21 июля 2023

В Петербурге открывают шесть выставок об Африке. Это правда, что теперь музеи больше ориентируются на юг и восток?

На фоне предстоящего саммита «Россия — Африка» в Петербурге проводят фестивали и открывают выставки африканского искусства: от масштабных экспозиций в «Манеже» и «Русском музее» до более камерных проектов.

«Бумага» изучила выставочную статистику и мнения специалистов. Читайте, где можно увидеть африканские полотна Петрова-Водкина, заметен ли в музеях отказ от западных проектов и станет ли искусство из «дружественных» стран новым выставочным трендом.

В «Манеже» показывают современное искусство Африки, в Русском музее — «африканские» работы российских художников. Это только часть культурной программы саммита

Первая масштабная «африканская» выставка открылась в Петербурге 12 июля — до 3 сентября в ЦВЗ «Манеж» будет работать проект «Перевернутое сафари», посвященный современному искусству Африки. В пространстве выставили свыше 300 экспонатов: живопись, скульптуру, фотографию, видеоработы и инсталляции, созданные специально для петербургской экспозиции.

В выставке участвуют 49 африканских и 14 российских художников. Работы первых посвящены в первую очередь наследию колониальной эпохи и взаимодействию разных культур, а современные авторы из России представили для «Перевернутого сафари» произведения на тему африканского культурного наследия. Кроме того, в «Манеже» можно увидеть артефакты из коллекции Фонда просветительских инициатив В. Д. Поленова — эти предметы организации передал бразильский фотограф и собиратель африканского искусства Эдди Новарро.

К выставке приурочили параллельную программу с круглыми столами, лекциями, медиациями и другими событиями.

Еще одну посвященную Африке выставку запустил 20 июля Русский музей. Экспозиция в корпусе Бенуа показывает, как смотрели на далекий континент отечественные художники XIX-XX веков: Григорий Гагарин, Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова и другие. Увидеть в музее можно, например, картину Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире», выполненную в 1870-е годы в стиле ориентализма.

Фото: пресс-служба Русского музея

Позднее в городе запустят и другие арт-проекты, связанные с темой Африки. Например, Санкт-Петербургский союз художников покажет работы молодого живописца из Эфиопии Зелеке Теводроса Абебау — студента пятого курса Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Многие свои работы Абебау создал в ходе зимних поездок по России. Экспозиция «Взгляд из Африки» будет работать с 25 по 30 июля, стоимость билета — 200 рублей.

А в выставочном центре «Россия — моя история» на Бассейной улице 28 июля откроют проект «Петербург — Африка. Контуры взаимодействия». Посетителям расскажут об Абраме Ганнибале, египтомании в Петербурге, участии петербуржцев в борьбе буров за независимость, ленинградской африканистике и других сюжетах, отражающих взаимоотношения города с африканским континентом.

Все перечисленные выставки — кроме экспозиции Союза художников — входят в культурную программу второго саммита «Россия — Африка», который пройдет в Петербурге 27-28 июля. Впрочем, и в аннотации проекта «Взгляд из Африки» подчеркивается, что выставка приурочена к этому международному мероприятию.

Транспортный коллапс, перекрытие Шушар и обсуждение «гегемонии» Запада 🎤 

Как в Петербурге пройдет саммит «Россия — Африка»

Главная причина интереса музеев к Африке — предстоящий саммит. Но заметен и более глобальный тренд

На сайте саммита «Россия — Африка» указаны и другие элементы культурной программы. Например, в галерее японского искусства «Касугай» показывают полотна художницы афро-русского происхождения Марины Икоку и работы петербуржца Олега Михайлова на африканскую тему.

А в Доме архитектора на Большой Морской, 52 — арт-проект «Как я представляю Нигерию», участники которого переосмыслили нигерийскую культуру через искусство и дизайн.

Таким образом, одновременно в городе пройдут по меньшей мере шесть выставок на одну — и достаточно необычную для петербургских музеев — тему. Например, в последние три с половиной года в Эрмитаже организовали только одну непосредственно африканскую экспозицию, посвященную маскам с этого континента. Кроме того, петербургский музей провел две выставки, посвященные Египту: «Египет в Эрмитаже» и «Египтомания». Но здесь нужно учесть, что Египет лишь частично находится на территории Африки, а вторая выставка рассказывала, скорее, о европейском восприятии этой страны.

Интерес музеев и галерей к африканскому искусству объясняется не только предстоящим саммитом, но и теми условиями, в которых сейчас работают выставочные площадки, отметила в разговоре с «Бумагой» искусствовед и соосновательница проекта Bigcity.art Лиза Зиновьева. «Музеям надо делать международные проекты. А международные проекты сейчас можно делать только с „дружественными странами“», — пояснила она.

