В конце января на сцене ДК имени А. М. Горького состоялась премьера утопии Николая Дрейдена об обществе потребления «Зомби Зомби Зомби». «Бумага» поговорила с режиссером и узнала, как создавался масштабный проект, почему креативному классу постановка не пришлась по душе, за счет чего проект будет окупаться и есть ли у спектакля конкуренты в Петербурге.
Фото: Мария Митрофанова
В команде, в течение четырех месяцев работавшей над созданием «Зомби», — уже известные в Петербурге композитор Иван Кушнир, драматург Константин Федоров и хореограф Владимир Варнава. Первый работал вместе с Дрейденом еще на предыдущем музыкальном проекте: два года назад на Большой сцене ТЮЗа имени А. А. Брянцева город увидел спектакль, созданный вместе с режиссером Максимом Диденко, про левака, мечтателя и бандита Леньку Пантелеева. Исполнитель заглавной роли, артист Илья Дель, перешел на одну из лидирующих позиций и в новом проекте.
Сам Дрейден, кинорежиссер и постановщик «Олеси» по повести Куприна и собственно музыкального спектакля «Ленька Пантелеев», говорит про новую команду как про людей, объединенных «одной высокой художественной идеей, а не сотней бытовых нужд».
Новая постановка хоть и называется, как и «Ленька», мюзиклом, однако формально к жанру отношение имеет весьма относительное. Режиссер «Зомби» говорит, что команда постановки — такие панки от мюзикла и что это скорее игра с жанром. Театральная критика, как и сами постановщики, разграничивают музыкальный драматический театр и классический мюзикл бродвейского формата.
Авторы стараются следовать классическим канонам жанра, то есть Бродвею: после первых показов стало очевидно, что некоторые драматические сцены можно и нужно перевести на язык музыки и танца. По словам Дрейдена, спектакль будет дорабатываться в этом направлении.
В отличие от все того же «Леньки» (постоянное сравнение неизбежно как из-за схожести работавших над обоими спектаклями команд, так и из-за жанровой специфики), построенного как классический нарратив, в «Зомби Зомби Зомби», по настоянию Дрейдена, происходящее на сцене сознательно пытаются увести от повествовательности: «Нарратив — это та традиция, которую каким-то образом нужно перебарывать внутри такого спектакля, такого комиксового жанра».
Зомбизомбизомби такая антиутопия, с претензией на экзистенциальность. Как будто команда 'стиляг' поставила сорокина. 'Ленька' был круче.
— ezhy zverev (@ezhy_zverev) 2 февраля 2015
Как рассказывает сам Николай, обсуждение постановки показывает, что «пожилое поколение вообще не понимает, что происходит». В мюзикле авторы попытались применить так называемый клиповый монтаж. Именно это, по мнению команды, должно было стать ключом к диалогу между спектаклем и его целевой аудиторией, молодежью 16–30 лет. Такой художественный прием якобы должен помочь в погружении в психологию людей эпохи потребления. «Молодое поколение говорит: да, это про нас, *********** (сочетание слова «потребители» и нецензурного синонима слова «проститутка» — прим. «Бумаги»)», — цитирует зрителей Дрейден.
Несмотря на угасание в мире общего интереса к теме потребительства, режиссер убежден, что проблема отсутствия чувства меры, «зажранности людей» — сейчас самая актуальная для России.
Как рассказывает Дрейден, первыми, кто возмутился премьерой «Зомби Зомби Зомби», стали представители «псевдолиберальной молодежи», креативного класса. «Это люди, которые как бы против существующего строя, но именно их руками и делаются возможными те деструктивные вещи, которые делаются; креативная молодежь, которая устроилась в теплое местечко, но на самом деле ничего не производит и не меняет. Творческие работники, интеллигенция на службе у капитала — я сам часто чувствую себя таким», — считает режиссер.
Одна из главных проблем петербургского театра, по мнению Дрейдена, — специфика самой аудитории города, более инертной, чем та же столичная или даже провинциальная публика. И несмотря на внушительную рекламную кампанию (по городу развешано более полусотни постеров), Петербург задуман лишь как стартовая площадка. «Непонятно, что должно произойти в городе, чтобы люди отреагировали, отбросили скепсис, посмеялись над собой, поплакали, — считает Дрейден. — Это довольно запуганная, консервативная среда. И в этом виноваты и мы, артисты, и вузы, и критики, и театры».
На протяжении 2015 года «Зомби» собирается побывать в примерно десяти городах России, среди них — Москва и Сочи. Именно благодаря гастролям и сессионной модели показов проект должен окупиться, как и полагается мюзиклу — шоу, делающему кассу. Ближайшие показы в Петербурге пройдут 27 и 28 февраля.