23 октября 2023

Вдохновляющее хобби — ‎интеллектуальные игры. Как они расширяют круг знакомств и где в Петербурге играть в спортивное «Что? Где? Когда?»

«Бумага» рассказывает о хобби, которые помогают вдохновиться и обогатить свою жизнь. В других материалах читайте про фотографию, шахматы, велопрогулки, настольные игры, бег, волонтерство, краеведение, бердвотчинг, домашние растения, вязание и slow cooking.

В новом выпуске организаторка фестиваля интеллектуальных игр Nevermore Анна Коробкина рассказывает, чем спортивное «Что? Где? Когда?» отличается от одноименной телеигры, какие еще интеллектуальные игры существуют, как найти команду в Петербурге и какие качества требуются знатокам.

Анна Коробкина

организаторка фестиваля интеллектуальных игр Nevermore

Как устроено спортивное ЧГК

— Спортивное «Что? Где? Когда?» зародилась благодаря оригинальной телевизионной игре. Поклонники телеигры еще в первой половине 1980-х годов начали проводить похожие игры по собственным правилам, а в 1989 году была создана Международная ассоциация клубов (МАК), что можно считать официальной датой рождения спортивного ЧГК.

Первоначально спортивным ЧГК управляли создатели телеигры, но в 2021 году многие участники движения, недовольные политикой МАК, отделились и создали Международную ассоциацию интеллектуальных игр (МАИИ). Цель организации — пересмотреть правила и регламенты, сделать игру более удобной, разумной и современной.

Чтобы избежать конфликтов с создателями телешоу, мы — организаторы турниров в рамках МАИИ — не используем в анонсах турниров названия «Что? Где? Когда?» и ЧГК. Хотя по сути это та же игра, что и раньше.

Правила спортивного ЧГК просты — до шести человек за одним столом отвечают на вопросы, не пользуясь справочными материалами. Как и в телеигре, у каждой команды есть минута, чтобы ответить на вопрос. Главное отличие от телевизионной версии — команд много, и соревнуются они не с телезрителями, а друг с другом, отвечая на одни и те же вопросы. Ответы сдаются на специальных бумажках, а вопросов в разы больше. И элементов шоу меньше, чем в телевизионной игре.

Участники очных турниров все вместе в одном большом зале садятся и играют 60-90 вопросов в течение одного-двух дней. Турниры могут быть и синхронными, когда организаторы заранее объявляют даты проведения и продолжительность соревнования (чаще всего это семь дней), а площадки в городах подают заявки с конкретной датой и предполагаемым числом команд.

В указанное время они проводят игру: ведущий получает пакет вопросов и раздаточные материалы, а после завершения турнира его результаты заносятся на турнирный сайт. После этого сыгравшие команды получают плюсы или минусы к рейтингу. Есть еще асинхронные турниры — они очень похожи на синхронные, но не влияют на рейтинг и могут продолжаться около месяца. А в правилах возможны определенные послабления (например, разрешение на игру онлайн).

Чтобы всё это работало, был придуман специальный сайт, где указаны все игры, которые человек провел, организовал или сыграл. Там же подсчитываются рейтинги игроков и команд. Кроме того, на портале можно узнать о будущих турнирах и подать заявки на участие.

Какие еще есть интеллектуальные игры

— Существует огромное множество интеллектуальных игр: командных и индивидуальных, простых и сложных.

Например, спортивная «Своя игра» тоже вышла из одноименной телепередачи, основанной на американской телеигре Jeopardy!. Для определения очередности ответа здесь используют так называемую брейн-систему — специальные кнопки, похожие на дверные звонки, провода от которых ведут к мастер-блоку ведущего. Ведущий зачитывает вопрос и нажимает на кнопку отсчета времени. Игроки, которые хотят ответить, нажимают на свои кнопки: тот, кто нажал первым, отвечает. Участникам предлагают блоки из пяти вопросов, объединенные одной темой. Все вопросы имеют стоимость, при неправильном ответе стоимость вычитается из общего количества очков игрока. «Своя игра» может быть письменной: в этом случае игроку или команде раздают бланки, расчерченные на нужное количество тем, а ответы записываются.

