3 декабря 2016

«Немцов был ровесником новой России»: Вера Кричевская — о том, как в фильме про политика показала историю страны

Документальный фильм о Борисе Немцове «Слишком свободный человек» впервые покажут в Петербурге 3 декабря на фестивале «Артдокфест». Его режиссер, бывшая журналистка НТВ и одна из основательниц телеканала «Дождь» Вера Кричевская, собрала картину из чужих интервью, архивных записей и голоса самого Немцова. 

Кричевская рассказала «Бумаге», почему Немцов только после смерти стал ей близким человеком, какое уникальное интервью политика удалось найти авторам картины и как через Немцова они рассказали историю современной России.

Фото из архива Веры Кричевской

— Почему вы решили снять фильм о Борисе Немцове? Расскажите, как вы над ним работали. 

— Идея делать это кино — не моя. Прошлой зимой Михаил Фишман (журналист, автор сценария фильма — прим. «Бумаги») и Евгений Гиндилис (кинопродюсер — прим. «Бумаги») обратились ко мне за помощью. Они сделали фильм о Борисе Немцове для немецкого телевидения, по горячим следам, после убийства. Миша, работая над немецким фильмом, сделал примерно 20 уникальных интервью. Но в фильм вообще почти ничего не вошло. А складывать их на полку непростительно и обидно. Я месяца два смотрела материал. Интервью завораживали своей откровенностью, искренностью: часть из них была сделана в первые месяцы после убийства Бориса. Но, с другой стороны, эстетика, аудиовизуальные качества этих интервью были очень низкими и абсолютно телевизионными, сделанными точно не для документального кино. Но содержательная часть меня убедила взяться за этот проект. Мы досняли еще ряд интервью. И начались месяцы работы с архивами.

Мне бы хотелось очень о многом расспросить его сейчас

Вообще, для меня это уникальный профессиональный опыт: делать кино из чужих материалов. Это же не только интервью: львиная доля визуального ряда — это новостные архивы последних 25 лет. И голос Бориса. Голос Бориса — это для меня главный эмоциональный компонент. Я перечитала, пересмотрела десятки теле- и радиоинтервью, чтобы сделать такую компиляцию, сделать его основным рассказчиком, первым источником. Разве кто-то может ярче Бориса рассказать про свою жизнь? Я придумала ход — небольшие новеллы, в каждой — основной рассказчик Борис, плюс интервью, плюс хроника, и так, как пазл, собирался нарратив. Безумно сложно и медленно, но очень интересно. Некоторые главы я перекладывала раз по семь-десять. 

— Вы хорошо знали Бориса Немцова?

— В отличие от огромного количества своих коллег и друзей я была знакома с Борисом Ефимовичем шапочно. Он часто приходил к нам на НТВ гостем в разные программы, которые я делала, в том числе на ток-шоу «Свобода слова». Мы никогда не были друзьями или приятелями — мы были просто знакомыми. За последние двадцать лет у меня в жизни была тысяча возможностей с ним поговорить, подружиться, провести время, но как-то это никогда не случилось. У нас были короткие, деловые отношения в рамках телевидения. Теперь я об этом постоянно думаю: как удивительно сложилась жизнь, что только после его ухода он стал таким близким человеком для меня. Я разговариваю с ним последние восемь месяцев, это звучит странно, но так и есть. Всё это время каждый день, утром и вечером, я читала, читала, слушала, смотрела архивы. Это было мое основное занятие. Мне бы хотелось очень о многом расспросить его сейчас. 

— Было что-то новое, что вы выяснили о Немцове, пока работали над фильмом?

— Вообще я знала о нем довольно много. Последние 25 лет я прожила так же активно, как и он, — только в журналистике. Мне было легко и очень интересно работать с архивами, потому что многое я просто брала из своей головы — особенно то, что касалось НТВ, начиная с 97 года. Я помню, что Женя Ревенко ездил в Нижний к Борису с Зюгановым летом 1996 года, помню, что в том же году Вадик Глускер освещал Давос, что Боря Кольцов занимался «Норд-Остом» (Евгений Ревенко, Вадим Глускер и Борис Кольцов — российские тележурналисты — прим. «Бумаги»). Я не знаю, откуда всё это в моей голове.  Я просто помню какие-то эфиры, сюжеты, год, название, имена. 

Мы живем в другой России. Та Россия была молодой студенткой-гуманитарием, а эта Россия — это «качок-охранник»

Но я узнала и что-то новое. Это была находка Михаила Фишмана — находка уникальная, и она играет действительно очень важную роль [в фильме]. Он нашел интервью Бориса Немцова Ирине Преображенской перед президентскими выборами 1996 года. Это очень яркое и в какой-то степени бунтарское высказывание по поводу возможного исхода выборов: он абсолютно спокойно говорит о том, что на выборах победит Зюганов, и бояться этого не надо, и это всё несмотря на то, что он сам находился полностью на стороне Бориса Ельцина. Миша нашел заметку в архивах «Коммерсанта», газета цитировала какое-то интервью Немцова НТВ. Мы месяца два никак не могли найти это видео, кассета была утеряна, и уже почти когда был готов весь каркас фильма, она нашлась!

— В описании к вашему фильму президент «Артдокфеста» Виталий Манский сказал, что он создает такое впечатление, что на каждом этапе у Немцова была возможность изменить ход истории или что была некая череда фатальных событий, которые привели его к гибели. Вы хотели это показать?

