Всего за год интернет-будильник «Будист» вырос из локального московского сервиса в проект с мировыми амбициями, получив несколько престижных наград. «Бумага» выяснила, как создателям удалось добиться такого роста и почему в их бизнесе главная ценность — это отзывчивые люди.
Фото: Анна Новосёлова
Альтернатива нудным будильникам и утренним телефонным мелодиям появилась чуть больше года назад. Социальный сервис «Будист», запущенный в апреле 2011 года, объединяет людей с помощью одной задачи: не проспать. Москвич Грачик Аджамян вынашивал эту идею шесть лет. Все это время он пытался выяснить, не было ли раньше чего-нибудь подобного, но на сочетание «люди будят людей» не реагировал даже Google. На базе собственной веб-студии Грачик начал работать над новым проектом. Команду искать не пришлось: первое время разработка «Будиста» и выполнение заказов студии шли параллельно. Но в итоге пришлось с головой уйти в подготовку проекта социального будильника. Вместо одного месяца на изготовление прототипа ушло три, зато, как признаются создатели сервиса, сайт потом практически не давал сбоев. — Когда мы запустились по России, это был кошмар, — вспоминает Арсений Алиханов, коммьюнити-менеджер проекта. — В течение недели каждый день удваивались наши показатели, команда почти не спала, чтобы хоть как-то держаться на плаву. Были проблемы и с нагрузками, которые мы на тот момент с трудом выдерживали: наши программисты и технические специалисты проявили тогда настоящий героизм. Сейчас в команде «Будиста» восемнадцать человек. Едва запустившись, проект победил на конкурсе стартапов Harvest. Всего за год работы накопился внушительный список наград: Премия Рунета-2011 в номинации «Лучший стартап года», победа в американском конкурсе Startup Monthly в Силиконовой долине, одобрение и информационная поддержка от Forbes, а также грант StartFellows от Дурова и Мильнера. — Призы в виде статуэток и престижные гранты — это, конечно, приятно, — признает Грачик. — Но когда ты чувствуешь, что помогаешь людям и делаешь их счастливее — вот это реальная награда. Суть сервиса, призванного осчастливить и помочь, прозрачна: люди будят людей. Бесплатно. Интерфейс сайта простой, а концепция максимально доступна: все пользователи делятся на Сонь и Будистов. Первые оставляют номер телефона, ставят будильник и ложатся спать. Вторые в любое удобное время набирают единый российский номер, и сервис автоматически связывает их с Соней, желающим в этот момент проснуться. Звонок длится не больше двух минут, но, как убеждают создатели, после такого разговора спать уже не захочется. Учитывая персональные данные, вводимые при регистрации, «Будист» соединяет людей примерно одинакового возраста и противоположного пола — так интереснее. На сайте также можно указать время, когда удобно будить, и система перезвонит сама. Если же будильник стоит, а будить некому, то этим занимается робот Будя.«Будист» сам по себе — это просто идея. Все остальное делают люди: звонят каждый день, говорят «доброе утро», говорят «спасибо», без наших пользователей ничего не будет.
Количество поставленных с момента открытия сайта будильников приближается к двум миллионам. При этом ни за звонки, ни за пробуждение с пользователей платы не берут. — Мы щедрые ребята! — улыбается Грачик. — Сначала мы тратили свои деньги. Как только почувствовали, что мы на грани банкротства, начали привлекать инвесторов. Сервис «Будист» пока не приносит дохода. Но, по словам Арсения, проект будет монетизироваться по двум направлениям. Во-первых, за счет взаимодействия с брендами: предполагается, что это будет не просто реклама на сайте, а интеграция с сервисом, например, звонки от ресторанов с приглашением позавтракать. Во-вторых, будут введены дополнительные платные услуги, среди которых пользовательские премиум-аккаунты с увеличенной продолжительностью звонков, выбором варианта пробуждения и другими бонусами. При этом в «Будисте» уверяют, что основная функция будильника всегда будет бесплатной. — Это модель построена на массовости, нужно давать возможность пользоваться ею бесплатно, а окупать проект и зарабатывать с помощью других источников, — говорит Грачик. — Понятно, что если за это брать деньги, пользователей будет на порядок меньше. Сейчас на сайте зарегистрировано более 500 тысяч человек. Аудитория «Будиста» — в основном молодежь, от 18 до 25 лет; но есть пользователи от 6 до 60. Кроме прикладной пользы сервиса — разбудить вовремя — и Арсений, и Грачик видят в нем мощный потенциал для объединения людей вне зависимости от возраста или места жительства. — Сейчас во всем мире люди замыкаются, уходят в себя, — объясняет Арсений, — а мы пропагандируем общение, причем общение живое, но ни к чему не обязывающее. Многим этого не хватает. «Будист» — это попытка расшевелить, побудить и вдохновить. Как оказалось, «хмурые русские люди» готовы тратить свое время на приветливые слова незнакомцу и в этом порыве иногда перегружают сеть. Хамства на сервисе почти нет: создатели объясняют этой общей атмосферой, а также тем, что хама легко забанить прямо во время разговора. Для привлечения аудитории команда «Будиста» предпочитает «сарафанное радио». Затраты на маркетинг минимальные, но недавно, например, на одной из московских площадей прошел флешмоб со спящим на кровати человеком, которого будят песнями и танцами — наподобие тех, что прославили компанию T-Mobile. А 8 марта Сонь будил Никита Джигурда. Арсений уверен, что это не последняя акция с участием знаменитостей. Если говорить о темпах развития «Будиста», то он, по словам ребят, сопоставим с Instagram. Когда первый в мире социальный будильник заработал в Москве, количество одновременных звонков увеличивалось каждый день, а в начале сентября сервис запустили по всей России. Сейчас в планах у ребят освоить мировые масштабы: сначала разработать телефонный сервис для русскоговорящих людей по всему миру, начиная с США и Канады, а затем сделать его доступным каждому человеку на планете. Для этого создатели «Будиста» готовят проект Wakie.com, аналог русскоязычного сайта, который будет переведен на все языки мира. — Мы надеемся, что лет через двадцать-тридцать никто не вспомнит, что когда-то не было принято, чтобы люди будили людей, — объясняет Грачик Аджамян. — Через «Будиста» или нет — неважно; конечно, появится множество аналогов. Важно, чтобы эта схема стала обычной для миллиардов людей на планете. — Людей много, и они — главное, что есть в проекте, — добавляет Арсений. — «Будист» сам по себе — это просто идея. Все остальное делают люди: звонят каждый день, говорят «доброе утро», говорят «спасибо», без наших пользователей ничего не будет. И мы каждого готовы за это благодарить.