4 марта 2019

«Юмор всегда кого-то оскорбляет». Петербургский художник Duran — о комиксах про политику, заработке и деле об экстремизме из-за своей работы

Художник Duran уже больше десяти лет делает комиксы для соцсетей: о плохой уборке в Петербурге, девушке, мечтающей работать в Эрмитаже, или дуэли Пушкина и Дантеса. На паблик Duran во «ВКонтакте» подписано почти 800 тысяч человек, о его комиксе «Бесконечная шутка» в пяти частях написали десятки СМИ, а по работе о женщине-супергерое сняли короткометражку. При этом художник остается анонимным.

Duran рассказал «Бумаге», как придумал свой псевдоним, почему сначала рисовал комиксы про наркотики и секс, а теперь поднимает в работах общественно-политические темы, как сделал рекламу для российского отделения Disney и изменились ли его работы после того, как из-за комикса возбудили уголовное дело об экстремизме.

Как Duran начал рисовать комиксы и почему решил сохранять анонимность

— Когда и как вы начали рисовать комиксы?

— Я начал рисовать больше десяти лет назад, еще в детстве, для интернет-друзей с помощью граффити во «ВКонтакте». Первые комиксы были достаточно бессмысленными, зачастую вызывающими, в основном с насилием и 18+: расчлененка, секс, наркотики. Не знаю, почему мне это было интересно, сейчас я их скрыл.

Примерно в 2008–2009 годах я создал личную страницу Duran Duran для людей, которым были интересны мои картинки. Псевдоним не несет определенного смысла, просто хотелось повторяющееся имя: выбирал между [названием британской группы] Duran Duran и [персонажем «Лолиты» Набокова] Гумбертом Гумбертом. Мне показалось, что Гумберт будет звучать подозрительно, поэтому выбрал Duran — хотя я и не фанат.

К этому времени у меня уже сформировался первый пул подписчиков, которые следили за моим творчеством. Был сайт durov.ru, на котором показывали людей, которые добавили вас в «Закладки» [во «ВКонтакте»]: оказалось, что я достиг максимально отображаемого количества — 1250 человек. Это были не мои друзья, а просто люди, которые заходили на мою страницу и ставили лайки.

Кажется, в первый же день, когда появились паблики во «ВКонтакте», я завел свой — Duran. Он сразу стал быстро расти — быстрее, чем сейчас. Это было как в России 90-х: кто успел, тот и запрыгнул на этот хайп-трейн.

— Почему вы уже тогда решили быть анонимным?

— Я создал фейк, чтобы разделить реальных друзей и интернет-друзей. Тогда у меня была настоящая страница во «ВКонтакте», сейчас уже нет.

В итоге сохранил анонимность, потому что не хотел, чтобы люди меня узнавали. Мне это не нужно.

— У вас уже на начальном этапе творчества был такой минималистичный стиль?

— Изначально я как раз таки пытался делать картинки фотографичными, живописными, детализированными. Но со временем это трансформировалось в то, что вы видите сейчас: максимально низкая детализация, главное — чтобы было понятно.

Для меня сейчас главнее посыл, текст, то, как люди разговаривают в кадре. А то, как они выглядят и во что они одеты, — совсем не важно.

Как Duran создает свои работы и почему у него стало больше рисунков о политике

— Как еще, на ваш взгляд, за 10 лет изменился Duran?

— Думаю, проект стал гораздо серьезнее, усложнился. Первые мои комиксы, как и картинки, не несли особого смысла, и их трактовали кто как хотел. Тогда это даже был не юмор.

Однажды мне это надоело, и теперь, если я делаю комикс, то имею в виду что-то конкретное. Мне кажется, люди должны понять мою точку зрения кристально ясно.

— Как вы сейчас создаете свои работы и сколько у вас на это уходит времени?

— Я стараюсь выпускать комиксы раз в неделю. Обдумываю идеи между делами — это 90 % работы. Но ничего специально не делаю, не сижу и не размышляю о концепции. Отрисовка занимает примерно полдня. Хотя, например, последний комикс про Эрмитаж я нарисовал за час и сразу выпустил его.

Никаких набросков или заранее прописанных персонажей у меня нет. Это всё в голове.

— Вы рисуете только для онлайна? Не было ли офлайн-проектов?

— Я интернет-художник. Офлайнового, кажется, ничего не было — это просто не моя стихия. Будет достаточно глупо смотреться, если я начну рисовать, например, граффити.

