19 июня 2019

Внутри БДТ построили Фанерный театр — с собственной сценой, гардеробом и зрительным залом. Как устроен проект и что там происходит

Весной 2019 года внутри Большого драматического театра открыли Фанерный театр. Это трехэтажная конструкция из фанеры — с собственными входом, гардеробом, сценой и зрительным залом.

«Бумага» рассказывает, как строили театр внутри театра и что можно увидеть в Фанерном, как на огромную конструкцию реагируют зрители и как она влияет на работу БДТ.

В марте 2019 года режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин-Хокусай и архитектор Андрей Воронцов создали специальный проект в честь 100-летнего юбилея БДТ — Фанерный театр.

У пространства есть свои вход, гардероб, холл с обрамленной фанерой люстрой и зал на 30 человек. Зрительские места частично занимают бельэтаж, а треугольная сцена Фанерного театра — «нос» — нависает над партером БДТ.

В Фанерном театре уже прошли встречи с Любовью Аркус, Михаилом Пиотровским, Львом Рубинштейном и Дмитрием Барановым и состоялся показ фильма «Мешок без дна» и встреча с его режиссером Рустамом Хамдамовым. В будущем тут планируют показывать спектакли российских и зарубежных режиссеров.

«Нос» Фанерного театра, вид из зрительного зала БДТ

Андрей Могучий

Художественный руководитель БДТ

— Фанерный театр — это точка энергии, в которой включается воображение. И не только у меня — потому что это мое детище, но и у людей с тонким и точным художественным чутьем, интуицией, ощущением пространства. У Рустама Хамдамова сразу возник целый киносценарий, много интересных штук уже предложил Лев Рубинштейн.

Фанерный театр — это пространство, которое вбирает в себя смыслы. Архитекторы называют фанеру материалом будущего: она воспринимает и принимает всё что угодно — ее можно покрасить, к ней можно что-то прибить, никоим образом не нарушая ее природу. Поэтому люди, которые приходят сюда, наполняют театр собственной энергией. Отбор этих людей тщательный и скрупулезный — мне очень важно, кто сюда попадает. Лев Рубинштейн сказал, что когда он первым вышел на сцену, почувствовал себя кошкой, которую впустили в новый дом.

Искусствоведы видят в Фанерном театре отсылки к Лисицкому, супрематизму и конструктивизму, считают его неким памятником. Этнографы говорят, что это «матрешка» — театр в театре, такая сакральная вещь, очерчивающая границы бытия. Зрители реагируют на театр по-разному: недоуменно, гневно, восторженно. Но нет равнодушных — это самое главное. Фанерный театр — это такая война с равнодушием. Важно, что эта история направлена на взаимоотношения с бытовой культурой, с людьми, которые, может, не понимают и не принимают Фанерный театр. А природа театрального искусства как раз строится на конфликтах и борьбе — в ней этого не может не быть.

Фанерный театр — это еще и нарушение границ прежнего театра, такой символический акт. Когда зритель говорит: «Ну давайте, разжуйте мне всё и положите в рот, мне надо, чтобы было удобно сидеть, удобно слушать, удобно смотреть» — это уже потребление. Но в Фанерном театре никто и не пытается сделать удобно — есть этапы развития художественного организма, когда зона комфорта должна быть нарушена.

Отношения этого проекта и исторического зала тоже непростые: чтобы продать билеты [на часть мест в партер], мы убираем «нос» (треугольную часть Фанерного театра, построенную в зале основной сцены БДТ, — прим. «Бумаги»), а потом опять ставим. Это естественным образом влияет на обыденную жизнь театра, и это далеко не всегда счастливое очарование и восторг. Но раздражение может быть базисным моментом для создания произведений искусства — подчеркну: не культуры, а искусства, — то есть для генерации смыслов.

Что будет дальше происходить с Фанерным театром, мы не знаем. Но мы будем рефлексировать над тем, что предлагает нам поток жизни. Спустя год театр будет каким-то образом трансформирован: может, он будет уничтожен, станет пылью, а может, и нет. Посмотрим, как будет протекать конфликт архитектуры Фонтана, архитектора здания БДТ, и Шишкина и чем эта борьба закончится. Повторюсь, театр как предмет искусства — это борьба.

Вот что посетители БДТ пишут о Фанерном театре в соцсетях:

ЯРОСЛАВ

посетитель

— Деревяшки, кубики, кругляшки. С ароматом стружки, теплые игрушки. Первая ассоциация с Фанерным театром.

ЕЛИЗАВЕТА

посетительница

— Театр внутри театра, художественное пространство внутри художественного пространства. Смотришь и удивляешься: как же эту деревянную махину смогли впихнуть в вековой БДТ? А вот, смогли. Да еще и так элегантно.

— Назвать бы всё это клаустрофобией: после пары минут хочется немедленно выйти на воздух. Эксперимент, конечно, интересный, может, Фанерный театр смотрелся бы веселее, если бы на стенах были картины, афиши, лозунги, хоть что-нибудь. Но всё равно респект БДТ за смелость и свежесть, такого я точно нигде не видела.