Похожую мысль собеседники «Бумаги» из разных культурных индустрий высказывали прошлой весной: тогда сотрудничество российских площадок с европейскими и американскими институциями было фактически свернуто на фоне войны в Украине. Например, представители ЦВЗ «Манеж» отметили тогда, что музеи и галереи активизируют связи с Востоком и арабским миром, а также странами Африки.

Выставок искусства из «недружественных» стран стало меньше. Мы посчитали

«Бумага» проверила, как изменилась выставочная повестка петербургских музеев в 2020-2023 годы. Для сравнения мы изучили экспозиционные программы двух площадок, которые чаще всего устраивают выставки зарубежного искусства: «Эрмитажа» и «Эрарты».

Мы выбрали выставки, так или иначе связанные с искусством других государств, а затем разделили эти проекты на две категории: с работами из стран, признанных Россией «недружественными», и с произведениями из остального мира.

Какие нюансы учитывались? ↓

Мы не учитывали проекты художников из Беларуси, экспозиции в филиалах Эрмитажа, а также некоторые малые выставки этого музея, открытые после завершения реставрации тех или иных работ, — например, проект «Маринус ван Роймерсвале. “Сборщики податей”. К завершению реставрации».

Выставки зарубежного искусства из российских собраний были включены в подсчет, в отличие от экспозиций, точную принадлежность которых установить невозможно, — например, выставки ассирийских древностей из коллекции Британского музея.

Кроме того, мы объединили несколько проектов, посвященных одной и той же теме.

А также объединили разные тематические экспозиции, открытые в одно время. Например, работы китайского художника Чжана Хуаня выставялись и в Зимнем дворце, и во дворе Эрмитажа. Но мы посчитали эти экспозиции в качестве одного арт-проекта.

Сравнение показало, что выставок с зарубежным искусством в Петербурге стало меньше. Если в 2021 году Эрмитаж и «Эрарта» провели по 14 таких проектов, то уже в 2022-м их число упало до семи и шести экспозиций соответственно.

Число экспозиций с искусством из нейтральных стран остается относительно стабильным. В первые семь месяцев 2023 года Эрмитаж показал посетителям археологический артефакт из местности Хирбет Кейафа под Иерусалимом, а также фотографии молодых авторов из Сербии, Армении, Казахстана и других стран. А в «Эрарте» в июне открыли выставку чилийского фотографа Фелипе Лавина.

Кроме того, в Петербурге стали реже показывать работы известных зарубежных авторов. До войны городские музеи показывали произведения Хельмута Ньютона, Сесила Битона, Чжаня Хуаня, Марка Пауэра, фотографов Magnum и Ли Бул. В последние полтора года музеи и галереи сосредоточились на российском искусстве.

Петербургская арт-жизнь схлопывается и замыкается на отечественном искусстве

Вот 11 выставок, иллюстрирующих тренд

Африканское искусство может быть интересной темой для выставок, считают специалисты. Но не факт, что на него пойдут зрители

Искусствовед и соосновательница Bigcity.art Наталья Карасева рассказала «Бумаге», что вне политического контекста тема Африки в изобразительном искусстве может быть интересна. Она отметила, что африканские маски вдохновляли Амедео Модильяни и художников-сюрреалистов. А в творчестве Пабло Пикассо искусствоведы даже выделяют «африканский» период — ту часть его жизни, когда художник находился под влиянием древнего африканского искусства после посещения этнографической выставки.

Наталья Карасева
соосновательница Bigcity.art

— Есть вероятность, что музеи, обладающие коллекциями авангарда начала XX века, возьмут эту тему в качестве отправной точки для выставок. Другое дело, что сейчас тему Африки и ее влияния на европейской искусство невозможно показывать в лоб: вот африканские художники — а вот европейцы. Новая этика требует более глубокого и осмысленного исследования темы со всей ее колониальной сложностью. Полагаю, этого в музеях мы не увидим.

Куратор выставки «Перевернутое сафари» Алессандро Романини также считает, что восприятие африканского искусства в качестве этнографического или антропологического материала лишь укрепляет стереотипы об Африке. Именно поэтому создатели проекта в ЦВЗ «Манеж» предоставили современным африканским художникам свободу самопрезентации, добавил он.

Вместе с тем, соосновательница Bigcity.art Лиза Зиновьева сомневается, что выставки искусства из Африки, Китая или других нейтральных государств станут повсеместным трендом.

Лиза Зиновьева
соосновательница Bigcity.art

— На них вряд ли пойдет массовый зритель. Культура этих стран всегда была гораздо меньше представлена в России, чем культура стран Европы и Северной Америки. Не думаю, честно говоря, что зритель готов погружаться в историю, скажем, Турции и знакомиться с художниками этой страны.

Фото на обложке: ЦВЗ «Манеж»

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.