Как начинающим режиссерам поработать с голливудскими актерами, где искать сюжеты для короткометражных фильмов и с какими сложностями придется столкнуться на съемочной площадке?
«Бумага» вместе с МТС ТВ поговорила с тремя режиссерами короткого метра, чьи картины в этом году вошли в конкурсную программу Фестиваля уличного кино. Они рассказали о съемочном процессе, темах, которые поднимают в своих фильмах, и новых форматах в кинематографе.
Партнер материала
МТС ТВ — это онлайн-кинотеатр и телеканалы в одном приложении. По подписке доступны тысячи фильмов, сериалов, мультфильмов и больше 150 ТВ-каналов без рекламы. В этом году МТС ТВ стал партнером Фестиваля уличного кино — сейчас на платформе доступны фильмы-призеры прошлых лет, а после окончания фестиваля можно будет посмотреть картины участников конкурсной программы этого года. Приложение доступно для смартфонов и планшетов в App Store и Google Play, а также для телевизоров SmartTV и приставок AndroidTV.
Иван Петухов
Режиссер фильма «Подвиг». Главный герой — офисный сотрудник, который через мессенджер высказывает начальнику всё, что о нем думает. Фильм снят в формате записи экрана
— Моим первым не рекламным сценарием был короткометражный фильм The Gift (история об упаковщице подарков и фокуснике — прим. «Бумаги»), который я написал для конкурса Jameson First Shot (конкурс короткометражного кино, победители которого получают возможность поработать с голливудскими актерами. В 2014 году Иван Петухов выиграл этот конкурс и снял фильм с Умой Турман — прим. «Бумаги»). Конкурс стал поводом быстро сделать что-то от и до, а не плодить дальше заметки и синопсисы. На тот момент законченная история для меня уже была победой. Всё остальное — просто ее следствие.
Участие Умы в качестве исполнительницы главной роли было заявлено в конкурсе изначально, это и было главным призом — вместе с бюджетом и командой для съемок. Работалось с ней легко и быстро, но главное, очень приземляюще: после [ее] фразы «просто скажи, что нужно делать» быстро переходишь к конкретике, [отказываясь] от абстрактного описания режиссерского видения. Полезный навык.
Для меня процесс создания короткометражных фильмов ничем не отличается от [создания] полного метра. Только всё дается легче, так как дистанция короче. Съемки — праздник, сложности возникают на монтаже. Будучи еще и сценаристом, на съемках, как правило, попадаешь под обаяние оживающего текста, мира истории и ее героев. Отсмотр же материала — отрезвляющее возвращение в реальность. Эйфория проходит, и вы с режиссером скрупулезно выбираете дубли, меняете местами фрагменты, выкраиваете полсекунды из кадра для лучшего темпа и так далее, пока время не начинает совсем уж поджимать.
Сейчас новым сервисам [для просмотра фильмов онлайн] нужен пресловутый «контент», это хорошо для всех — сценаристов, режиссеров, продюсеров. Платформы имеют амбицию к созданию собственного контента, и чем больше его появится, тем выше будет конкуренция, а чем выше конкуренция, тем выше и качество. При этом платформы — новое телевидение, этот тренд всё больше укрепляется. Многие сериалы, выходящие на платформах, вполне могли бы оказаться на пресном федеральном ТВ. Видеть такое грустно, потому что в идеальном мире контент платформ должен быть глубже, ярче, оригинальнее и провокационнее.
Так получилось, что почти все истории, которые мне повезло рассказать, — о проблемах коммуникации между людьми. Фильм The Gift [появился благодаря] стойке упаковки подарков в торговом центре. «Нет» (фильм о том, как мужчина делает предложение любимой девушке и получает неожиданный отказ — прим. «Бумаги») — из классического сценарного «а что, если?». Несколько сюжетов «Алисы» (мини-сериал о пятерых водителях такси, которые попадают в приключения в компании бортового компьютера Алисы — прим. «Бумаги») — из восьмисот поездок на такси за год. «Подвиг» — из многоточия в мессенджере и разговоров на кухне.
Вообще, «Подвиг» мог бы состояться и без скринлайф-формата (кино, всё действие которого разворачивается на экране компьютера — прим. «Бумаги»), но был бы совсем другим фильмом. Герой не был бы так явно отрезан от мира «стеной» своего монитора, ведь именно там вся жизнь, а он — здесь, по другую сторону. Мы меньше бы знали о нем и не имели бы возможности заглянуть к нему в компьютер, а финал не сработал бы вовсе.
Араик Крпоян
Режиссер фильма «Интересное кино». История разворачивается вокруг нескольких парней: они угоняют машину, в которой установлено множество скрытых камер
— Желание снимать кино у меня возникло в осознанном возрасте — в 26 лет — когда я почувствовал, что иду не своим путем. До того как стать режиссером, я [работал] охранником в ресторане и казино, служил в армии, держал с друзьями игровые автоматы, работал в автосервисе, был управляющим в агентстве недвижимости.
Однажды вечером я пришел домой совершенно опустошенным и уткнулся глазами в вешалку с узорчатой рубашкой: долго рассматривал абстрактный узор. В голову пришла идея, возникло желание ее записать [на бумаге]. А дальше, чем больше я писал, тем больше хотелось снять [пришедшие на ум образы]. Конечно, это странно, но именно так всё и было.
