8 июля 2021

Вы могли видеть этот стрит-арт — портрет с большим носом и острым подбородком. Это СЭР — тег рисовали во дворе Коломенской Венеры, а его прообразом стал Петрович из комиксов 90-х

Возможно, вы встречали на петербургских улицах такой стрит-арт: профиль лица с большим носом и острым подбородком. Это СЭР — работа уличного художника из объединения «Новые уличные». Часть этих художников вы наверняка знаете как группировку «Осколки». «Бумага» рассказывает о мистическом СЭРе, о том, как появился тег и где его можно увидеть.

Обычно тег СЭР выглядит вот так. Его можно встретить в арках, на трансформаторных будках, продухах и ролльставнях Петербурга. 

Автор СЭРа — анонимный художник из «неорганизованного художественного объединения без определенного состава и намерений» «Новые уличные». Само название тега художники предлагают расшифровывать, например, как «Свобода — это рай». Но вряд ли это единственное толкование.

Один из участников группировки рассказал «Бумаге», что СЭР появился в Петербурге на рубеже девяностых и нулевых — в арке дома недалеко от «Нарвской». Рисунок был простым: «профиль скинхеда, похожего на Петровича» — героя газетных комиксов тех времен. Но, как отмечают художники, СЭР родился задолго до девяностых, «возможно, что на острове Пасхи. А может, и раньше на несколько тысяч лет — в Месопотамии».

В 2015 году СЭР объявился на крыше дома у станции метро «Василеостровская» — и с тех пор «пошел по наклонной».

Фото: «Новые уличные»

В 2016 году СЭР окончательно «залег на дно в Петербурге».

Фото: «Новые уличные»

С 2019 года СЭР — как и другой стрит-арт «Новых уличных» — неоднократно появлялся во дворе Венеры в Коломне. В 2021-м СЭРа рисовали здесь минимум дважды — в апреле и за день до праздника добрососедства, который прошел в сквере в Дровяном переулке в июне этого года. Сами художники говорят, что Коломенской Венере «было явно одиноко и тяжело и нужна была поддержка перед рехабом» — летом скульптуру очистили и отправили на реставрацию. 

Фото: телеграм-канал ockolki

Весной 2021 года в телеграм-канале «Новых уличных» появилась фотография плюшевого СЭРа в игровом автомате с игрушками. Позднее художники написали, что «СЭР на воле», и опубликовали снимок, на котором неизвестный держит игрушку в руках. Художники утверждают, что им неизвестен автор «проделки».

СЭРа можно встретить на различных заброшенных объектах города. Например, в одном из самых популярных у стрит-артистов недостроенном здании на набережной реки Смоленки. 

Судя по соцсетям «Новых уличных», СЭР не против путешествий и иногда появляется в других городах России и мира. Например, он был замечен в Москве, Нижнем Новгороде и даже в Стамбуле. 

СЭР даже умудрился пробраться в книгу «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях», которую подготовили краеведы Алексей Шишкин и Эля Новопашенная. Это сборник из писем рассылки «Бумаги» с историями петербургских домов.

Фото: Елизавета Ивантей / «Бумага»

А еще СЭРа можно встретить у моста Бетанкура, где расположился настоящий музей стрит-арта под открытым небом — почитать о нем подробнее можно по ссылке.


Читайте также о петербургской арт-группе alesha — вы точно видели на тротуарах Петербурга желтые портреты, нарисованные ими одной линией. А недавно «Бумага» публиковала интервью с петербуржцем на коляске Виталием Дивенцовым, который рисует на улицах и организует выставки стрит-арта. 

Читайте также рассылку «Бумаги» с историями петербургских домов, которую ведет Алексей Шишкин.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.