Другие известные «кнопочные» интеллектуальные дисциплины: «Тройка», «Эрудит-квартет», «Хамса», «Ворошиловский стрелок» и «Брейн-ринг».

В «Тройке» перед ведущим чаще всего сидят две или три команды по три человека. У первого игрока в команде («коренной») в руках кнопка, остальные двое («пристяжные») располагаются за ним. Минусы за ответы не начисляются, в каждой теме — три вопроса. «Коренной» игрок должен нажать на кнопку, после этого ведущий спрашивает ответы у «пристяжных» и самого «коренного». Они отвечают и получают баллы за правильные ответы, общаться внутри тройки строго запрещено.

«Эрудит-квартет» делится на три раунда по четыре темы: открытый (все четыре темы объявляются перед началом раунда), полуоткрытый (объявляется название темы, отыгрывается, после чего объявляется название следующей темы) и закрытый (игроки выходят в заданном порядке и узнают свою тему непосредственно перед игрой). Как правило, в команде играют от четырех до шести человек, и один человек никогда не играет дважды в одном раунде. Сами раунды отыгрываются по правилам «Своей игры».

«Хамса» аналогична «Эрудит-квартету», но команды состоят из пяти участников, и в конце игры участникам предлагают один вопрос, напоминающий «Что? Где? Когда?»: команды делают на него ставки из очков, набранных ранее. Еще одна вариация «Своей игры» — «Ворошиловский стрелок». В этой игре две команды стоят друг напротив друга, при правильном ответе одной команды игрок соперников покидает раунд, а конечная задача — «выбить» всех соперников.

В спортивный «Брейн-ринг» играют две команды, у каждой из которых есть кнопка. Ведущий задает им не очень сложные вопросы в формате «Что? Где? Когда?», а команда, готовая ответить, нажимает на кнопку и отвечают. Игра проходит с фальстартами: команда, нажавшая кнопку до окончания вопроса, теряет возможность ответить на вопрос, а второй команде на размышление остается только 20 секунд вместо обычной минуты. Те же 20 секунд получает вторая команда, если первая ответила неверно.

Чем полезны интеллектуальные игры

— Обычно игроки говорят про эрудицию, умение быстрее думать и вычленять из текста нужные слова, за которые ты цепляешься и раскручиваешь вопрос. Или о командной работе, умении слушать и слышать, коротко и четко формулировать ответы.

Но для меня важнее всего люди. Интеллектуальные игры объединяют учителей и водителей трамваев, продавцов воздушных шариков и корректоров, ученых и менеджеров, айтишников и редакторов, переводчиков и строителей, миллионеров и безработных, студентов и пенсионеров. В движении есть люди из любой, кажется, прослойки общества, и им всегда есть о чем поговорить. К тому же в ЧГК играют в России, Беларуси, Украине, Финляндии, Германии, США, Израиле…. Короче говоря, везде. Благодаря этому можно познакомиться и подружиться с множеством людей по всему миру.

Хотя сейчас, конечно, всё меняется. И поехать в другие страны сложнее, и сообщество всё больше расслаивается: по политическим, внутренним и иным причинам. Но объединяющий потенциал интеллектуальных игр по-прежнему очень велик.

Кому подойдет это хобби

— Со стороны наше сообщество может показаться эксклюзивным или закрытым, но вообще порог входа в интеллектуальные игры достаточно низкий — нужно только разобраться, как всё устроено, найти свою команду и не бояться проигрывать. Игрок должен понимать, что он не самый умный. Иногда приходишь на турнир и берешь пять вопросов из 36. Так бывает, это опыт.

Еще важно играть в команде, хотеть провести время с этими людьми, быть готовым слушать и слышать их. Выигрывать классно, но у нас мало призов, мало шоу, мало дофамина. Для этого есть квизы — там можно взять много-много вопросов с первого раза, получить призы и фотографии. Это тоже важно и нужно, это их ниша, и там играют много знатоков.

ЧГК же редко бывает медийным или тематическим. Это как кубик Рубика, который ты крутишь усилием мысли: есть вопрос, есть коллеги по команде, и вы все вместе пытаетесь за минуту повернуть грани в нужное положение.