Фильм «Интересное кино» — мой дебют. Его сюжет возник, когда я еще жил в Челябинске. Там я не имел возможности снимать качественно — не было ни денег, ни команды. Я задумался: как сделать фильм, который можно снять без оператора? И мне пришла в голову мысль установить в салоне машины камеры GoPro и создать историю внутри. Но тогда эту идею пришлось отложить, потому что возникли другие дела. И вернулся я к ней, уже когда переехал в Москву. Там у меня появились сторонники, с которыми мы воплотили ее в жизнь, не отталкиваясь лишь от одних GoPro.
Любой хороший фильм — и не важно, короткий это или полный метр, — отличает сценарий. У меня идеи для сценариев рождаются из повседневных наблюдений. Мне остается просто быть чуть внимательней, чтобы не упустить очередной сюжет, эпизод или яркого персонажа. Я живу среди людей, поэтому и проблемы затрагиваю те, которые нас окружают. А для того чтобы это было интересно смотреть, добавляю комичности, которая скрывает драму.
Мне кажется, основные сюрпризы на съемках преподносит погода, всё остальное можно уладить. Например, сняли один кадр без туч, с чистым солнцем, а при перестановке кадра небо затянуло, и мы ждем, когда опять появится солнце. Либо дождь начинается в неподходящий момент, и это не клеится с предыдущим кадром, — приходится либо пережидать его, либо менять сцены местами, а это не всегда получается. При идеальном стечении обстоятельств снять короткий метр — от написания сценария до конечного монтажа — можно за месяц. Но проблема в том, что идеальных условий никогда не бывает.
Игорь Мишин
Вице-президент МТС по развитию медиабизнеса, генеральный директор «МТС Медиа»
— Онлайн-кинотеатр МТС ТВ эксклюзивно показывает фильмы-призеры Фестиваля уличного кино. Наша задача не только в том, чтобы отбирать и предлагать людям лучший контент, но и в том, чтобы помогать открывать новые имена в современном российском кинематографе. Мы понимаем, что зачастую успех даже самого яркого проекта зависит от грамотного промоушена, а ресурсы для этого есть не у всех молодых режиссеров. Создать площадку, позволяющую талантливым кинематографистам уверенно заявить о себе — это тоже наша миссия. И по завершении конкурса этого года будут доступны десять короткометражных фильмов, включенных в программу текущего фестиваля.
Дмитрий Григорьев
Режиссер фильма Ecolove. Это история о том, как парень знакомится с девушкой, которая вообще не выбрасывает мусор, и решает следить за ней, пока она что-нибудь не выбросит
— Я был юнцом, который попал под влияние первой волны русского ютьюба. Когда все только начинали делать видео, мне тоже стало интересно — я начал что-то снимать, монтировать. Моим первым фильмом было «Арбатство» — это курсовая работа, снятая во ВГИКе. Сюжет там совсем незамысловатый — о подростковости. Когда я снимал [этот фильм], мне было 19–20 лет, то есть на проблемы 16–15-летних я уже мог посмотреть хоть с какого-то расстояния.
К тому же в 2018 году было очень мало российского кино про подростков. А фильмы, которые были, — за редким исключением — рассказывали про гопоту и провинцию. Не было ничего про обычных ребят из центра Москвы — из того общества, к которому я принадлежал. Поэтому для меня было важно сделать такой фильм. Вообще, мой критерий того, что надо снять фильм — желание его посмотреть. И если никто не снимает хорошо на эту тему, я снимаю сам. То есть в первую очередь для себя как для зрителя.
Обычно от того момента, как написан сценарий, до того, как фильм окончательно сведен, у меня уходит месяца четыре. В течение этого времени — около десяти съемочных смен. Все сложности на съемках связаны с тем, что так или иначе приходится снимать на коленке. И всегда чего-то не хватает. Всегда нужно дикую организованность проявлять, собирать команду и делать так, чтобы она в тебя верила.
Так как «Арбатство» стало моим первым фильмом, работа над ним мне запомнилась больше всего. Он снимался на большем раже. Я чувствовал гораздо больше свободы, [чем сейчас]. И у актеров ее было больше, потому что история этому способствовала. Мы до сих пор с моей съемочной группой вспоминаем этот фильм как [особое] событие в жизни — ярче, чем поездка в лагерь в детстве. Это действительно было время поиска, отвязности. К Ecolove я уже подходил чуть более профессионально. И, наверное, с меньшей внутренней отдачей. То есть я чувствовал, что у меня уже есть ремесло, которым я владею и за счет которого иногда вытаскивал смену.
Экология — это то, что меня парит довольно давно. И довольно давно я, скажем так, встал на путь своей героини в Ecolove. Хотя, наверное, никогда не пройду его до конца, потому что не могу себе позволить быть настолько радикальным. Я, разумеется, сортирую и стараюсь меньше приобретать мусора — хожу в магазин с авоськами, мешочками, покупаю одежду в секондах и так далее. Для меня очевидно, что в ближайшие годы мир серьезно столкнется с экологической проблемой. Наверное, поэтому меня очень волнует эта тема — эгоистично думаю о своем будущем.