Моя стихия — это SMM: стараюсь придумывать комикс так, чтобы его хотелось отрепостить себе на стену. При этом за трендами и повесткой я специально не слежу. Мое единственное правило — чтобы работа мне самому нравилась и казалась нужной.

Комиксы — своеобразный способ подвести черту под размышлениями, которые занимали меня некоторое время. В основе последних работ всегда лежит какой-то мыслительный парадокс или маленькое мысленное исследование. Создав историю, я избавляюсь от нее, чтобы перейти к другим идеям, о которых буду думать в дальнейшем.

— Кажется, у вас стало больше комиксов на политические темы. Почему?

— Я никогда не заставляю себя рисовать на какую-то конкретную тему, если это не реклама. Думаю, с возрастом я просто стал больше интересоваться общественной жизнью в стране. Возможно, это следствие того, что я подписан на издания и людей, которые интересуются политикой. Из-за того, что я целый день читаю об этом в ленте, у меня рождаются соответствующие идеи.

Ну и конечно, если я хожу по улице и постоянно поскальзываюсь, то думаю о Беглове. И рождается идея [комикса] об этом.

Никакой реакции от представителей власти мне не поступало. Думаю, когда я услышу этот отклик, будет уже поздно: гранты и судебные дела — это то, как [российское] государство ставит лайк и дизлайк соответственно. Я не исключаю, что получу дизлайк за свои комиксы.

Как Duran зарабатывает на паблике и почему его комиксы принимают за политическую рекламу

— Вы зарабатываете на паблике Duran?

— Да, реклама в паблике появилась лет семь или восемь назад. Я живу в том числе за счет этого. Иногда бывает много предложений — например, под конец года, когда у всех горят рекламные бюджеты. Летом, наоборот, рекламодатели не активны.

Последняя реклама была про вторую часть мультфильма «Ральф». Ее, как я понимаю, заказало российское отделение Disney. В посте с комиксом была соответствующая подводка, поэтому все отлично поняли, что это реклама.

Не могу вспомнить, сколько мне заплатили за эту рекламу. Цены обсуждаются в частном порядке. Если идея мне интересна, я могу сделать бесконечную скидку. Если считаю это правильным, могу сделать бесплатно.

— Как ваш комикс попал в научно-популярную книгу «Это точно. Чертова дюжина комиксов о науке и ученых»?

— Это был заказ из «Сколтеха» — они собрали 13 художников, соединили их с 13 учеными — и на основе исследований этих ученых появилось 13 комиксов.

Ко мне довольно часто обращаются с такими предложениями. В 75 % проектов я отказываюсь участвовать. Либо мне это не очень интересно, либо я не могу придумать что-то достаточно крутое.

За девять лет я сотрудничал уже, кажется, со всеми: банками, телефонными операторами, продуктовыми сетями и так далее. В основном это были картинки для соцсетей.

— В одном из интервью вы говорили, что получали запросы на политическую рекламу. Вы публиковали такие комиксы?

— По-моему, нет. Я не против политической рекламы, если могу кристально ясно донести, что это реклама, и сделать это интересным. Пока таких случаев не было, но запросы были: кто ко мне приходил, сказать не могу.

Понимаю, почему некоторые подумали, что комиксы про Собянина или Беглова — это агитки в их поддержку. Но мне кажется, упомянутые лица не захотели бы платить деньги за то, что я о них нарисовал.

— Вы затронули проблемы, которые возникли в том числе из-за Собянина и Беглова, но показали их обычными людьми. Может, поэтому комиксы приняли за рекламу?

— Если бы у меня была задача показать Беглова или Собянина плохими людьми, из этого не вышло бы хорошего комикса. Мне было бы неинтересно это рисовать. Есть серьезные статьи с исследованиями, где критикуются отдельные аспекты работы Собянина и Беглова.

Моя задача совершенно в другом — рассказать историю о том, что меня беспокоит. Все и так понимают, кто ответственен за то, чтобы, например, на улицах было чисто.

Как Duran нарисовал «Бесконечную шутку» — комикс в пяти частях про русского, француза, немца и огромный рот в небе

— Как появилась идея «Бесконечной шутки» и почему она получилась такой масштабной?

— Этот комикс я не продумывал, изначально у меня был только образ рта в небе, рассказывающего анекдот. Я думал, что это будет десятистраничный комикс, но когда начал развивать персонажей, понял, что они вылезают за пределы обычной работы. В конце первой части понял, что может быть продолжение о том, как они путешествуют по другим анекдотам и другим мирам. В итоге получилась вторая, третья часть и так далее.

