Когда в Петербурге было три Летних сада, почему Екатерина II выступала против фонтанов и как обращались с «упитыми» на ассамблеях Петра I? Рассказываем, как менялся Летний сад, которому в этом году исполнилось 320 лет.
«Бумага» продолжает цикл текстов, основанных на экскурсии от цветочной лавки «Зеленогорск» — больше информации о цветочной истории города можно найти в телеграм-боте экскурсии.
В XIX веке Петербург был одним из европейских центров садоводства 🥬
Вот как выглядели международные выставки садоводов
Первоначально Летний сад был разделен на две части каналом. Пройти через него можно было по мосту с фонтанами-шутихами
Петр I основал Летний сад в 1704 году. Сад занимает одноименный остров, ограниченный Невой, Фонтанкой, Мойкой и рукотворной Лебяжьей канавкой. Первоначально здесь находилась шведская усадьба, а после основания Петербурга остров стал личной резиденцией российского монарха. Здесь возвели Летний дворец и хозяйственные постройки, а на прилегающей территории разбили аллеи и высадили деревья.
Внешний вид острова неоднократно менялся: например, вплоть до 1780-х годов Летний сад был разделен на две части Поперечным каналом. Водная артерия выходила из Лебяжьей канавки и шла поперек главной аллеи, разделяя парк на две части. Территорию у Невы называли Первым Летним садом, часть сада у Мойки — Вторым Летним садом.
Пересечь Поперечный канал можно было по Шутишному мосту. Эта переправа работала примерно так же, как фонтаны-шутихи в Петергофе: по краям моста установили водометы, которые поливали водой тех, кто решил перейти канал.
Канал засыпали в 1786 году, после чего деление Летнего сада на две части стало неактуальным. Примерно в то же время исчезла и Большая оранжерея, в которую упирался Поперечный канал.
До наших дней дошло только здание Малой оранжереи, построенное рядом с основной оранжереей в 1730-е годы. Эту оранжерею также называли Африканской, поскольку внутри содержали растения из Африки — например, кофейные деревья, из зерен которых варили кофе для императрицы Анны Иоанновны.
Сейчас в оранжерее работает кафе.
В городе был и Третий Летний сад. Он находился на месте Михайловского сада, но его площадь была значительно больше
В XVIII веке в Петербурге был и Третий Летний сад — он занимал большой земельный участок, ограниченный Мойкой, Фонтанкой, Итальянской улицей и каналом Грибоедова. Петр I подарил эту землю своей жене Екатерине I, там устроили парк и построили так называемые «Золотые хоромы» — небольшой дворец, увенчанный золоченым шпилем.
В 1740-е годы на территории Третьего Летнего сада возвели еще один дворец: деревянное здание на каменном основании, спроектированное Франческо Бартоломео Растрелли. Дворец на 160 комнат окружал большой внутренний двор, постройка служила летней резиденцией императрице Елизавете Петровне.
Сам парк тоже менялся со временем. Изначально в Третьем Летнем саду стояли оранжереи для бананов, ананасов и других экзотических растений, а позднее в одной из частей сада разбили охотничьи угодья, где содержали зайцев и даже оленей. Ближе к середине XVIII века в парке выкопали несколько прудов.
Современный вид эта территория приобрела уже в начале XIX века. Дворцы Екатерины I и Елизаветы Петровны к тому времени исчезли, а на ближайшем к Летнему саду участке возвели Михайловский замок — резиденцию императора Павла I.
Площадь зеленой зоны тоже уменьшилась: рядом с Михайловским замком остался Михайловский сад, а остальную территорию — за вычетом нескольких скверов — постепенно застроили домами.
Фонтаны в Летнем саду создали еще при Петре I, но более 200 лет они не работали
Петр I задумал Летний сад в качестве регулярного парка — так называют стиль садово-паркового искусства, отличающийся симметрией и стремлением к правильным геометрическим формам.
