17 января 2013

«Да нет никакой концепции»: Алексей Балабанов о своих фильмах и их зрителях

Во вторник в книжном магазине «Порядок слов» прошёл показ последнего фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу». Кинообозреватель «Бумаги» поговорил с режиссером об отношениях со зрителями и фестивалями, съемке на цифру и проекте фильма о молодом Сталине.

Фото: Игорь Пермамедов
— Сейчас в «Порядке слов» такая толпа собралась — вроде бы это интеллигенты, которые были на митингах против Путина, модные молодые люди. А вы и сам другой, и ваши фильмы совсем на модное кино не похожи. Почему всё равно ходят? — Это всё очень субъективно, поэтому я не могу судить. Все люди разные, поэтому каждый находит что-то в моём фильме. Что-то, что я туда не вкладывал. Мне такие философские истории рассказывают про мои фильмы — удивительные. Я сам про это ничего не знаю. А политикой вообще не интересуюсь. Я стараюсь снимать кино, которое было бы интересно людям. Вот и всё. — То есть просто рассказывать истории? — Я стараюсь снимать кино, которое было бы интересно людям. Никакого сообщения у меня нет. И никогда не было. А люди разные — кому-то это интересно. Кому-то нет. — Вы часто высказываетесь за плёнку и против цифры, хотя ваш новый фильм («Я тоже хочу») снят всё-таки на цифру. Но ведь кино всегда было связано с техническим прогрессом, оно изначально само по себе — техническая новинка. Вы до сих пор отрицаете цифру? — Я нет, не отрицаю. Меня Саша Симонов убедил. Это оператор, он у меня несколько фильмов снял — после Серёжи Астахова, который сторонник плёнки. Я тоже сторонник плёнки, но Саша сказал, что цифра не хуже. Тем более, что сейчас кинотеатры переходят все на цифру. То есть для показов плёнку переводят на цифру. И глупо сейчас снимать на плёнку, чтобы потом тебя показывали на цифре. И это быстрее, просто быстрее. И можно снимать дублей сколько хочешь. — То есть вы это просто из прагматических соображений сделали? — Саша убедил попробовать, и я попробовал. И я понял, что это не хуже, потому что фильм произошёл. Это главное. — Возвращаясь к первому вопросу. За рубежом ваши фильмы остаются сильно недооценёнными. То есть их показывают на фестивалях, конечно, и одно американское издание даже назвало «Я тоже хочу» лучшим фильмом Венеции. Но всё равно почему-то не замечают. — Я знаю, что на фестивалях предопределено всё сначала. Все всё знают. Я один раз получил приз за режиссуру, но мне об этом сказали за три дня до начала фестиваля. Поэтому я как-то так… Но вообще почему не замечают — «Брат-2» там прошёл. — Ну да, я скорее про последние фильмы. — Последние да. Ну они просто не понимают. — А почему? — Другое сознание. — А вы же правда член Европейской киноакадемии? (В «Я тоже хочу» Балабанов появляется в роли режиссёра, члена этой организации. — прим. «Бумаги») — Да, у меня даже карточка с собой. У них сессии каждый год проходят — я раньше ездил, но я необщительный человек, и им неинтересно. И они меня перестали приглашать. — А из современного российского кино вам что-нибудь нравится? — Нравится. Только я не помню названий. Я очень много смотрю: есть канал ТВ-1000 — там русское кино показывают день и ночь, без рекламы. И я их всё время смотрю. То хороший фильм, то плохой. На самое интересное в кино хожу. Но их очень много, я путаюсь. — Недавно вы говорили, что хотите снять фильм о Сталине. Идея осуществится? Собираетесь запускаться? — Вот я только сегодня с Сельяновым (директором студии СТВ — прим. «Бумаги») разговаривал. Я уже всё придумал, но у меня пока мало информации. Потому что это всё-таки другая страна, другой мир. Это про молодого Сталина, когда он поезда грабил, банки. Причём ещё учился в духовной семинарии. Пятый — седьмой год. Вот этот период мне интересен. — А то, что это именно Сталин, сама его фигура вообще — этот контекст вам важен? — Нет. — Если все сложится удачно и фильм выйдет, то совершенно точно вам припишут политическое высказывание. — Да пусть. Мне плевать. — Тогда почему все-таки именно эта история? — Потому что я в Тбилиси съездил, в Тифлис. И мне очень понравился там экстерьер. Там до сих пор булыжник, узкие улочки. Там так красиво все, так интересно. Я именно от этого всегда отталкиваюсь. Я вот почему последний этот фильм сделал? Я увидел колокольню на фотографии у Саши Симонова. И получился фильм про Колокольню счастья. Если бы я ее не увидел, такого фильма бы не было. — То есть вам не герой интересен, а пейзаж? — Да, всегда. А люди меня спрашивают про концепцию… Да нет никакой концепции. Всё просто.

