5 апреля 2018

«Я наблюдаю, как люди танцуют на вечеринках»: хореограф Владимир Варнава — о моде на танец и о том, зачем смотреть современные постановки в классическом театре

Владимир Варнава — один из самых известных современных хореографов России. Его спектакль «Ярославна» и «чертова клоунада» «Петрушка» идут в Мариинском театре, он работает на московских и европейских площадках, а также играет в балетном спектакле «Солярис» в «Приюте комедианта». 

Варнава рассказал «Бумаге», отчего российским зрителям сложнее, чем европейцам, смотреть современный танец, можно ли научить балетных артистов танцевать современно и почему все виды искусства стремятся быть танцем.

Фото: Егор Цветков / «Бумага»

— Вы часто работаете и выступаете за границей. Есть ли разницу между тем, как зрители принимают современный танец в России и в Европе?

— Конечно, всё индивидуально, многое зависит от постановки, но еще больше — от контекста. Недавно мы были на гастролях с «Петрушкой» [Мариинского театра] в Мюнхене. Это довольно свободный спектакль, и неожиданным было то, что его привез Мариинский театр, известный своими классическими традициями. Думаю, аудитория ожидала более академического прочтения этой музыки. Наш жанр — «чертова клоунада» — это цирк, балаган. Может быть, сработал эффект неожиданности, но в Мюнхене спектакль встретили очень бурно, он прошел с успехом.

В это же время от [имени] фестиваля «Context. Диана Вишнева» я был в Амстердаме на фестивале современной хореографии Hollande Dance Festival. И это была тусовка хореографов и артистов, занимающихся поисками в пространстве современного танца. Там выступать внутренне было спокойнее.

В России только начинает появляться широкий интерес к современной хореографии и зритель приходит разный. В Петербурге есть площадки «Эрарта», «Скороход», «Порох» — примеры, когда место сосредоточено на конкретном виде искусства, и в большинстве своем зритель знает, куда и на что идет. А есть академические театры, в пространстве которых появляются новые современные спектакли и авторы — и публика не всегда готова.

Репетиция спектакля «Солярис» в «Приюте комедианта»

— Вы сказали, что от Мариинского театра ждут классических прочтений. Как вам кажется, должны ли в театрах дополнительно работать с таким репертуарным современным спектаклем, как «Петрушка»? Делать программки, в которых подробно объясняется, что увидит зритель, проводить лекции перед спектаклем?

— Ты можешь создавать какие-то специальные условия: программки, рекламу, акции в фойе перед спектаклем — всё это может влиять. Но зрителя формирует, наверное, в большей степени место: театры и, конечно, страна, национальный менталитет.

Недавно, например, мы выпускали «Видение розы» на музыку Вебера и Карпова (оригинал — одноактный балет на музыку Вебера, впервые поставленный Михаилом Фокиным в 1911 году для «Русских сезонов» Дягилева — прим. «Бумаги») в РАМТе (Российский академический молодежный театр — прим. «Бумаги»). Это было 14 февраля, на гала-концерте с балетными и не очень людьми. И из-за того, что РАМТ— площадка с точки зрения балетного спектакля прокатная, было ощущение, что чего-то не доставало.

А через пару месяцев мы показывали «Видение розы» в Музыкальном театре имени Станиславского. И это были два очень разных спектакля. Контекст — место, красивый интерьер, аккуратная сцена, публика — удивительным образом повлиял на постановку, она выглядела благородно. Начинка — современный танец, выросший из опыта авангардных площадок Питера, место — академический музыкальный театр Москвы. Этот нехитрый синтез дал спектаклю что-то уникальное, важное и в то же время испаряющееся, сиюминутное.

— Как вам работается с академическими артистами балета? Есть мнение, что артистам классического балета даже физически сложно освоить современную хореографию.

— Я убежден, что в танце нужно искать не то, чем он отличается, а общие черты. У разных направлений есть общая суть. И эту суть важно видеть, не забывать о ней. Если ты здорово освоил какой-то стиль или направление, подготовил тело, дальше всё зависит только от твоих мозгов и желания. Перестроиться можно. Поэтому есть артисты, готовые применять уже полученные навыки в новых сферах, а есть те, кто не готов.

— Как вы искали общий язык с артистами классической труппы Мариинского?

— По-разному. Это мой пятый сезон в Мариинке; были мастерские, потом Валерий Абисалович предложил поставить «Ярославну». Количество занятых артистов — 70 человек. Разумеется, репетиции воспринимались как процесс обучения, разбора нового для ребят языка. Это было неизбежно, нормально. Помогали артисты, с которыми я уже работал: Злата Ялинич, Юра Смекалов, Саша Сергеев, Вася Ткаченко и другие — они стали сваями спектакля.

Как и в любой профессии, в театре есть люди, которые оказались здесь случайно, а есть те, кто преодолевает усталость и ежедневно доказывает необходимость своего дела. Вот именно на таких людей я и нацелен.

— Вы регулярно работаете и в драматическом театре: ставите у артистов то пластику, то полноценные танцевальные номера, но зритель изначально туда идет не за танцем. Зачем вам это как хореографу?

— В последнее время я постоянно работаю с режиссером Максом Диденко, он мой большой друг, и мне просто нравится хорошо проводить время в нашей команде. Вообще в жизни стремлюсь к тому, чтобы весело проводить время, и пытаюсь минимизировать напряжение. Даже не все свои спектакли смотрю теперь: волноваться вредно. Пытаюсь получать удовольствие от процесса и меньше думать о достижении результата. Мне кажется, если в процессе людям друг с другом хорошо, команда находится в зоне творческих исканий, то и результат непременно будет.

