В Петербурге прошло сразу несколько выставок, связанных с новостной повесткой. Например, в 3120 Gallery показывали мрачные работы Родиона Китаева из его «черной серии», а в «Третьем месте» выставляли «Монстров под кроватью» Максима Имы — зеркало, расписанное краской цвета крови.
Еще несколько выставок в городе, напротив, предлагают зрителям свободу интерпретаций. «Бумага» выбрала четыре такие экспозиции и поговорила с авторами о том, каким может быть искусство в период кризисов.
Инсталляция «Калейдоскоп» и другие работы художницы Саши Фроловой
Экспозиция в галерее цифрового искусства «Цифергауз» — первая большая петербургская выставка Саши Фроловой, номинантки премии Кандинского и ученицы Андрея Бартенева. Художница много работает с латексом, а этой весной она создала линейку скульптурных десертов для московской кондитерской «Жемчуга». На Новой Голландии зрителям показывают фэнтезийные объекты Фроловой, а центральным элементом выставки стала инсталляция «Калейдоскоп». Она как бы собирает разные произведения художницы в одно целое, преломляя их в зеркальных поверхностях, видеоряде и дополненной реальности.
— В своей творческой практике я стремлюсь вернуть зрителя в ощущения, даю возможность переключить и разгрузить сознание, вдохновиться. Мне хочется давать зрителю свободу для интерпретаций, чтобы каждый был свободен понимать, чувствовать и интерпретировать работы по-своему. Мне хочется, чтобы зритель попытался не понять, а именно почувствовать форму, ведь восприятие искусства начинается не от понимания, а от контакта между произведением искусства и сознанием зрителя. Во всём, что я делаю, стремлюсь добиться эффекта фасцинации, что означает «заворожение» — когда ты не можешь оторвать взгляд, тебя притягивает то, что ты видишь, и чаще всего ты не понимаешь почему.
Время: до 17 июля
Место: «Цифергауз»
Билет: бесплатно, по предварительной регистрации
Ссылка: newhollandsp.ru
Изображения пустоты от уличных художников
Новую выставку в Marina Gisich Gallery организовали уличные художники из мастерской 10.203, в конце прошлого года запустившие онлайн-бродилку по мотивам своих выставок на Кожевенной линии Васильевского острова. Тема коллективной экспозиции — «Как нарисовать пустоту». Эту художественную задачу авторы решают по-разному: в галерее можно увидеть череп-пепельницу, ведущую в никуда приставную лестницу или белый круг на черном фоне с красными человеческими силуэтами. Свое творчество авторы предпочитают не объяснять — по их мнению, произведения должны говорить сами за себя, а каждый зритель способен получить собственный опыт.
— Как нарисовать [пустоту] — это не вопрос к зрителю или себе. Это пример практического выживания в условиях новой реальности, в которой мы все сейчас находимся. Нельзя сказать, что тема пустоты вдруг стала актуальна. Нет, эта тема была всегда и возникает регулярно в острые политические периоды. Я бы сказал, что вопрос пустоты — это всегда об осознании бренности и нерешаемости вопроса «А что же будет потом?».
Механистические пейзажи от московского художника Дмитрия Каварги
Дмитрий Каварга — лауреат премий Сергея Курехина и Анатолия Зверева, его работы представлены в «Эрарте», колтушском Музее Павлова и на других площадках.
Художник из Москвы получил известность благодаря своим биоморфным скульптурам и интерактивным инсталляциям. В Петербург привезли его новую серию «Оболочки внутреннего ландшафта», вдохновленную северной природой. Это объекты и живописные пейзажи, в которых природные виды дополняются шестеренками, часовыми механизмами и другими рукотворными элементами.
Работу над этим проектом Дмитрий начал в декабре 2021 года. «Если описать словами то, что в работах очевидно, то скопления механистичности являются проекциями человеческого сознания на некий северный пейзаж. Устремляя взгляд в природный ландшафт, мы видим в нем что-то помимо природы. В глубинах озер и густотах леса мы наблюдаем отражение собственного содержания», — объясняет художник по просьбе «Бумаги».
— Я стараюсь относиться к искусству как к внутренней духовной практике, требующей настройки внимания и работы с энергией. Такой практикой заниматься интересно и не стыдно. Искусство же актуальных месседжей, как правило, вызывает у меня гримасу человека с больным кишечником: такую усталую осклабленность от ставшего уже привычным недуга. Эти простые плоские текстовые сообщения, хитро зашифрованные в визуальные ребусы, эти бесконечно переусложненные сопроводительные тексты, такая игра ума на острие социальной активности — мне видится в этом желание художника быть востребованным и понятым, причем быстро. Однако и здесь есть грань. Когда художник использует трагические события как повод к созданию неких тематических произведений, он встает в позу борца со вселенской несправедливостью, обличителя зла, этакого «гордо реющего буревестника». Затем он их с успехом выставляет в престижных институциях, да еще и продает, оборачиваясь «жирным пингвином» чистого конформизма.
Большая мультимедийная инсталляция с лазерами
«Цех» в «Севкабель Порту» не в первый раз используют для проведения масштабных выставочных проектов: например, в прошлом году там организовали выставки работ Энди Уорхола и мультимедийного искусства на экологические темы. Этим летом на площадке представили проект A.R.R.C 2.0 — мультимедийную лазерную инсталляцию, первую версию которой показали на пражском фестивале Signal в 2019 году.
Для «Севкабеля» выставку переработали: теперь зрители могут сами выбрать маршрут и сценарий осмотра. Посетителям доступны четыре пространства с разной атмосферой. Например, одна зона представляет собой своеобразный «зал ожидания» со световыми столбами, а другая — зал «неразрешимого противоречия» с хаотичными световыми всполохами на 72 светодиодных экранах.
— Выставка A.R.R.C 2.0 рассказывает нам о нас: суть проявляется, когда зритель взаимодействует с инсталляцией и находится внутри произведения. Он проходит через четыре зоны в своей последовательности, переживая определенные чувства, ощущения и эмоции. Со светом вы взаимодействуете на свое усмотрение: кому-то нравится гулять внутри лучей, а кто-то любит наблюдать и фотографировать со стороны. В итоге в инсталляции любой зритель переживает уникальный опыт, который во многом зависит от его идентичности, внутреннего мира и настроения на данный момент.
Время: до 14 августа (кроме ПН)
Место: «Цех» в «Севкабель Порту»
Билет: от 600 рублей
Ссылка: sevcableport.ru
Что еще почитать:
- Как делать театр, если команда разъехалась по миру. Опыт петербургского проекта Fulcro.
- Stereoleto, Gamma и много джаза. Семь музыкальных фестивалей этого лета, которые состоятся несмотря на плохие новости.