13 февраля 2013

Пустые места: «Мастер» Пола Томаса Андерсона

Завтра в прокат выходит «Мастер» — новый фильм Пола Томаса Андерсона, одного из сильнейших режиссеров современной Америки. Кинообозреватель «Бумаги» рассказывает, почему эту премьеру не стоит пропускать и почему стремление Андерсона сравняться с великими не раздражает. Фильм открывается кадром морской воды: в широком формате она выглядит так, что кажется, будто чувствуешь соленый запах Тихого океана. Звенящая тишина ультрамарина взрывается скрежещущей музыкой, и в кадре появляется человек — Фредди Куэлл. Лицо Фредди подергивается от тика, черты лица искажены неврозами. Он — моряк, готовящийся к демобилизации. На дворе 1945 год. Возвращение Фредди в родную Америку предваряется консультацией с психологом, из которой мы узнаем очевидное: наш герой страдает от посттравматического расстройства — только через двадцать с небольшим лет об этом начнут снимать фильмы и назовут «вьетнамским синдромом». Фредди отпускают с миром, но на гражданке, на твердой земле он чувствует себя еще менее уверенно, чем на качающейся палубе. Моряк пытается работать фотографом, но все заканчивается скандалом; уезжает в поле батрачить с азиатскими гастарбайтерами, но и оттуда приходится сбежать. Затем, почти безумный от алкоголя и многочисленных фрустраций, Фредди спьяну оказывается на частной яхте. Ее владелец и капитан — велеречивый полный усач, основавший собственный квазинаучный культ и известный среди своих последователей как Мастер (его полное имя — Ланкастер Додд — прозвучит только во второй половине фильма). Именно он оказывается первым человеком, который понимает несчастного нелепого безумца. О «Мастере» очень трудно что-то писать. Дело не в сложности интерпретации — наоборот, здесь нет сложных идей, а тем можно найти множество. Например, объявить, что это фильм о сложности адаптации ветеранов войны к мирной жизни (почему нет) или о сайентологии — шарлатан с корабля действительно основан на личности Лафайета Рона Хаббарда, основателя этого полурелигиозного учения. Об Америке, которая в версии Андерсона предстает страной бесконечной меланхолии. Наконец, об отсутствии Бога: как говорит Мастер во время последней встречи с Фредди, ни один человек до сих пор не смог жить без господина (учителя, хозяина — в оригинале звучит многозначное, собственно, master). Неслучайно в послевоенном мире победившего атеизма преобладают пустые пространства — морская ширь, вспаханное поле, пустыня — культы типа сайентологии как раз и нужны, чтобы заполнить святые места, которые не должны пустовать. Все так, но интерпретирование «Мастера» оказывается редукцией.

Неслучайно в послевоенном мире победившего атеизма преобладают пустые пространства — морская ширь, вспаханное поле, пустыня — культы типа сайентологии как раз и нужны, чтобы заполнить святые места, которые не должны пустовать

Дело в том, что это настоящий (и редкий) образец большого американского фильма — и в его генах вся голливудская традиция, в которой фильм может сообщать любые смыслы, но в первую очередь все равно остается картинкой и сюжетом (американцы, как известно, так и называют кино motion pictures — «движущимися изображениями»). Андерсон говорит на языке кино и при помощи этого языка создает полноценный кинематографический мир. Пространство фильма выписано (или вычерчено? возможно то и другое) с такой тщательностью и полнотой, что материал сопротивляется попыткам уложить его в привычные речевые формы — задача превращается, по сути, в переводческую. Режиссер стремится к тому, чтобы его фильм был больше жизни; он даже снимает на 65-миллиметровую пленку (в два раза шире, чем обычная, не говоря уж о бесплотной цифре). Обстоятельно воссоздает фактуру послевоенной Америки — никаких условностей, все по-настоящему, как бывало у кумира Андерсона — Стэнли Кубрика. При этом, как у того же Кубрика, за всем чувствуется режиссерский расчет, что с точки зрения зрителя приводит к некоторой отстраненности и эмоциональной невовлеченности в действие. Здесь уже работает модель, противоположная голливудской: зритель остается внешним наблюдателем, а «Мастер» — музейной картиной, которая требует внимательного разглядывания, а не сопереживания изображенным на ней плоским фигурам. И здесь действительно есть, что разглядывать. Помимо уже упоминавшейся фактуры, это, в первую очередь, два центральных персонажа. Фредди в исполнении Хоакина Феникса похож на сломавшегося робота: разговаривает уголком рта, не находит места рукам и не умеет общаться с людьми, но зато обладает странным талантом — мастерить алкогольные коктейли из всего, что попадется, в диапазоне от кокосового молока до торпедного топлива и химического растворителя. Мастер, которого играет Филипп Сеймур Хоффман, — холеный мужчина, прирожденный манипулятор, обладающий почти гипнотической способностью к убеждению, но при этом тоже довольно жалкий — камера подсматривает унизительную сцену, в которой жена мастурбирует ему перед сном. Феникс и Хоффман — великие, безусловно, актеры, и каждому из них удается создать персонажа, которого сложно забыть; в общих же сценах между ними возникает напряжение почти эротического толка. После знакомства Ланкастер Додд проводит для Фредди сеанс посвящения: тот должен не моргая смотреть в глаза Мастеру и отвечать на вопросы. «Как тебя зовут? Как тебя зовут? Как тебя зовут? Веришь ли ты, что Бог может спасти тебя от твоей собственной нелепости?» — всего за четыре минуты быстрого допроса нервные смешки Фредди разрешаются истерикой, после чего наступает облегчение и оба закуривают.

Феникс и Хоффман — великие, безусловно, актеры, и каждому из них удается создать персонажа, которого сложно забыть; в общих же сценах между ними возникает напряжение почти эротического толка

В конце фильма, после расставания с Ланкастером, Фредди впервые удается затащить в постель женщину (что он периодически пытается сделать все два часа фильма) — тогда он вспоминает о том первом сеансе и начинает допрашивать девушку, заставляя ее не моргать, — примеряет на себя роль Мастера. И это еще один путь интерпретации — через анализ сексуальных фрустраций главного героя и, в этом свете, его отношений с персонажем Хоффмана. В конце концов, как раз в середине века психоанализ раскрылся как поп-учение, предлагающее объяснить все, включая и религию, через секс. Но на самом деле фильм не об этом — он о бескрайней синеве моря; о человеке, бегущем через осеннее поле. И поэтому это чистое кино нужно смотреть — смотреть не моргая. Как тебя зовут? Как тебя зовут? Веришь ли ты, что Бог спасет тебя от собственной нелепости?

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.