Несмотря на блокировки и цензуру, в русскоязычном медиапространстве продолжают появляться новые проекты. Они пишут о войне, империализме, правах ЛГБТ+, эмиграции, а также о других странах.
«Бумага» уже собирала список из одиннадцати новых медиа, появившихся после начала войны. Этого оказалось мало — читайте о еще семи независимых журналистских проектах.
Paper Kartuli
Локальное медиа о Тбилиси и Грузии от команды «Бумаги» на русском и грузинском языках. Публикации появляются в телеграме, инстаграме и фейсбуке. Paper Kartuli рассказывает о людях, которые живут в столице Грузии, любят этот город и страну, откуда бы они ни были родом.
Одна из главных рубрик издания — «Портреты». Это истории жителей Тбилиси и рассказы об их любимых местах в городе. Уже вышли интервью с продавщицей специй с Дезертирского рынка Луизой Панчулидзе, реставратором старинной мебели Давитом Чагелишвили и журналисткой телеканала «Дождь» Екатериной Котрикадзе.
Число подписчиков:
«Сирена»
В июле команда Алексея Навального запустила в телеграме медиа «Сирена». Редакцию возглавляет ранее ушедший с новосибирского новостного сайта «НГС» Андрей Затирко. «Сирена» позиционирует себя как медиа без цензуры. В телеграм-канале выходят в основном новости. Расширенные материалы команда публикует на блог-платформе Telegraph: например, там вышел материал о рынке алкоголя в России.
Журнал «Новая рассказ-газета»
В июле редакция «Новой газеты», временно приостановившей работу, начала издавать журнал под названием «Новая рассказ-газета» (сокращенно — «НО»). Среди материалов нового издания — текст Людмилы Улицкой о человеке в эпоху тоталитаризма, материал о языке, на котором составляются протоколы, и новый рассказ Дмитрия Быкова «Большинство».
Кроме того, редакция «Новой газеты» запустила конструктор подписок «Свободное пространство». С его помощью пользователи могут подписаться на рубрики газеты, материалы отдельных авторов, а также на другие СМИ, телеграм-каналы и ютьюб-каналы.
«После.Медиа»
Создатели проекта называют себя «левой социалистической платформой для политического осмысления преступной войны России в Украине, ее предпосылок и последствий». «После» публикует аналитические материалы, интервью, подкасты и исторические тексты — о прошлом, настоящем и будущем России.
Кроме телеграмма и инстаграма у платформы есть сайт, где публикуются тексты — к примеру, о том, как изменился российский протест после 24 февраля, зачем антиукраинская пропаганда использует риторику против ЛГБТК+ и почему присутствие России в Донбассе стало катастрофой для рабочего движения. Партнер проекта — швейцарское ежедневное издание Die Wochenzeitung.
«Рубежи»
Это эмигрантское медиа о том, как переехать, адаптироваться и найти свое место. Большинство членов команды — эмигранты из России. Здесь публикуются значимые для российских эмигрантов новости, материалы о культуре и истории стран, которые принимают эмигрантов, инструкции о том, как найти жилье, завести банковскую карту, получить деньги из России.
«Беда»
«Издание, изучающее российский имперский проект», — указано в описании «Беды» в телеграме. Команда проекта состоит из людей, занимающихся культурной работой и активизмом, говорится на сайте нового медиа. «Беда» уже написала о культе Великой Отечественной войны и милитаризации российского общества, деколонизации и бурятском активизме.
«Дрон Медиа»
Медиа, которое анализирует происходящие события и объясняет, как они влияют на каждого из нас, а также публикует истории жителей Украины, России, Беларуси, стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы. Команда проекта объединяет журналистов из разных стран. «Наша ценность — не зависеть от государственной пропаганды, политических партий и бизнес-монополий», — говорится на сайте «Дрон Медиа».
Среди материалов издания: текст о смертной казни в Беларуси, подсчет, сколько Россия и Украина вкладывали в Крым, и интервью о том, как война влияет на экологию.
Что еще почитать:
- «Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля.
- «Мне слишком дорого далась эта работа». Сотрудники российских независимых СМИ о военной цензуре и блокировках.