В Петербурге за время войны закрылось минимум семь кинотеатров, выяснила «Бумага». Имеющиеся фильмы собирают в прокате меньше, чем во время пандемии 2020-го года, когда работа кинотеатров была запрещена. А власти не предоставляют индустрии материальную помощь.
«Бумага» узнала, как рухнули сборы кинотеатров в Петербурге, насколько сильно упала посещаемость залов и какие кинотеатры точно выживут.
Как мы считали ↓
«Бумага» проанализировала данные о сборах кинотеатров в Петербурге в 2021 и 2022 годах. Эту информацию мы взяли из единой автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов (ЕАИС). Это проект Фонда кино, который собирает и обрабатывает сведения о прокате в российских кинотеатрах.
ЕАИС публикует результаты работы системы в открытом доступе — так в распоряжении «Бумаги» оказалась информация о сборах, количестве зрителей и самых кассовых фильмах в Петербурге за последние два года.
Российская кинопрокатная индустрия оказалась на грани краха после ухода голливудских студий. Власти ей не помогли
После начала войны в Украине крупные голливудские студии (их также называют мейджорами) отменили прокат своих премьер в России. В российские кинотеатры не попали фильмы от The Walt Disney Company, Warner Bros, Sony, Universal и Paramount.
Голливудские ленты занимали большую долю в российском прокате — на них приходится 74 % самых кассовых фильмов с 2015 по 2021 год, свидетельствуют данные ЕАИС. Ассоциация владельцев кинотеатров утверждает, что эти картины генерировали 80 % сборов от всех лент в прокате. Организация также спрогнозировала падение общероссийской выручки в 80 % и последующие закрытие как минимум 50 % кинозалов.
В конце марта глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов спрогнозировал потерю российскими кинотеатрами 11 миллиардов рублей к концу 2022 года из-за ухода мейджоров.
Заместить голливудские фильмы российскими картинами подобного качества невозможно как минимум до 2024 года, отметил Сергей Сельянов в июне. По его словам, это связано с долгим циклом производства лент — полтора-два года.
В пандемийном 2020 году выручка кинотеатров упала на 60 %, однако отрасль спасли 2 миллиарда рублей, которые выделило государство, заметил бывший гендиректор и член совета директоров «Формулы кино» Юрий Кириллов.
В апреле 2022 года представители индустрии также запросили помощь в 6,5 миллиарда рублей. Однако правительство отказалось выделять деньги, рассказали в Ассоциации владельцев кинотеатров. Как итог — выручка падает, а кинозалы закрываются.
В Петербурге и других городах закрылись десятки кинотеатров. Под угрозой частный бизнес: он ликвидирует точки и переходит на работу по выходным
До 2022 года в России работало 5700 кинозалов (в одном кинотеатре может быть до 10–15 залов), говорил ТАСС глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков. По его словам, с января по октябрь этого года в России закрылось 150 кинотеатров с несколькими залами — около 8 % от общего числа.
Сейчас в России работает 1900 кинотеатров с несколькими залами, 700 из них — муниципальные, говорит Воронков. Закрытие муниципальным кинотеатрам не грозит, так как они, отмечает глава ассоциации, финансируются из регионального бюджета. С Воронковым согласен Юрий Кириллов из совета директоров «Формулы кино» — по его мнению, именно у муниципальных кинотеатров больше шансов на выживание.
В Петербурге из бюджета финансируются два кинотеатра — «Петербург-кино» и «Аврора», следует из перечня комитета по культуре города. Остальные несколько десятков принадлежат бизнесменам.
Частные кинотеатры, реагируя на кризис, переходят на новый формат работы. Например, с мая петербургские «КиноТихвин», «Олимп», «КиноПарк», «Проспект» и «Костино» открываются лишь по праздникам и выходным. Сети «Мираж Синема» и «Каро» приостановили работу некоторых точек.
По подсчетам «Бумаги», в Петербурге уже не работает около семи кинотеатров. Как минимум четыре из них закрылись в первом полугодии 2022 года в Петербурге, рассказала «Бумаге» Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group. Это:
- «Мираж Синема» в ТЦ «Международный» и ТЦ «Атлантик-Сити»;
- «Каро Фильм» в ТЦ «Варшавский экспресс»;
- «Кинопарк» в ТЦ Green Park.
Работу еще двух кинотеатров заморозили на неопределенный срок — речь про «Невский Cinema» и Skyfilm в торговом комплексе «Пулково III». На базе кинотеатра «Аврора» в Петергофе из-за плохой посещаемости начали создавать культурный центр.
