Жители Петербурга из-за пробок проводят за рулем более 100 лишних часов в год — это один из самых высоких показателей в мире. Самая высокая загруженность дорог наблюдается в 18:00 четверга. А самый неблагоприятный месяц для петербургских водителей — декабрь. Заторы чаще появляются во время визитов Путина, снегопадов и репетиций военных парадов.
Это основные выводы из исследования «Бумаги» о пробках на дорогах Петербурга. Мы проанализировали данные за 2019–2021 годы, а также отдельно за 2022-й, так как многие международные компании исключили российские города из своих исследований из-за войны в Украине.
Показываем на графиках, насколько плотный трафик в городе, когда дорожная ситуация хуже всего и когда пробок, наоборот, меньше обычного.
Как составляется рейтинг TomTom о загруженности дорог? ↓
Исследования TomTom охватывают период с 2019 по 2021 год. Компания расставляет города в списке в зависимости от уровня загруженности дорог, который рассчитывается с учетом лишнего времени, проведенного водителями на дорогах. Исследователи получают данные GPS-навигаторов, которые производит компания.
То есть, когда средний уровень загруженности петербургских дорог составляет 50 %, водитель тратит в 1,5 раза больше времени, чем на такую же поездку по пустой дороге. Например, если поездка по пустой дороге заняла бы у водителя полчаса, то из-за пробок ему придется провести за рулем 45 минут.
Оглавление:
1. Петербуржцы провели 115 часов в пробках в 2021 году. Российские водители тратят больше времени только в Москве и Подмосковье.
2. Пробки чаще всего возникают в Петербурге по средам и четвергам. Самые неблагоприятные часы — 8:00, 9:00, 17:00, 18:00 и 19:00.
3. На возникновение пробок влияют визиты Путина, снегопады и репетиции военных парадов.
4. Декабрь — самый загруженный месяц для Петербурга по пробкам. В последний год с ним сравнялся июнь.
Петербуржцы провели 115 часов в пробках в 2021 году. Российские водители тратят больше времени только в Москве и Подмосковье
Петербург занимал седьмое место в антирейтинге городов мира, в которых пробки отнимают больше всего времени у водителей. Об этом свидетельствует исследование компании-производителя GPS-навигации TomTom за 2021 год.
Как составляется рейтинг TomTom о загруженности дорог? ↓
Исследования TomTom охватывают период с 2019 по 2021 год. Компания расставляет города в списке в зависимости от уровня загруженности дорог, который рассчитывается с учетом лишнего времени, проведенного водителями на дорогах. Исследователи получают данные GPS-навигаторов, которые производит компания.
То есть, когда средний уровень загруженности петербургских дорог составляет 50 %, водитель тратит в 1,5 раза больше времени, чем на такую же поездку по пустой дороге. Например, если поездка по пустой дороге заняла бы у водителя полчаса, то из-за пробок ему придется провести за рулем 45 минут.
По данным TomTom, в 2021-м петербуржцы провели в пробках примерно 115 часов. В среднем петербургские водители тратят на 50 % больше времени, чем необходимо для поездки по пустой дороге, следует из результатов исследования компании.
Хуже, чем в Петербурге, дорожная ситуация только в Стамбуле (первое место), а также в Москве и Московской области (второе место), отмечают в TomTom. Далее в рейтинге идут Киев, Богота, Мумбаи и Одесса, которые занимают третье-шестое места соответственно.
В общемировой антирейтинг попали еще девять российских городов, их список составила «Бумага». Новосибирск занял девятое место: водители там провели в пробках 110 лишних часов. Также в списке есть Самара, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Челябинск, Казань, Омск и Томск.
В общей сложности в антирейтинг TomTom попали 404 города. На нижних местах списка оказались американские города, население которых не превышает 500 тысяч человек, — Миннеаполис, Дайтон, Канзас-Сити, Литл-Рок, Сиракьюс, Акрон, Уинстон-Салем и Хай-Поинт. В среднем местные жители провели в пробках около 20 лишних часов за год.