— Этот вопрос не касается кино — он касается политики и позиции Бориса Ефимовича. Практически на каждом этапе своей жизни он принимал определенные решения, которые действительно — и это жизненный факт — привели его на этот мост. Все эти решения он принимал исходя из своих принципов, исходя из своей совести. Когда мы начинаем раскладывать каждый такой случай на кусочки и думать, почему он поступил так, а не иначе, мы понимаем, что честным, порядочным, принципиальным людям действительно не место в политике. Наверное, если бы он на каком-то этапе был более сговорчив, более покладист, то жизнь сложилась бы по-другому. Но это был бы другой человек. 

— Пересматривая архивы за 25 лет, вы проследили не только то, что происходило в жизни Немцова, но и в России в целом. Вы можете теперь сжато сформулировать, что изменилось за эти годы?

— Да всё изменилось. Все завоевания сложного, спорного, сначала горбачевского, а потом ельцинского времени — все утеряны. Мы живем в другой России. Та Россия была молодой студенткой-гуманитарием, а эта Россия — это такой «качок-охранник». Молодость ушла, пришло имперское нуво. Вообще мы попытались через Немцова рассказать историю страны: это не только его история — это история последних 25 лет. Каждый раз, когда я смотрю куски этого фильма, хотя я знаю его наизусть, я думаю: боже, что с нами произошло? как это случилось, как мы позволили, чтобы с нами такое произошло? Немцов был ровесником новой России: его политическая жизнь началась тогда, когда началась новая Россия — в 1989 году. В этом смысле он был уникальной фигурой, потому что он прошел через разные этапы и по разные стороны в политике.

— Как вы считаете, какие у фильма шансы выйти в широкий прокат?

— У нас пока нет прокатного удостоверения, но министерство культуры уже присвоило фильму номер. Вообще, этот вопрос, скорее, не ко мне. Я надеюсь, что мы получим прокатное удостоверение: никаких причин его не получить я не вижу. Мы хотим показать этот фильм в конце февраля, когда будет очередная годовщина убийства Бориса Немцова, и организовать интенсивный, но — надо быть реалистами — короткий прокат. Я понимаю, что нам будет непросто захватить аудиторию. Это очень насыщенное политическое кино — там почти нет воздуха. Это совсем не развлекательное зрелище. Но мы должны посмотреть, какая будет реакция после премьеры на «Артдокфесте». То, что зритель не уйдет из зала в спокойном уравновешенном состоянии, — это я могу обещать.  

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Четвертая волна коронавируса
В России зарегистрировали первые случаи заражения омикрон-штаммом
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
Росстат: в октябре скончалось 2565 петербуржцев с коронавирусом. В отличие от всей России это не максимум
Смольный: более 80 % госпитализированных в Петербурге старше 60 лет
За последний год в России умерли 2,4 миллиона человек. Это худший показатель смертности со времен войны
Новый год — 2022
В «РЖД» объявили новогоднюю распродажу. Билет на «Сапсан» в Петербург будет стоить 2022 рубля
На Новой Голландии каждую зиму работают фигуристы в костюмах. В этом сезоне они нарядились в виде диско-шаров 🥳
В Петербурге запустили почту Деда Мороза — письмо можно отправить в Великий Устюг. Как это работает?
12-метровая горка, карусель и маркет. Как этой зимой выглядит двор «Никольских рядов»
В Ленобласти можно бесплатно заготовить новогоднюю елку. Рассказываем как
Как меняется Петербург
В Ломоносове появилось новое общественное пространство — на месте бывшего пустыря
В саду Дружбы закончились работы по благоустройству. Показываем, как изменилось общественное пространство
Ради строительства Большого Смоленского моста хотят снести восемь исторических домов. Что это за здания?
Смольный может построить велодорожку из Лахты до Смолячкова. На «технико-экономическое обоснование» проекта выделили 11 млн рублей
Новый мост через Неву свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов. Что известно о разводной переправе и как она может выглядеть
Вакцинация от коронавируса
Вижу новости, что Петербург в лидерах по коллективному иммунитету к COVID-19. Это правда?
В Петербурге задержали четырех человек, организовавших бизнес по продаже поддельных QR-кодов. Позднее прокуратура отменила возбуждение уголовного дела
В Петербург поступила новая партия вакцины «Спутник V» — более 100 тысяч доз
Что известно про новый штамм коронавируса B.1.1.529? Насколько он опасен и заражен ли им кто-то в России?
В общественном транспорте Петербурга не будут вводить QR-коды. А что насчет такси?
Коллеги «Бумаги»
Обвинительные клоны
Непрофессиональное заболевание
Как читать новости о ковиде?
Научпоп
В России вручили премию «За верность науке». Лучшим научно-просветительским проектом года стал Science Slam 🙌
Мы заполнили два вагона поезда Москва — Петербург молодыми учеными. Что было дальше?
«Мир знаний» — ежегодный фестиваль научного кино. Как он изменился и что покажут в этот раз
Фестиваль научных и исследовательских фильмов «Мир знаний» проведут в Петербурге с 1 по 6 декабря. Тема этого года — космос
Почему у облаков в Петербурге бывают ровные края? Мы узнали у популяризатора астрономии и синоптика. Обновлено
Подкасты «Бумаги»
Зачем развивать бизнес-мышление, если вы не предприниматель? Слушаем лекцию о прогнозах, рисках и кризисах
Можно ли воскресить динозавров и мамонтов? Обсуждаем с учеными, зачем восстанавливать древних животных и что с ними стало бы сегодня
Мы всегда онлайн! Не пора отдохнуть от интернета? В этом подкасте обсуждаем зависимость от соцсетей и диджитал-детокс
Как большие данные изменили науку? В этом подкасте слушайте, что можно узнать о соцсетях, дружбе и неравенстве благодаря big data
Как понять, что вы живете в гетто? Слушайте лекцию о том, почему происходит сегрегация в городах
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.