На акциях протеста 31 января и 2 февраля в Петербурге в сумме задержали более 1,5 тысячи человек. Многие из них сообщают о нарушениях, нехватке спальных мест, отказах в еде и воде, психологическом давлении.
В спецприемниках также заканчиваются места, людей везут в Ленобласть за десятки километров от города. Врачи травмпунктов должны передавать данный о пострадавших на митингах силовикам — это может привести к новым задержаниям.
«Бумага» рассказывает, что происходит с задержанными в отделах полиции Петербурга.
В отделах полиции задержанным отказывают в еде и воде, угрожают и оскорбляют. Спать приходится на полу
В отделах полиции задержанным зачастую не предоставляли постельное белье и даже спальные места. Собеседники «Бумаги» среди задержанных рассказывали, что им приходилось спать на полу, на стульях, скамейках или сидя. Так было, например, в 7-м, 8-м, 21-м, 64-м, 78-м и многих других отделах полиции.
Задержанных не кормили. Поесть им удавалось, только если в отделе полиции принимали передачи. Не всегда сотрудники отделов соглашались дать задержанным воды. Полицейские не пускали в отделы адвокатов, хотя обязаны это делать. Как правило, не разрешали курить.
На задержанных оказывали психологическое давление. Например, грозили арестом до 30 суток тем, кто не соглашался сдать отпечатки пальцев — хотя делать это задержанные не обязаны. Длительным арестом грозили и тем, кто отказывался фотографироваться. Задержанных оскорбляли. Одной из собеседниц «Бумаги» пригрозили органами опеки — у нее двое детей.
Кроме того, в помещениях людей зачастую было слишком много для маленького пространства. Задержанные из 33-го отдела полиции рассказали, что в камерах были клопы, грязь и следы засохшей крови. Есть также информация от журналиста Арсения Веснина о том, что сотрудники 33-го отдела полиции съели продукты, которые волонтеры передали задержанным, и отдали им остатки.
В спецприемниках заканчиваются места, задержанных везут в Волосово и Лугу. В МВД нехватку мест отрицают
Многим задержанным суд назначил административный арест. Отбывать его необходимо в изоляторах временного содержания (ИВС) — их также называют спецприемниками.
Однако задержанные рассказывают, что в городских ИВС заканчиваются места. О проблемах заговорили еще после акции 31 января, когда люди сутки сидели в автозаке перед ИВС на Захарьевской, 6, ожидая своей очереди в камеру.
Сейчас же задержанных стали увозить за город. Известно, что людей отвезли в город Волосово в Ленинградской области — в 70 километрах от Петербурга. Нескольких человек увезли в Лугу — это 136 километров от города.
В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти заявляют, что «в регионе» не наблюдается нехватки мест в изоляторах. Там также заявили, что нарушений по размещению и содержанию таких лиц «не допущено».
Широкое обсуждение в СМИ и соцсетях получила схожая ситуация в московском спецприемнике в деревне Сахарово. Из фотографий оттуда следовало, что в 8-местных камерах размещали более 30 человек. В МВД фотографии назвали «необъективным отражением ситуации». В Петербурге пока нет сообщений о переполненных камерах в спецприемниках.
Известно о случаях пропажи людей после задержания — их не могли найти до двух суток
Некоторые люди «пропадали» после задержаний. Так случилось, например, с Русланом Идрисовым, который 2 февраля, как сообщает телеграм-канал «Задержания Санкт-Петербург» вовсе не участвовал в протестной акции. Он нашелся на следующий день — оказалось, его увезли в отдел полиции в Колпине.
О своем задержании подробно рассказал участник либертарианского движения «Чайный клуб» Петр Соковых, которого не могли найти двое суток после задержания на акции 31 января. Он рассказал «Бумаге», что находился в 77-м отделе полиции.
У Соковых при жестком задержании отобрали телефон. Он рассказал, что его заподозрили в организации шествия. Во время допроса, по его словам, силовики неоднократно угрожали его избить. «Мы тебя сначала тут ******** (изобьем — прим. «Бумаги»), а потом в СИЗО к чеченцам посадим, они тебя там всей толпой ***** (насиловать — прим. «Бумаги») будут, у тебя очко будет размером с чайник», — приводит Соковых слова силовиков, проводивших допрос. Связаться со знакомыми он смог, только когда его отпустили вечером 2 февраля.
Сотрудников травмпунктов просят сообщать о пациентах, пострадавших на митингах, чтобы их можно было задержать
Врачей петербургских травмпунктов просят сообщать в полицию об обратившихся к ним участниках митингов. Это традиционная практика, однако, как удалось выяснить «Бумаге», в этот раз возможны задержания пострадавших. Об этом говорила одна из задержанных на акции 2 февраля, а также источник «Бумаги» в медицинских кругах.
Установка сообщать о пострадавших участниках митингов — негласная. По данным источников «Бумаги», эта информация нужна полиции для привлечения участников акций к ответственности. Собеседник «Бумаги» в медицинских кругах говорит, что следуют этой установке не все. Некоторые медики, по его словам, пугают таких пациентов тем, что их могут задержать, и пострадавшие отказываются от помощи — медики делают это из-за высокой загруженности.
В комитете по здравоохранению «Бумаге» подтвердили, что сообщают в полицию о пострадавших на митингах — для проведения разбирательств.
За последние дни в Петербурге оштрафовали и арестовали сотни человек, задержанных на акциях протеста
В период с 31 января по 3 февраля в суды Петербурга поступило более 900 протоколов, составленных на участников акций протеста.
443 человека оштрафовали (размер штрафов достигает 10 тысяч рублей), 233 человека арестовали. Часть протоколов вернули обратно, в совсем малом количестве случаев административные дела прекратили (пресс-служба судов сообщала лишь о семи таких случаях).