Компания JetBrains открывает на математико-механическом факультете СПбГУ собственную лабораторию. «Бумага» узнала, зачем большому бизнесу вкладываться в образование и сможет ли небольшая учебная лаборатория остановить «утечку мозгов».
Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»
В одном из корпусов математико-механического факультета СПбГУ, которые местные завхозы любовно называют «кубиками», после ремонта и модернизации заработает лаборатория JetBrains. Это уже не первый образовательный проект компании. Совместно с «Яндекс» JetBrains создала Computer Science Center, в котором проводятся дополнительные курсы по современной информатике, анализу данных и разработке программного обеспечения. Кроме того, компания поддерживает кафедру математических и информационных технологий Академического университета РАН и проект Анатолия Шалыто из ИТМО — «Сохраним в университетах лучших», который заключается в прямом спонсировании талантливых преподавателей и студентов.
Дмитрий Булычев, заведующий лабораторией JetBrains
Как объясняет Дмитрий Булычев, заведующий лабораторией, её задачи двояки. Предполагается, что она поможет создать на факультете анклав интересов JetBrains. Это, в свою очередь, позволит развивать области, которые меньше всего представлены на матмехе — языки программирования, компиляторы и языковые процессы.
— Нужно создать «воронку» первого уровня, которая могла бы затягивать студентов в интересующую нас предметную область. Но если бы мы хотели только этого, то это была бы не лаборатория, а, например, центр найма работников. Поэтому вторая задача — это стимулировать развитие научной среды. Сейчас на математико-механическом факультете есть всего два-три человека, которые читают предметы и курсы, связанные с областью интересов JetBrains.
Максим Шафиров, CEO JetBrains
В рамках работы лаборатории будет проходить ряд семинаров и сопровождение нескольких исследовательских проектов. Инициативу компании в СПбГУ поддержали сразу. Опыт JetBrains показывает, что вузы готовы к сотрудничеству: в некоторых областях бизнес поддерживает образование больше, чем государство. Максим Шафиров, CEO JetBrains, не скрывает при этом, что компанию интересует подготовка сотрудников. Но это не специалисты, которых просто натаскивают на знание определенных тем:
— Мы хотим создать среду, в которой будут появляться толковые люди, — комментирует Шафиров. — Нам не то чтобы не хватает специалистов, нам не хватает людей, которые бы генерировали достаточное количество хороших идей и у которых было бы своё мнение.
Максим Шафиров, CEO JetBrains:
«Нам не то чтобы не хватает специалистов, нам не хватает людей, которые бы генерировали достаточное количество хороших идей и у которых было бы своё мнение»

Дмитрий Булычев:
«Функция образования заключается в том, чтобы отобрать тех людей, которые потом в работе смогут научиться всему, чему нужно»