Люстра Греческого фойе в Фанерном театре 

Снаружи Фанерный театр выкрашена в красный цвет, внутри окраска панелей имитирует дерево. На одной из внешних сторон конструкции разместили памятные доски с именами художников, которые работали в театре в XIX–XX веках, — например Александра Бенуа, Мстислава Добужинского и Александра Самохвалова. В БДТ Фанерный театр называют «посвящением художникам».

На время спектаклей на основной сцене БДТ треугольный «нос» Фанерного театра разбирают, но остается «фанерная» ложа на 23 места — из нее можно смотреть постановки, купив специальные билеты. На демонтаж, по словам архитектора Андрея Воронова, уходит ночь.

Андрей Воронов

Архитектор

— Сложность в проектировании Фанерного театра заключалась в том, что нам нужно было найти такую композицию, которая бы и отвечала высоким художественным требованиям, и не мешала функционированию театра. Мы много думали о том, как расположить конструкцию, где сделать вход и выход.

Для работы нам нужны были серьезные конструкторские расчеты, и мы обращались в бюро, чтобы всё это могло существовать в здании старого театра. Из соображений безопасности мы также ввели небольшие ограничения на вход: театр рассчитан на 35 человек.

Мы старались сделать так, чтобы от входа в Фанерный театр и до зала человек мог пройти, даже не осознавая, что всё это время он находится в пространстве старого театра. При этом, если зритель захочет в туалет, ему придется выйти, и это будет интересный визуальный опыт: он неожиданно выйдет за пределы деревянного театра.

С проектированием «носа» в зрительском зале сложностей не было, но есть чисто физические трудности: его нужно постоянно собирать и разбирать. Весь процесс сборки занимает, условно, ночь, которая как раз отводится на демонтаж, — всё делалось из этих расчетов. А так как фанера — очень податливый в строительстве материал, это помогает быстро собирать и разбирать конструкцию.

Фанера — материал, с которым уже много лет работает художник Александр Шишкин-Хокусай. В стенах Фанерного театра прорезаны «глазки», через которые посетители могут заглянуть в разные помещения БДТ. Таким образом пространство старого театра связали с новым, а зрители называют этот процесс «таинством подглядывания».

Александр Шишкин-Хокусай

Художник

— Фанера, с одной стороны, — это продолжение бумаги, но этот материал может работать и на улице. С другой стороны, фанера — это ироничный, в каком-то смысле не художественный материал. Это как песни под «фанеру» — что-то несерьезное, суррогатное. У меня, например, был фанерный Летний сад — ирония на новый сад [после реконструкции], суррогат из пластика и бетона.

Кроме того, фанера всё терпит. И мы могли красить, перекрашивать, пилить — делать с ней всё то, что невозможно или достаточно сложно делать в таком здании, как БДТ. В этом смысле фанера — это такой контрапункт в мире, где нужно согласовывать каждый шаг.

Мы долго прорабатывали и структуру, и логику, и архитектуру сооружения. Мы пытались сохранить функциональность традиционного театра, где есть вход, гардероб, фойе, зал и сцена. Но главное, что это театр в театре, выстроенный мир. Таким образом, Фанерный театр отсылает нас к чему-то фейковому, к потемкинским деревням, а также к концептуализму, и, например, к «Красному вагону» Кабаковых — такому пространству будущего.

Как и всякие формалисты, мы изначально решали пластические задачи. Так, острая форма «носа» создает энергетическое напряжение в зале классического БДТ, дает новый звук и контекст самому залу. «Нос» намекает на агрессивную позицию этого второго мира, театра в театре.

Летом зрители могут посмотреть из ложи Фанерного театра премьеры БДТ «Волнение», «Слава», «Жизнь впереди» и такие спектакли, как «Война и мир Толстого», «Губернатор», «Пьяные» и «Гроза». Билеты на июньские показы уже распроданы, стоимость билетов на показы в июле начинается от 1 тысячи рублей.

Информация о спектаклях и встречах, которые будут проходить непосредственно на сцене Фанерного театра, будет размещаться на сайте БДТ в разделе «Фанерный театр». Простраство будет работать до конца 2019 года.

Фото: Сергей Мисенко, Стас Левшин, Виктор Бергарт


О самых интересных спектаклях и других культурных событиях города читайте в тематической рассылке «Бумаги»

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Экономический кризис — 2022
Сотрудники кейтеринга на ПМЭФ рассказали, что ресторан не заплатил им за работу. Заведение готовит иск за публикацию обвинений
«В России не производят примерно ничего». Шеф и ресторатор Антон Абрезов — о качестве российских продуктов, будущем заведений и своем отъезде
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Давление на свободу слова
«Это неестественно — возвращаться назад, когда ты привык идти вперед». Организатор Stereoleto — о фестивалях без иностранцев и давлении на исполнителей
Кого полиция находит быстрее — нападавших на активистов или авторов антивоенных акций?
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.