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Читайте еще
В Петербурге простились с Алексеем Балабановым
К чуду: Алексей Балабанов и его фильмы
Умер Алексей Герман: что успел и не успел художник
9 Мая
Власти призвали петербуржцев ходить по улицам в масках на праздновании 9 Мая
В Купчине 6 мая хотели провести праздничное шествие в честь Дня Победы, перекрыв улицы. В последний момент чиновники сообщили, что всё отменяют
Как в Петербурге пройдет празднование 9 Мая, где посмотреть «Бессмертный полк» и какие улицы перекроют из-за парада
Когда и какие улицы в Петербурге перекроют на майские праздники? Показываем график — с закрытием части Невского и Мойки
В Петербурге на парад Победы на Дворцовой площади пустят только с отрицательным тестом на коронавирус
Гид по пригородам Петербурга
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
В Приморске — старая финская кирха и пирс, на котором испытывают ледоколы. Прогуляйтесь по берегу залива и заказнику с морскими видами
В Выборге — средневековая крепость, парк со скалами и северный модерн. Прогуляйтесь по узким улочкам и найдите один из старейших жилых домов России
В Кронштадте — форты, вид на залив и заказник. Приезжайте посмотреть на «тюленью гряду» и старейший маяк России
Во Всеволожске — усадьба пушкинских времен и научный городок академика Павлова. А еще здесь можно погулять по песчаным холмам
Как всё дорожает
Петербург вошел в топ-10 городов мира по росту цен на элитное жилье, обогнав Лос-Анджелес и Москву
С 1 мая подорожают входные билеты в Ботанический сад Петра Великого
Вход в Ленинградский зоопарк для взрослых подорожает с 1 мая. Это связывают с ростом цен на корм для животных и другие расходы
Поход в Эрмитаж теперь обходится дороже на 100 рублей. Почему так? И вернут ли льготы?
В некоторых петербургских ресторанах планируют поднять цены на позиции в меню — из-за подорожания продуктов
Вакцинация от коронавируса
Маломобильных жителей Петербурга начали вакцинировать от коронавируса на дому
В Петербурге могут запустить программу поощрения для привившихся горожан. В Смольном прорабатывают меры
В Петербург поступила вторая партия «ЭпиВакКороны». Привиться смогут более 7 тысяч человек
Роспотребнадзор разрешил прививать петербуржцев от коронавируса на дому. Эту возможность получат маломобильные горожане
В Петербурге пенсионер умер вскоре после введения вакцины от коронавируса. Причина смерти пока не установлена
Коллеги «Бумаги»
Спасти «Медузу»
Екатерина Шульман — о «варягах», федерализме и активистах в регионах
Виталий Манский — о сорванном «Артдокфесте» в Петербурге, переезде и творчестве
В Петербурге начинается посмертный суд над погибшим в СИЗО бизнесменом Валерием Пшеничным
Утрата памятников архитектуры
На территории дач Кирхнера и Кинга в Зеленогорске построят комплекс с отелем, кемпингом и спортивными площадками
В доме Полежаева десятки лет была тайная лестница. Как жильцы добились, чтобы ее открыли, и нашли исторический лифт, о котором никто не знал
В Токсове снесли вокзал, построенный в начале XX века. Местные жители выступали против работ и просили признать здание памятником
Жители дома Полежаева нашли старинный лифт в парадной, которая была заблокирована несколько десятилетий
«Маленький русский Манчестер»: как на Октябрьской набережной работало крупнейшее текстильное предприятие Российской империи. История сгоревшей «Невской мануфактуры»
Подкасты «Бумаги»
Как наша еда влияет на окружающую среду? В этом подкасте обсуждаем экопродукты, потери продовольствия и органические фермы
Что будет с планетой? Слушайте наш новый подкаст об экологии «Послезавтра» — его ведет журналистка Ангелина Давыдова
«Каждые полградуса имеют большое значение». Как меняется климат Земли и к каким последствиям это приведет — слушайте в новом подкасте «Послезавтра»
«Я не просто хочу жить в стране, уважающей права человека. Я могу что-то для этого сделать». Молодые политики — о выборах, карьере и давлении властей
«Люди важны сами по себе, а красота — по ситуации». Бодипозитивные активистки, модель с ожогами и художник — о внешности и принятии своего тела

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.