Для других игр нужны другие качества — например, в «Своей игре» важны эрудиция, реакция и планирование. В ЧГК реакция не нужна, зато необходимо умение цеплять нужные места и понимать логику вопроса. Поэтому классно, когда в команде есть разные люди: эрудированный человек, «крутящий логику» человек, тот, кто всё записывает и запоминает форму вопроса, и капитан, который слышит всех и выбирает самую разумную версию.

В среднем считается разумным играть раз в неделю — можно выбрать, что именно сыграть, и не тратить слишком много времени. Кроме того, есть рейтинг — он обновляется каждую неделю; если ты играешь редко, опускаешься вниз. Например, я веду очень много игр, и поэтому играю редко: в результате падаю в рейтинге пунктов на 35 каждую неделю.

Финансовые затраты незначительны: ЧГК дешевле квизов. Средний взнос — 250-300 рублей с человека. Для двух или трех человек в команде, студентов и школьников часто предусмотрены специальные зачеты и меньшая стоимость.

Где играть в Петербурге и познакомиться с единомышленниками

— Большинство интеллектуальных игр — командные. Индивидуальные игры тоже есть — это, например, та же «Своя игра». Но проводят их реже, чем командные.

Если вы не можете собрать собственную команду, есть смысл обратиться в легионерские чаты, где команды ищут игроков, а игроки — команды. Другой вариант — пообщаться с организаторами турниров в вашем городе. Когда человек приходит и говорит «Хочу играть», ему стараются помочь. Движение нуждается в новых людях.

Есть еще так называемые интеллектуальные лагеря в Ленобласти, на Байкале, в Саранске. Они подразумевают выезд на какую-то базу отдыха с множеством активностей самого разного толка: от интеллектуальных игр до настолок и пения под гитару. Приехав туда, можно перезнакомиться со всеми и влиться в тусовку, как будто сто лет там был.

Раньше существовали еще городские клубы, к которым были приписаны команды. Клубы проводили турниры, открытые или внутренние. В каких-то городах клубы остались, но теперь турниры проводят обычно в барах, кафе и ресторанах.

Анонсы петербургских турниров публикуют в ЖЖ и телеграм-канале. Основные организаторы — мы с мужем и проект «Игры Разума». Кроме того, игры проводят в кафе «Африка». У нас различаются локации, подходы к ведению игр, призы и условия, но для человека нового никакой разницы, скорее всего, не будет. Поэтому рекомендую просто выбрать из списка турниров удобный день и интересный турнир (сложность обычно пишется в анонсе).

Мы проводим четыре игры в неделю: по вторникам, пятницам и две в воскресенье. Наши коллеги — еще и в понедельник.

Какие ресурсы стоит изучить начинающим знатокам

— Существует база вопросов: раньше туда выкладывали почти всё. Сейчас — далеко не все вопросы и не сразу. Так как база технически и морально устарела, а ее функционал не обновляется, сообщество попыталось её заменить. Есть два аналога — IQ games и Gotquestions (новое прочтение базы, где есть вся информация из неё и новые турниры). Там можно посмотреть, какие вопросы пишет конкретный автор, как они выглядят и на чем можно потренироваться дома.

Существуют и интернет-сообщества: например, группа в фейсбуке и вышедший из неё телеграм-чат «Спортивные интеллектуальные игры», куда добавляют по запросу его админы. Кроме того, есть ресурсы «Международной ассоциации интеллектуальных игр».

В городах обычно есть местные чаты, группы и сообщества. Такие же информационные ресурсы есть у околознатоцких проектов и крупных фестивалей — например, у интеллектуального лагеря «Белая дача», нашего фестиваля Nevermore, ярославской «Нехрустальной совы».

Все запланированные очные, синхронные, асинхронные турниры и заявки на них указаны на сайте сообщества знатоков. А на этой площадке можно подобрать турниры на конкретную дату с указанием авторов вопросов и сложности.

С чего начать

— Главное — решить, что вы хотите попробовать интеллектуальные игры. Дальнейший алгоритм:

  • Найдите площадку в вашем городе.
  • Обратитесь к представителям площадки за инструкциями.
  • Получите от них ссылки на все нужные ресурсы.
  • Сыграйте в несложном турнире.
  • При желании попросите курс молодого знатока у более опытных коллег: они расскажут, что такое замена, почему важно держать форму, и на какое слово в вопросе нужно обращать внимание.

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.