Во дворе Новой сцены Александринского театра открыли памятник Всеволоду Мейерхольду — советскому режиссеру, основателю актерской системы, именуемой «биомеханикой», которого расстреляли в 1940 году по обвинению в контрреволюционной деятельности.
«Бумага» рассказывает историю режиссера и создания памятника.
Памятник открыли во дворе Новой сцены Александринского театра
Летом 2022 года Новая сцена Александринского театра получила имя режиссера и реформатора театральной сцены Всеволода Мейерхольда. Это произошло по инициативе художественного руководителя театра Валерия Фокина. Мейерхольд работал с Императорской сценой театра с 1907 по 1917 год и поставил за это время около 20 спектаклей, среди которых «Дон Жуан» и «Маскарад».
К десятилетию Новой сцены там с 12 по 14 мая пройдет фестиваль «Новая Х», который начинается с торжественного открытия памятника Мейерхольду во дворе театра.
Во время фестиваля на Новой сцене пройдет концерт группы Jane Air в сопровождении струнного оркестра, премьера спектакля-инсталляции от режиссера Кирилла Люкевича и аудиовизуальный концерт эмбиентной, электронной и экспериментальной музыки Noiseroom от музыкального лейбла «Симфоническая тишина внутри».
Кроме этого, зрителей ждет перформативная часть со свободным входом и видеопоказ спектаклей, которые в разное время шли на Новой сцене.
Памятник Всеволоду Мейерхольду создали по портрету 1916 года
Памятник Мейерхольду создал скульптор Алексей Архипов по портрету режиссера, написанному Борисом Григорьевым, рассказали «Бумаге» в пресс-службе Новой сцены Александринского театра.
Портрет режиссера был написан в 1916 году и сейчас выставлен в корпусе Бенуа Русского музея в зале неоклассицизма. Мейерхольд изображен в полный рост в изломанной позе с поднятыми руками. Рядом с ним — фигура охотника с луком в руках. Это одна из наиболее известных работ Бориса Григорьева.
Художественный руководитель театра Валерий Фокин объяснял задумку скульптуры так: «Он [Мейерхольд] как бы будет идти от Новой сцены к основной».
Создатель скульптуры Алексей Архипов известен в Петербурге прежде всего воссозданием пятиметровой скульптуры зингеровского орла на фасаде Дома книги на Невском проспекте, которая была утрачена в 30-е годы ХХ века.
Мейерхольда расстреляли по делу о «контрреволюционной деятельности»
Мейерхольд — одна из самых известных жертв сталинского террора в мире искусства. Несмотря на большой авторитет и ключевую роль в советских преобразованиях, он погиб после пыток в застенках.
Режиссер начинал как постановщик спектаклей в 1902 году, после четырех лет работы в труппе Художественного общедоступного театра Константина Станиславского. Мейерхольд поставил за три года более 200 спектаклей, после чего его пригласили работать в Императорский театр в Петербурге.
После октябрьской революции 1917 года Всеволод Мейерхольд начал вводить программу реформирования театра под названием «Театральный Октябрь». Театроведка Анастасия Ким называет ее ключевой в формировании авангарда в театре. Она отмечает, что Мейерхольд призывал к новаторству в сценических решениях, в актерской технике, в мобильности действия и подключении нового арсенала выразительных средств из кино и цирка.
Мейерхольд успешно работал в Советском Союзе до 1934 года — в том году Иосиф Сталин посмотрел спектакль «Дама с камелиями», где главную роль играла жена режиссера Зинаида Райх, и подверг постановку критике, а Мейерхольда начали обвинять в эстетстве. В 1938-м театр имени Всеволода Мейерхольда закрыли приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме.
В 1939 году Всеволода Мейерхольда арестовали. Зинаиду Райх через несколько дней после этого убили неизвестные. После трех недель пыток и допросов режиссера признали виновным в контрреволюционной деятельности и вскоре расстреляли.
«Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого). Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью… Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам… боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…»
В 1955 году Мейерхольда посмертно реабилитировали.
Что еще почитать:
- Почему преследование Беркович и Петрийчук за спектакль — новый виток репрессий? Кто написал донос, при чем здесь травля в фейсбуке и что еще известно о деле.
- МДТ «опечатан». Что происходит вокруг театра и при чем здесь донос на актера Данилу Козловского.