Последнее место в рейтинге заняла Мекка в Саудовской Аравии. Местные водители провели в пробках всего 16 лишних часов в год.
Согласно обновленному рейтингу TomTom за 2022 год, среднее время, которое водители проводят в пробках, значительно выросло. Самым загруженным городом оказался Лондон — англичане простояли в пробках 325 часов. На первые места также попали индийский Бангалор, ирландский Дублин, японский Саппоро и итальянский Милан. Почти все нижние места списка также занимают американские города с небольшим населением — Дейтон, Оклахома-Сити и Ноксвилл.
При этом в дорожной ситуации Петербурга в 2022 году не было серьезных изменений: среднестатистический уровень загруженности дорог в городе составил 11,94 %, посчитала «Бумага» на основе данных сайта Traffic Index. Средний уровень пробок в 2021 году был 14,7 %.
Как Traffic Index считает уровень пробок? ↓
Команда сайта Traffic Index каждые 20 минут сохраняет изображение сервиса Google Maps, фиксирующее пробки в городе с помощью цвета. Впоследствии Traffic Index рассчитывает уровень пробок по формуле: доля «зеленых участков» × 0 + доля оранжевых участков × 1 + доля красных участков × 2 + доля темно-бордовых участков × 3.
Максимальное значение уровня пробок по этой формуле — 100 %. В таком случае весь город на Google Maps состоит из темно-бордовых участков.
Пробки чаще всего возникают в Петербурге по средам и четвергам. Самые неблагоприятные часы — 8:00, 9:00, 17:00, 18:00 и 19:00
Как отмечают исследователи TomTom, в 2021 году среднее время поездки в Петербурге увеличилось на 4 минуты в день по сравнению с показателями 2020 года, которые ранее зафиксировала компания. При этом самые загруженные дни — это вторник (пробки в этот день отнимают на 44,5 % больше времени горожан), среда (на 43 % больше времени) и четверг (45 % больше времени), посчитала «Бумага» на основе данных TomTom.
Реже всего пробки возникают в Петербурге по выходным, выяснил TomTom. По субботам пробки отнимали 18,5 % обычного времени на дорогу, в воскресенье — 12,5 %.
Утренние часы пик в Петербурге приходятся на 8:00 (поездка занимает на 77 % больше времени) и 9:00 (на 64 %). Самые большие пробки возникают в 17 (поездка занимает на 81 % больше времени), 18 (на 94 %) и 19 часов (на 66 %).
Самым загруженным временем на протяжении всей недели стало 18:00 четверга — в этот час в среднем в году из-за пробок водители тратят на 103 % больше времени на поездку.
На возникновение пробок влияют визиты Путина, снегопады и репетиции военных парадов
На протяжении 2021 года исследователи TomTom также регистрировали дни с аномально высокой и низкой загруженностью дорог. Согласно этим данным, наиболее свободными дороги были в Петербурге в праздничные дни, когда горожане не работали, — после Нового года, 8 Марта, в День народного единства и 10 мая, после Дня Победы.
Самые большие пробки же возникали, когда в городе была плохая погода, аварии или когда приезжали с визитом официальные лица, выяснила «Бумага», изучив дни аномального трафика на дорогах Петербурга.
В какие дни были самые большие пробки в 2021 году:
- Самые большие пробки в 2021 году были 24 февраля, когда средний уровень загруженности дорог, по данным TomTom, достиг 94 %. В этот день в Петербурге образовались 9-балльные пробки, водители жаловались на сугробы и занос автомобилей. Накануне в городе выпало около 87 % месячной нормы осадков.
- В следующий раз аномально высокий трафик зафиксировали 5 марта 2021-го. Вечером в этот день поезда перестали ходить в сторону станции «Девяткино» на красной линии метро. Сообщалось о падении пассажира на пути. «Фонтанка» писала о 8-балльных пробках и накануне 8 Марта.