Необходимым атрибутом регулярных парков в петровское время считались фонтаны: первый из них появился в саду в 1705 году, а затем их число выросло. Например, в начале 1720-х годов на острове установили Гербовый фонтан с российскими гербами работы итальянского мастера Конрада Гана. В 1736 году этот объект переделали в камне, отделали мрамором и известняковым туфом.
Внешний облик первого Летнего сада значительно изменили во времена царствования Екатерины II. Во второй половине XVIII века в моду вошли английские пейзажные парки — пространства, имитирующие природный ландшафт, с петляющими дорожками и прудами. Именно этот стиль больше всего любила Екатерина.
«В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады <…> Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направлению, противному ее естественному течению», — писала она французскому философу Вольтеру.
Кроме того, в 1777 году в Петербурге случилось наводнение, которое затронуло и Летний сад: всем коммуникациям в парке требовалось восстановление. Императрица решила не тратить деньги на фонтаны — их не стали ремонтировать, а потом засыпали.
Фонтаны в Летнем саду появились вновь уже в наше время — во время реконструкции парка в 2009−2011 годы.
Скульптуры петровского времени стояли в Летнем саду почти 300 лет, но к концу нулевых все оригинальные статуи заменили копиями
Другой новаторской идеей Петра I стало украшение Летнего сада скульптурами — до XVIII века в России не было традиции украшения общественных пространств статуями и памятниками.
Петр I много лет собирал собственную коллекцию скульптуры — и выставлял новые приобретения на всеобщее обозрение. Главной экспозиционной площадкой скульптур стал как раз Летний сад, причем набор объектов постоянно менялся. Одни скульптуры увозили в загородные парки и резиденции, другие — вновь приобретенные — занимали их место.
В отличие от фонтанов скульптуры из Летнего сада не исчезли ни во времена Екатерины II, ни в более поздние эпохи. Хотя за столетия нахождения на открытом воздухе статуи начали разрушаться и темнеть: поддерживать их в хорошем состоянии помогали лишь регулярные реставрационные работы.
В 1980-е годы — на фоне многочисленных случаев вандализма — было принято решение заменить оригинальные статуи их копиями. Реплики делали постепенно: процесс замены подлинных скульптур в Летнем саду завершился только в 2000-е годы.
Оригиналы сейчас находятся в Михайловском замке. Посетители этого филиала Русского музея могут увидеть в том числе и работы петровского времени: например, статую древнеримской богини плодородия Цереры, приобретенную монархом в 1707 году. Эта скульптура была первой в Летнем саду.
Со временем ограничения на посещение Летнего сада снимали, и уже к XIX веку остров превратился в одно из важнейших общественных пространств города
Вместе с внешним обликом менялись и функции Летнего сада. При Петре I остров был царской резиденцией. Попасть туда можно было либо по личному приглашению государя, либо во время ассамблей — событий для аристократов, в ходе которых гостей угощали едой и напитками, а также развлекали танцами и играми.
Ассамблеи были еще одним петровским новшеством, их проведение не обходилось без курьезов. Например, в 1718 году монарх выпустил указ «О достоинстве гостевом», в котором отдельно прописывался порядок действий с гостями в состоянии алкогольного опьянения. «Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберешься», — говорилось в этом документе.
Со временем посещение сада вошло для горожан в привычку, и уже во времена Елизаветы Петровны пространство сделали более доступным. В 1752 году вход на остров открыли по воскресеньям и в праздничные дни, с 1755 года посещать Летний сад можно было два раза в неделю. Хотя существовали и ограничения: сад не могли посещать матросы, ремесленники и «неприлично одетые люди».
К началу XIX века Летний сад окончательно превратился в общественное пространство: вход на остров был открыт все семь дней в неделю. А в выходные там устраивали развлекательные мероприятия: народные гулянья, лотереи, состязания в беге. Кроме того, в саду периодически играл оркестр, а в буфетах на острове можно было заказать бутерброды и спиртные напитки.
Фото на обложке: Wikimedia
Что еще почитать:
- День древонасаждения — такой массовый праздник существовал в Петербурге с XIX века. Вот как он выглядел.