— В балетном спектакле «Солярис» в «Приюте комедианта» вы выступаете как артист. Сложнее ли подчиняться хореографу в то время, когда сами постоянно растете как хореограф? Нет ощущения, что вам виднее?

— Внутренний конфликт возможен. Но я вот размышляю: хороший артист — это тот, который исполняет исключительно волю хореографа, или тот, кто подключается не только на уровне исполнения, а пытается что-то привнести помимо заданного рисунка роли? Мне интересна система: режиссер воплощает тотальный замысел, а каждый актер — режиссер своей собственной роли. Пока использую этот принцип.

— «Солярис» играют в «Приюте комедианта» — драматическом театре, в котором танцевальных постановок раньше не было. Как публика отреагировала на первые показы?

— Конечно, «Солярис» — эксперимент. Танца именно в балетной форме здесь никогда не было. Его проявления, конечно, встречались в других спектаклях, и к одному из них я имею непосредственное отношение (спектакль Максима Диденко «Собачье сердце» — прим. «Бумаги»). Но именно балетному событию, думаю, все очень рады.

— А для танцевальных спектаклей существует идеальный зритель?

— Всякий зритель идеальный. Я уже перестал об этом думать, если честно. Есть зритель закрытый, который идет на спектакль с предубеждениями; у кого-то эти предубеждения снимаются — и это чудо. С кем-то этого не происходит. А есть зритель открытый: он ждет, что увидит любимых артистов, любимого хореографа, он искренне рад или расстроен, если сегодня что-то не случилось. Но, на самом деле, классно, когда зритель вообще есть.

— Как вам кажется, танец стал моднее? Как среди зрителей, так и среди непрофессионалов, которые хотят им заниматься?

— Да, и я очень рад, что застал этот интерес к танцу. Люди и балетом увлекаются, и современным танцем занимаются уже смелее. Есть такое утверждение: все виды искусства стремятся быть музыкой. Мне кажется, что все виды искусства стремятся быть танцем. На эту тему есть прекрасный фильм Вырыпаева «Танец Дели». Там о танце говорят прекрасные слова (хотя никто не танцует) — о танце жизненного цикла, о том, что все мы умеем танцевать, что не нужно быть профессиональным танцовщиком, чтобы исполнять свой собственный танец. И это истина.

Почему еще танец, на мой взгляд, первостепенен? Потому что для него ничего не нужно, твой инструмент — это твое тело. Я постоянно наблюдаю, как люди танцуют в непринужденной атмосфере, дома или на вечеринках, не стремясь создавать объект искусства или быть им. Естественное и натуральное движение под воздействием радиоволн. Вот это простое я и пытаюсь найти в огромном мире танца.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Военное положение
Власти Ленобласти отменили запрет митингов. И назвали эту меру «избыточной»
Затоплены, замусорены и сокрыты. В каком состоянии бомбоубежища Петербурга — и почему большинство горожан их не найдет
В Петербурге почти месяц действует военный «режим базовой готовности». Что это такое? И касается ли он горожан?
Россия проводит ядерные учения. Что об этом нужно знать
«Меры безопасности усиливаются». Беглов — о режиме базовой готовности в Петербурге
Мобилизация
Песков призвал не обращать внимание на сообщения о готовящейся волне мобилизации
«Или вы едете, или в тюрьму». В Петербурге двое мобилизованных пожаловались на отказ в госпитализации. По их словам, их готовят к отправке в неизвестном направлении
Беглов поздравил мобилизованных с окончанием военной подготовки и отправкой на фронт
Петербуржец побывал на войне, досрочно расторг контракт, а теперь пытается отменить решение о мобилизации, пишет «Фонтанка»
«А где в православии указано, что вы не должны убивать человека?» Как суд отказал в АГС мобилизованному Кириллу Березину
Визовые ограничения
Президент Финляндии заявил о бессрочном запрете на туристические визы для россиян
Финляндия собирается строить забор на границе с Россией. Каким он будет и сколько займут работы?
Чехия ограничит въезд для российских туристов с 25 октября
На финской границе развернули более 500 россиян после введения запрета на въезд для туристов. До этого отказы были единичными
Helsingin sanomat: финскую границу закроют для российских туристов сегодня ночью
Давление на свободу слова
«Весну» признали экстремистской организацией
Чем известен Тимур Булатов, арестованный за вождение без прав. От доносов на ЛГБТ до аварии с Z на капоте
«Дождю» аннулировали лицензию на вещание в Латвии. С чем это связано?
Правозащитный центр «Мемориал» исключили из государственного реестра юридических лиц. Суд утвердил это решение
Бар «Доски» уволил сотрудника после доноса основателя экстремистского «Мужского государства»
Свободу Саше Скочиленко
«Би-би-си» внесло Сашу Скочиленко в список самых вдохновляющих и влиятельных женщин мира
Саше Скочиленко продлили арест до 10 апреля 2023 года
Обвинение Скочиленко опирается на экспертизу, где говорится, что Саша лжет, а военные РФ «гуманны». «Бумага» разобрала документ
«Имея предубеждение — неприязненное чувство…». Саше Скочиленко предъявили обвинение
«Вы совершили тяжкое преступление против государства». Как прошла встреча Саши Скочиленко и омбудсмена Агапитовой — две версии
Экономический кризис — 2022
Как изменится прожиточный минимум в России в 2023 году?
За год мандрины в Петербурге подорожали более чем на 50 %
В 2023 году билеты на поезда дальнего следования в России подорожают на 8,1 %
Предельная плата за техосмотр транспорта в Петербурге вырастет почти вдвое
Туристы в Петербурге теперь будут платить курортный сбор. О какой сумме речь и кого это коснется?
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.