- На протяжении 28 апреля в Петербурге и Ленобласти тоже были большие пробки. Тогда шел мокрый снег и дождь, загорелось жилое здание на Большом проспекте П. С., 57, которое тушили шесть пожарных машин. На соседних улицах Петроградской стороны возникли пробки, на месте работал регулировщик ГИБДД.
- В пятницу, 29 апреля, петербургские водители попали в 8-балльные пробки у Московского и Финляндского вокзалов. Жители также стояли в пробках у станций метро «Адмиралтейская», «Гостиный двор», «Сенная площадь», «Технологический институт», «Площадь Александра Невского» и на КАД возле станции метро «Обухово». Затор возник накануне перекрытия двух полос КАД на пересечении с ЗСД и Дачным проспектом.
- 30 апреля власти перекрыли Невский проспект для репетиции парада 9 Мая на Дворцовой площади, в нем участвовала военная техника и 4 тысячи военнослужащих. Из-за этого часть транспорта изменила маршруты. К вечеру на дорогах Петербурга образовались пробки в 8 баллов.
- 5 мая образовались 7-балльные пробки в центре Петербурга. Тогда транспорт не ходил по Дворцовой и Адмиралтейской набережным, набережной Кутузова и участку Вознесенского проспекта — магистрали не открыли после репетиции военного парада.
- В четверг, 6 мая, в Петербурге прошли сильные дожди, после которых также возникли пробки.
- Утром 9 июня петербуржцы попали в 6-километровые пробки на КАД в районе Ржевского лесопарка из-за ремонта платной автомагистрали. Также водители стояли на участке внутреннего кольца, где произошло ДТП.
- 28 декабря в Петербурге прошел неформальный саммит СНГ, который посетил Владимир Путин. Из-за этого в городе перекрыли некоторые участки ЗСД и КАД, а также несколько улиц, рядом с которыми должен был проезжать президент. К вечеру пробки достигли 10 баллов.
В июне 2022-го центр Петербурга перекрывали из-за фестиваля «Алые паруса», следует из данных Traffic Index. Также в этом месяце прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), на котором присутствовал Владимир Путин.
Президент России также приезжал в Петербург в декабре 2022-го — на новую неформальную встречу лидеров стран СНГ. В дни проведения саммита в городе, по данным Traffic Index, образовались пробки в 8 баллов.
Декабрь — самый загруженный месяц для Петербурга по пробкам. В последний год с ним сравнялся июнь
По данным TomTom, самые большие пробки в Петербурге возникли накануне Нового года в декабре 2021-го. В среднем за месяц водители тратили на дорогу на 78 % больше времени. Для сравнения: за аналогичный период прошлых лет процент лишнего времени, потраченного петербургскими водителями на поездки, составлял 58 в 2020-м и 56 в 2019-м.
Самый низкий усредненный уровень загруженности петербургских дорог за три года исследователи TomTom зафиксировали во время антиковидных ограничений. Так, в марте 2020 года он составил 42 %, в апреле опустился до 17 %, а в мае поднялся до 22 %.
В июне 2020-го, когда в городе возобновили движение общественного транспорта и начали отменять ограничения, загруженность дорог выросла до 35 %. В июле она поднялась до 41 %, превысив показатель 2019-го (38 %) и 2021-го (37 %). В дальнейшем процент лишнего времени в дороге в 2020 году был близок к показателям 2019 и 2021 годов.
При этом в 2022-м дороги в Петербурге были сильно загружены не только в декабре, но и в июне — уровень пробок в городе тогда составил 15,4 %, посчитала «Бумага» на основе данных Traffic Index.
Мы работаем для вас — оформите донат, чтобы «Бумага» и дальше писала о событиях в Петербурге
поддержать 💚Что еще почитать:
- Исследование «Бумаги» о преступности в Петербурге: безопасно ли в городе, что с делами о наркотиках и оружии и повлияла ли война.
- Две трети убийств женщин в России связаны с домашним насилием. Это больше 12 тысяч смертей за последние 9 лет. Пересказываем исследование Консорциума женских НПО.
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