет по транспорту 18 марта объявил о начале сезона электросамокатов — спустя три года после того, как Смольный вел войну c кикшеринговыми сервисами и полностью убирал самокаты из города.
Впоследствии власти Петербурга заключили соглашения с операторами аренды самокатов и ввели запретные зоны для езды на них. В 2024 году эта территория расширилась.
«Бумага» рассказывает, как самокаты стали частью городской инфраструктуры, сколько ДТП с ними происходит каждый год и как это пытаются регулировать власти.
В 2024-м самокатов для аренды в Петербурге будет больше, чем в 2023-м
Число электросамокатов, доступных для аренды в Петербурге, растет каждый год. Если в 2022 году для велошеринга было доступно 25 тысяч самокатов, а в 2023-м их число выросло до 30 тысяч, то в 2024-м на улицах города ожидают до 48 тысяч.
При этом кикшеринг еще в 2021 году обошел велопрокат, писала «Бумага». Так, с 2016-го количество станций и велосипедов единственного оператора «Велогород» ежегодно снижалось, в то время как власти говорили о необходимости сменить оператора и порядок субсидирования.
В 2020 году «Велогород» сменил частный «Смартбайк». Три года назад он насчитывал более 2 тысяч велосипедов и около 600 парковок. В 2024-м на сайте сервиса не открывалась карта с числом доступных парковок. Вопрос пользователя о начале сезона начала работы от 18 марта в группе «ВКонтакте» с 2,5 тысячи подписчиками остался без ответа.
Власти Петербурга расширили запретную для катания территорию
Из-за аварий с участием самокатов в 2021 году городские власти постепенно вводили ограничения для езды на них. Год назад Смольный подписал соглашение с Whoosh. Оно ограничивало скорость до 20 километров в час, а в центре Петербурга — до 15 километров в час. Пользователям также запрещалось парковаться у станций метро и кататься на электросамокатах вдвоем.
До старта очередного сезона электросамокатов в 2024-м комитет по транспорту Петербурга подписал новое соглашение о правилах езды с тремя крупными сервисами Whoosh, «Яндекс Go» и «Юрент». Помимо уже выделенных мест, где запрещена езда на самокатах, Смольный добавил еще четыре.
Где нельзя ездить на самокатах? ↓
- Адмиралтейская набережная;
- территория вокзалов;
- парк 300-летия;
- Дворцовая площадь;
- Разводная площадь (Петергоф);
- Улица Морского Десанта
- музей-заповедник «Петергоф»;
- парк «Дубки»;
- Канонерский тоннель;
- «Остров фортов»;
- сад Кронштадтского Морского собора;
- Летний сад в Кронштадте;
- Петровский парк;
- сквер Инчхон;
- Безымянный переулок в Кронштадте;
- Советский (Екатерининский) парк;
- Якорная площадь.
- улица Большая Зеленина, кроме территории у «Чкаловской»;
- Малый проспект от Рыбацкой улицы до улицы Шамшева;
- Стрельнинская улица;
- улица Шамшева от Малого до Большого проспекта;
- Ораниенбаумская улица от Малого до Большого проспекта.
- Академический переулок;
- Тучков переулок.
- Пять углов;
- Харьковская улица:
- Графский переулок;
- улица Малая Московская;
- Остропольский переулок;
- улица Печатника Григорьева от Воронежской улицы до Остропольского переулка;
- улица Ульяны Громовой;
- переулок Митавский;
- улица Оружейника Федорова;
- Волынский переулок;
- улица Сергея Тюленина;
- Кирпичный переулок от Малой Морской до Большой Морской;
- Чебоксарский переулок;
- Кричевский переулок;
- Артиллерийский переулок от улицы Короленко до Литейного проспекта;
- набережная Зимней канавки, кроме перекрестка с Миллионной улицей;
- переулок Радищева;
- переулок Крылова.
Штраф за нарушения правил езды на запрещенных территориях составляет 500 рублей.
Среди других запретов, закрепленных в соглашениях между Смольным и сервисами проката, — тестирование системы «детектирование поездок вдвоем». Согласно пресс-релизу комитета по транспорту, она должна фиксировать случаи поездок двух и более пользователей на одном самокате. Нарушителям грозит штраф в 1,5 тысячи рублей.
Пожаловаться на нарушения с участием арендованных электросамокатов можно с помощью официального чат-бота в телеграме.
Комитет также рассматривает возможность запретить ездить на электросамокатах несовершеннолетним. Для этого власти изучают возможности верификации пользователей электросамокатов с помощью данных, которые используют банковские приложения или государственный сервис «Госуслуги». Как именно это может использоваться, не уточняется.
Число аварий с электросамокатами в Петербурге каждый год растет
СМИ начали активно освещать проблему ДТП с участием электросамокатов в 2021 году. За девять месяцев года в городе произошло 75 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), погиб один человек, подтверждают данные Научного центра БДД МВД России.
К 2023-му число аварий с электросамокатами и другими СИМ увеличилось почти в 2,3 раза до 172 ДТП. Это третий самый высокий показатель за прошлый год среди регионов России: в Москве число происшествий составило 665 случаев, в Тюменской области — 184.
В 2023 году в Петербурге из-за аварий с участием СИМ погибло четыре человека.
Согласно данным Научного центра МВД, чаще всего в ДТП с электросамокатами в России попадают подростки. В прошлом году почти половина жертв аварий — россияне до 20 лет, в основном — от 16 до 19 лет.
Правовой статус электросамокатов также обсуждают на федеральном уровне
В марте 2022 года Верховный суд России признал электросамокаты полноценным транспортным средством. Это произошло после иска жителя Москвы Давита Чепечяна, который попал в ДТП, в результате которого водитель самоката скончался.
Как следует из текущего ПДД, на самокатах нельзя:
- превышать скорость более 25 километров в час;
- ездить на автомагистралях и не по велосипедным дорожкам или не по краю проезжей части;
- пересекать пешеходные переходы, не спешившись;
- ехать навстречу другим транспортным средствам.
Федеральные власти также пытались разрешить референдумы о правилах езды на электросамокатах внутри муниципалитетов. С таким предложением в августе 2023-го выступила партия «Новые люди» в Госдуме.
Депутаты ссылались на опыт Парижа, который после референдума запретил электросамокаты. Тогда против полного запрета самокатов выступил спикер петербургского Законодательного собрания Александр Бельский, а законопроект «Новых людей» отклонили в первом чтении.
При этом уже в марте 2024 года глава МВД по Петербургу и Ленинградской области Роман Плугин заявил, что запретил бы езду на электросамокатах в центре города из-за травмоопасности.
Фото: «Бумага»