18 сентября 2014

«Хобби с большой перспективой»: как в Петербурге развивается культура комикса

Сегодня в Петербурге стартует VIII Международный фестиваль комиксов «Бумфест». В течение месяца горожане смогут увидеть работы Туве Янссон, оценить современные рисованные истории, посетить мастер-классы по созданию комиксов и принять участие в дискуссиях на актуальные для комикс-культуры темы.
В этом году особое внимание в программе фестиваля рисованных историй уделяется детям и детскому комиксу. «Бумага» узнала у издателей и владельцев книжных магазинов, как в Петербурге развивается комикс, чем город превзошел Москву и как сделать так, чтобы через десять лет графические романы в России читали больше.
Фрагмент обложки графического романа «Моя комикс-биография»
После вспышки интереса к манге, которая в Петербурге пришлась на 2011–2012 годы, горожане все больше внимания начали уделять авторским комиксам и графическим романам, которые в большом количестве издаются в Америке и Европе и стараниями немногочисленных российских издательств переводятся и попадают на книжные полки.
Сейчас в городе два главных поставщика комикс-литературы — издательства «Бумкнига» и «Комильфо». Кроме них, печатают рисованные истории владельцы магазина «Апельсин», а также проект Live Bubbles, периодически выходят комиксы в издательстве «Рамона». В Москве между тем культура комикса развита слабее: до недавнего времени в столице работал только один специализированный магазин — «Чук и Гик» — и еще несколько лавок, в которых можно было приобрести издания.
Издатель Дмитрий Яковлев, директор «Бумкниги» и «Бумфеста», считает, что рост спроса на комиксы в Петербурге связан в первую очередь с увеличением числа независимых книжных магазинов и активным развитием специализированных. Так, магазин комиксов «Двадцать восьмой» из небольшой лавочки на Крупе разросся до отдельного книжного в «Ткачах» с филиалом в Москве. А недавно открывшийся на Маяковской улице книжный магазин интеллектуальной литературы «Фаренгейт 451» с самого начала включил в свой ассортимент комиксы наравне с нон-фикшн.
Платон Романов
книжный магазин «Фаренгейт 451»:

— «Фаренгейт» — магазин интеллектуальной литературы, и комиксы — это важная часть этой культуры, которая сейчас только приходит в Россию и начинает здесь развиваться. Сегодня хорошего книжного магазина без комиксов не может быть.

Для поддержания и увеличения внимания к культуре комикса в Петербурге на площадке Измайловской библиотеки в декабре 2012 года даже открыли специализированную библиотеку. Изначально библиотека размещалась в небольшом помещении по соседству с Центром британской книги и Библиотекой книжной графики. Тогда ее открытием и развитием активно занимался Дмитрий Яковлев, теперь он покинул проект, но в библиотеке, по его замечанию, произошли положительные изменения.
Дмитрий Яковлев
«Бумкнига»:

— Проекты Библиотеки книжной графики и проекты Библиотеки комиксов объединились. И теперь эти две коллекции находятся в одном зале, что мне кажется правильным. Человек, пришедший посмотреть на иллюстрации, здесь же обнаружит и комиксы, как мейнстримовые, так и высокохудожественные, и наоборот.

Сейчас люди, издающие комиксы, по мнению Ильи Обухова, — «немножко фанаты». Он считает, что пока издание комиксов — это скорее «хобби с большой перспективой», нежели реальный бизнес. Того же мнения придерживается директор издательства «Комильфо» и владелец магазина «Двадцать восьмой» Михаил Богданов.
Михаил Богданов
«Комильфо»:

— Комиксы, наконец, закрепились на российском рынке как отдельное направление в литературе и искусстве с общепринятым разделением по жанрам. За последние годы люди привыкли, что комиксы — это не только веселые картинки для детей, и к чтению комиксов пристрастились читатели разных возрастных категорий, что не может не радовать. С точки зрения бизнеса пока что крупные магазины не готовы выделять под комиксы целые отделы, отчасти и потому, что на русском выходит не так много наименований. Но по всей России открывается все больше специализированных магазинчиков комиксов. Именно благодаря им была организована своя сеть сбыта книг с рисованными историями, а издательства держатся на плаву и находят возможность издавать все больше комиксов на русском. То есть рынок развивают единомышленники, магазины поддерживают издание комиксов, издательства делают специальные условия для таких магазинчиков и помогают им с рекламой.

Чтобы привлечь внимание к своим книгам, издатели вкладываются в рекламу, активно ищут свою аудиторию магазины комиксов. Но, по словам Богданова, «только благодаря фестивалям, тематическим мероприятиям и презентациям новинок к культуре комикса можно привлечь внимание широкой аудитории, среди которых будут те, кто ни разу не слышал об этом направлении, но могут проникнуться им». Сейчас и издатели, и владельцы книжных сходятся на том, что главный ресурс, в который стоит вкладываться, чтобы развивать интерес к комиксам, — это дети.
Илья Обухов
Live Bubbles:

— Для популяризации, мне кажется, нужно рисовать больше детских комиксов, действовать так же, как это происходило в Америке. «Супермен», «Бэтмен» — это же детские комиксы. Аудитория росла вместе с ними, и издательства, и художники отвечали на читательский запрос — делали более взрослые и серьезные вещи. Мы не можем вырастить наших читателей, пока, как я говорю, мальчики хотят удивлять девочек: то есть пытаемся делать очень глубокие истории и отказываемся от простых детских книжек.

Чтобы привить детям любовь к комиксам и обратить на подобную литературу внимание родителей, на «Бумфесте», например, — фестивале, ориентированном на самую широкую аудиторию, — запланировано множество семейных мероприятий и детских выставок. «Если я как издатель хочу, чтобы мои книжки читали в будущем, мне нужно воспитывать читателя с детства, — убежден Дмитрий Яковлев. — И очень важно, чтобы родители тоже обратили на это внимание и перестали относиться к комиксу как к низкому жанру».
Илья Обухов из Live Bubbles также отмечает скептическое отношение родителей к комиксам. Как ему кажется, современных детей интересует то, что они видят в телевизоре, а родители пренебрегают комиксами из-за стереотипа о том, что хорошая книга — это текст с минимумом картинок.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.