28 июня 2022

4 петербургские выставки современного искусства. Спросили у их авторов, каким может быть искусство в кризисные времена

В Петербурге прошло сразу несколько выставок, связанных с новостной повесткой. Например, в 3120 Gallery показывали мрачные работы Родиона Китаева из его «черной серии», а в «Третьем месте» выставляли «Монстров под кроватью» Максима Имы — зеркало, расписанное краской цвета крови.

Еще несколько выставок в городе, напротив, предлагают зрителям свободу интерпретаций. «Бумага» выбрала четыре такие экспозиции и поговорила с авторами о том, каким может быть искусство в период кризисов.

Инсталляция «Калейдоскоп» и другие работы художницы Саши Фроловой

Экспозиция в галерее цифрового искусства «Цифергауз» — первая большая петербургская выставка Саши Фроловой, номинантки премии Кандинского и ученицы Андрея Бартенева. Художница много работает с латексом, а этой весной она создала линейку скульптурных десертов для московской кондитерской «Жемчуга». На Новой Голландии зрителям показывают фэнтезийные объекты Фроловой, а центральным элементом выставки стала инсталляция «Калейдоскоп». Она как бы собирает разные произведения художницы в одно целое, преломляя их в зеркальных поверхностях, видеоряде и дополненной реальности.

Саша Фролова
художница

— В своей творческой практике я стремлюсь вернуть зрителя в ощущения, даю возможность переключить и разгрузить сознание, вдохновиться. Мне хочется давать зрителю свободу для интерпретаций, чтобы каждый был свободен понимать, чувствовать и интерпретировать работы по-своему. Мне хочется, чтобы зритель попытался не понять, а именно почувствовать форму, ведь восприятие искусства начинается не от понимания, а от контакта между произведением искусства и сознанием зрителя. Во всём, что я делаю, стремлюсь добиться эффекта фасцинации, что означает «заворожение» — когда ты не можешь оторвать взгляд, тебя притягивает то, что ты видишь, и чаще всего ты не понимаешь почему.

Время: до 17 июля

Место: «Цифергауз»

Билет: бесплатно, по предварительной регистрации

Ссылка: newhollandsp.ru

Изображения пустоты от уличных художников

Новую выставку в Marina Gisich Gallery организовали уличные художники из мастерской 10.203, в конце прошлого года запустившие онлайн-бродилку по мотивам своих выставок на Кожевенной линии Васильевского острова. Тема коллективной экспозиции — «Как нарисовать пустоту». Эту художественную задачу авторы решают по-разному: в галерее можно увидеть череп-пепельницу, ведущую в никуда приставную лестницу или белый круг на черном фоне с красными человеческими силуэтами. Свое творчество авторы предпочитают не объяснять — по их мнению, произведения должны говорить сами за себя, а каждый зритель способен получить собственный опыт.

Виталий Пушницкий
художник (из комментария к выставке)

— Как нарисовать [пустоту] — это не вопрос к зрителю или себе. Это пример практического выживания в условиях новой реальности, в которой мы все сейчас находимся. Нельзя сказать, что тема пустоты вдруг стала актуальна. Нет, эта тема была всегда и возникает регулярно в острые политические периоды. Я бы сказал, что вопрос пустоты — это всегда об осознании бренности и нерешаемости вопроса «А что же будет потом?».

Время: до 31 июля (кроме ВС)

Место: Marina Gisich Gallery

Билет: бесплатно

Ссылка: gisich.com

Механистические пейзажи от московского художника Дмитрия Каварги

Дмитрий Каварга — лауреат премий Сергея Курехина и Анатолия Зверева, его работы представлены в «Эрарте», колтушском Музее Павлова и на других площадках.

Художник из Москвы получил известность благодаря своим биоморфным скульптурам и интерактивным инсталляциям. В Петербург привезли его новую серию «Оболочки внутреннего ландшафта», вдохновленную северной природой. Это объекты и живописные пейзажи, в которых природные виды дополняются шестеренками, часовыми механизмами и другими рукотворными элементами.

Работу над этим проектом Дмитрий начал в декабре 2021 года. «Если описать словами то, что в работах очевидно, то скопления механистичности являются проекциями человеческого сознания на некий северный пейзаж. Устремляя взгляд в природный ландшафт, мы видим в нем что-то помимо природы. В глубинах озер и густотах леса мы наблюдаем отражение собственного содержания», — объясняет художник по просьбе «Бумаги».

Дмитрий Каварга
художник

— Я стараюсь относиться к искусству как к внутренней духовной практике, требующей настройки внимания и работы с энергией. Такой практикой заниматься интересно и не стыдно. Искусство же актуальных месседжей, как правило, вызывает у меня гримасу человека с больным кишечником: такую усталую осклабленность от ставшего уже привычным недуга. Эти простые плоские текстовые сообщения, хитро зашифрованные в визуальные ребусы, эти бесконечно переусложненные сопроводительные тексты, такая игра ума на острие социальной активности — мне видится в этом желание художника быть востребованным и понятым, причем быстро. Однако и здесь есть грань. Когда художник использует трагические события как повод к созданию неких тематических произведений, он встает в позу борца со вселенской несправедливостью, обличителя зла, этакого «гордо реющего буревестника». Затем он их с успехом выставляет в престижных институциях, да еще и продает, оборачиваясь «жирным пингвином» чистого конформизма.