Волна закрытий кинотеатров продолжится из-за роста популярности стриминговых сервисов и отсутствия голливудских фильмов, говорит «Бумаге» Евгения Хакбердиева. Помещения закрытых кинозалов, вероятно, переоборудуют под другие функции, заключают в NF Group.
На месте некоторых петербургских кинотеатров уже готовят фуд-холлы, заметили в «РБК Петербург». Так, четвертый этаж торгового комплекса «Пик», где с 2021-го не работает кинотеатр, в 2022-м отвели под новое гастрономическое пространство. Другой фуд-холл строят в «Варшавском экспрессе», где также были кинозалы.
Согласно исследованию «Невафильм Research», только к июню в Петербурге закрылось 14 % кинозалов.
Киносборы в Петербурге упали минимум в четыре раза. Кинотеатры теряют больше денег, чем в пандемию
По подсчетам «Бумаги» на основе данных ЕАИС, в начале войны месячные киносборы в Петербурге упали со 187 до 129 миллионов рублей. К апрелю они опустились до 74 миллионов. Впоследствии бокс-офис продолжил падение: к октябрю 2022 года петербургские кинотеатры собирали лишь 45 миллионов рублей в месяц.
Выходит, что за прошедшие месяцы 2022-го выручка кинотеатров Петербурга в среднем составляла 65 миллионов рублей. Для сравнения: в 2021-м среднемесячный бокс-офис городских кинозалов составлял 235 миллионов рублей. То есть за год выручка с проката в Петербурге упала более чем на 72 %, посчитала «Бумага».
По данным исследования «Невафильм Research», суммарные кассовые сборы за девять месяцев 2022 года по всей России составляют 21,4 миллиарда рублей. Для сравнения: за весь 2020 год, когда кинозалы не работали несколько месяцев, сборы были на уровне 22,6 миллиарда рублей.
В кинотеатры Петербурга ходит в два раза меньше людей. В залах показывают по три фильма вместо пяти
Если в октябре 2021 года на один сеанс в Петербурге в среднем приходили 23 человека, то спустя год число зрителей — примерно 9 человек, узнала «Бумага» из данных ЕАИС. Стоимость билетов при этом осталась примерно на том же уровне: около 280 рублей (не считая инфляцию).
При этом в июне аналитическое агентство Wanta Group и Фонд кино провели исследование, которое показало: 54 % зрителей продолжают ходить в кино, а 39 % респондентов стали реже выбираться в кинотеатры. Согласно опросу, из кинозалов пропало более половины зрителей от 25 до 34 лет.
Сократилось и общее количество сеансов. Многие кинозалы перешли на неполный рабочий день — в среднем они показывают по три фильма, заметили аналитики «Невафильм Research». Для сравнения: в допандемийный 2019 год кинотеатры показывали по пять лент в день.
Петербуржцам показывали голливудские премьеры в кинотеатрах, но теперь таких картин нет. В залах крутят архивные ленты
После ухода мейджоров россияне всё равно продолжили смотреть голливудские новинки: в некоторых залах показывали «Бэтмена», «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия» и «Тора: Любовь и гром». Такие сеансы замечали весной и летом в «Великан Парке» и сети «Мираж Синема» (однако к октябрю западные новинки перестали появляться в петербургских кинотеатрах, заметила «Бумага»).
Тогда городские кинотеатры отказывались брать ответственность за показ лент и ссылались на сторонних организаторов, которые якобы арендовали кинозалы и показывали новинки мирового проката.
Источник «Бумаги» из киноотрасли говорил в августе, что кинотеатры показывали копии фильмов, которые студии предоставили им еще до войны, — официальный дубляж у них тоже делали заранее. Авторы издания DTF сообщали, что в российских кинозалах крутили копии из Казахстана и других стран СНГ, где ленты выходят в прокат с российским дубляжом.
Однако пиратский прокат не принес выручку — как правило, на вышеперечисленных голливудских фильмах кинотеатры зарабатывали не более 2 миллионов рублей, свидетельствует ЕАИС. Это составляет около 4 % от всех киносборов в городе.
Сейчас кинотеатры перешли к показу архивных лент, которые запускают в повторный прокат. Однако и они не приносят реальной прибыли: например, «Реальные упыри» 2014 года собрали в августе в Петербурге 1,3 миллиона рублей, а «Драйв» 2011 года в июле — 3,3 миллиона рублей. Это составило 2 и 5 % от общей выручки в городе соответственно.
Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»