Когда я рисовал, за раз делал 20–40 слайдов. Это могло занимать у меня целый день. Но я знал, что через неделю мне нужно выпустить следующую часть. На отрисовку ушло примерно пять дней.

— Как вы относитесь к тому, что вас сравнивали из-за этого и других комиксов с режиссером Кристофером Ноланом?

— Если когда-нибудь Нолан познакомится с лучшими из моих работ, это сравнение будет комплиментом нам обоим.

— Название — это отсылка к книге «Бесконечная шутка» Уоллеса, которая никак не могла выйти в российскую печать?

— Да. В середине 2018 года она еще не вышла, и о ней знали лишь единицы. Поэтому мне показалось забавным назвать комикс так.

Как на Duran повлияло уголовное дело об экстремизме из-за картинки с часами патриарха

— За десять лет у вас появилось чувство ответственности за вашу аудиторию?

— Это проявилось лишь однажды, когда полгода назад на человека, который запостил мою картинку о часах патриарха шестилетней давности, завели уголовные дела об экстремизме и оскорблении чувств верующих. (Следователи описывали картинку так: «Изображение патриарха Кирилла, за спиной которого стоит Иисус Христос, с текстом в виде реплик: „Время не подскажешь?“ — „Иисус, ******** (отвали)“» — прим. «Бумаги»).

Я узнал об этом от друзей — мне скинули новость с вопросом: «Это твоя картинка?». Я сразу скрыл ее со страницы, чтобы никто другой не пострадал: там были сотни репостов. Также написал на странице, что считаю такое уголовное преследование неправильным, что это никакое не оскорбление чувств верующих.

Сейчас этого человека освободили от уголовного преследования в связи с принятыми поправками (смягчают наказание при первом обвинении в экстремизме за публикации в интернете и СМИ — прим. «Бумаги»). Но я не буду возвращать картинку, поскольку никто не знает, что будет дальше.

— Начали ли вы опасаться шутить после этого?

— Думаю, нет. Я изменился за эти годы: картинка была просто открытым издевательством, очень жесткой шуткой. Сейчас я бы так не пошутил: я шучу жестко, но в картинке всегда видно рациональное зерно — то, что я хочу передать. Но людей может обидеть всё, так что я стараюсь не обращать на обиды внимание.

Не было случая, чтобы я не публиковал комикс из-за опасения, что заведут уголовное дело. Я не выпускаю работу только в том случае, если она недостаточно сильная или понятная. Такие комиксы у меня лежат, и я их когда-нибудь закончу и опубликую. Моя самоцензура — только в том, достаточно ли хороша работа, чтобы попасть на всеобщее обозрение.

— На ваш взгляд, юмор может быть «экстремистским» или оскорбительным?

— Я убежден, что юмор всегда кого-то оскорбляет. Просто некоторые социальные группы обидчивы, а некоторые — нет. У меня есть много комиксов про разные меньшинства, профессии, но никто особо не обижается. Но если мы выделяем верующих, то они почему-то рады обидеться.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военное положение
Власти Ленобласти отменили запрет митингов. И назвали эту меру «избыточной»
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
Мобилизация
Песков призвал не обращать внимание на сообщения о готовящейся волне мобилизации
«Или вы едете, или в тюрьму». В Петербурге двое мобилизованных пожаловались на отказ в госпитализации. По их словам, их готовят к отправке в неизвестном направлении
Беглов поздравил мобилизованных с окончанием военной подготовки и отправкой на фронт
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
Суд в Петербурге зарегистрировал иск прокуратуры о запрете песни Оксимирона «Ойда»
«Весну» признали экстремистской организацией
Чем известен Тимур Булатов, арестованный за вождение без прав. От доносов на ЛГБТ до аварии с Z на капоте
«Дождю» аннулировали лицензию на вещание в Латвии. С чем это связано?
Правозащитный центр «Мемориал» исключили из государственного реестра юридических лиц. Суд утвердил это решение
Свободу Саше Скочиленко
«Би-би-си» внесло Сашу Скочиленко в список самых вдохновляющих и влиятельных женщин мира
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Экономический кризис — 2022
На стриминговых платформах стали появляться альбомы ушедших из России лейблов. Песни загружают сами пользователи
Власти России рассматривают три сценария после введения потолка цен на нефть, пишут «Ведомости»
Как изменится прожиточный минимум в России в 2023 году?
За год мандрины в Петербурге подорожали более чем на 50 %
В 2023 году билеты на поезда дальнего следования в России подорожают на 8,1 %
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.