Время: до 7 августа (кроме ПН)

Место: Anna Nova Gallery

Билет: 100 рублей

Ссылка: annanova-gallery.ru

Большая мультимедийная инсталляция с лазерами

«Цех» в «Севкабель Порту» не в первый раз используют для проведения масштабных выставочных проектов: например, в прошлом году там организовали выставки работ Энди Уорхола и мультимедийного искусства на экологические темы. Этим летом на площадке представили проект A.R.R.C 2.0 — мультимедийную лазерную инсталляцию, первую версию которой показали на пражском фестивале Signal в 2019 году.

Для «Севкабеля» выставку переработали: теперь зрители могут сами выбрать маршрут и сценарий осмотра. Посетителям доступны четыре пространства с разной атмосферой. Например, одна зона представляет собой своеобразный «зал ожидания» со световыми столбами, а другая — зал «неразрешимого противоречия» с хаотичными световыми всполохами на 72 светодиодных экранах.

Ксения Чеховская
куратор

— Выставка A.R.R.C 2.0 рассказывает нам о нас: суть проявляется, когда зритель взаимодействует с инсталляцией и находится внутри произведения. Он проходит через четыре зоны в своей последовательности, переживая определенные чувства, ощущения и эмоции. Со светом вы взаимодействуете на свое усмотрение: кому-то нравится гулять внутри лучей, а кто-то любит наблюдать и фотографировать со стороны. В итоге в инсталляции любой зритель переживает уникальный опыт, который во многом зависит от его идентичности, внутреннего мира и настроения на данный момент.

Время: до 14 августа (кроме ПН)

Место: «Цех» в «Севкабель Порту»

Билет: от 600 рублей

Ссылка: sevcableport.ru

Спасите «Бумагу» прямо сейчас 💚

Нам нужны деньги, чтобы продолжить работу

поддержать «Бумагу»

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
Послушайте 10 аудиогидов «Бумаги» в проекте «Голоса» — первый тату-салон, модерн и «колорит петербургского дна»
«Выпивать в этой стране люди не перестанут никогда». Истории 6 баров, открывшихся в Петербурге во время войны
Пять новых аудиопрогулок по Петербургу. С историями о Васильевском острове, Сергее Дягилеве и паблик-арте в Летнем саду
На Петроградской стороне открыли трехуровневое гастрономическое пространство Balagan. Как оно выглядит и что там можно попробовать?
Чем заняться в Токсове? Искупайтесь в одном из озер, осмотрите трамплины и церкви, понаблюдайте за зубрами
Свободу Саше Скочиленко
Саше Скочиленко, арестованной по делу о «фейках» про российскую армию, срочно нужно обследование сердца
«На прошлой неделе Саше принесли чай с тараканом». Адвокат Саши Скочиленко — об ухудшении ее здоровья и об условиях в СИЗО
«Боль в животе, тошнота, рвота, диарея — каждый день». Последнее слово Саши Скочиленко из суда, где отклонили жалобу на ее заключение в СИЗО
«Я сяду и, скорее всего, умру в колонии за свободу слова». Главное из интервью Саши Скочиленко «Север.Реалиям»
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Военные действия России в Украине
«Не можете найти стабильную и надежную работу? Тогда вам к нам». Как и зачем Петербург и Ленобласть создают именные подразделения для войны в Украине
Восстанавливать Мариуполь будут компании, связанные с Петербургом. Владельцы одной из них арестованы по делу о растрате
Сотрудников «Силовых машин» в Петербурге отправляют на сборы. Они будут ремонтировать военную технику
В Крыму произошло несколько взрывов. Один человек погиб, среди пострадавших — ребенок
Компания-застройщик в Петербурге отказалась от названия «Миръ». Это слово «приобрело дополнительные значения»
Экономический кризис — 2022
На Петроградской стороне снова заработали магазины COS и &Other Stories. Показываем фото
Как в Петербурге показывают голливудские новинки, если студии ушли из России? Откуда у кинотеатров копии «Тора» и «Миньонов»? Разбор «Бумаги»
Психотерапевт, образование, рестораны — на чем еще экономят читатели «Бумаги»? Результаты исследования
«Никаким мудилам не дам помешать моим планам». Как и зачем петербуржцы открывают бизнес после начала войны
Финальная распродажа H&M в России начнется 1 августа
Давление на свободу слова
В Петербурге отменили лекцию популяризатора науки Аси Казанцевой, которая выступает против войны в Украине. Обновлено
В Петербурге заблокировали группы о яой-манге — из-за отсутствия пометки «18+» и проверки на возраст
«Медуза» рассказала, какие методички по освещению войны получили пропагандистские СМИ от Кремля
Как наказывают за протест в России-2022? Объясняем, что вам грозит за пост, общение в чате, пикет или стрит-арт
«Мы», обесценивание и высмеивание — как пропаганда влияет на язык и эмоции? Отвечает социолингвист
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.