Петербургские художники находят способы донести послания до аудитории даже в условиях жесткой цензуры. Они устраивают подпольные квартирные выставки, «маленькие пикеты» на городских улицах, выставки и перформансы в лесу. Всё это похоже на советскую традицию партизанского искусства и акционизма, из которой вышли мировые звезды постсоветского концептуализма.
«Бумага» рассказывает, когда в стране набрали популярность уличные показы картин, как изменилось партизанское искусство за последние десятилетия и чем сегодняшние акционисты похожи на организаторов знаменитой «Бульдозерной» выставки.
Уличные выставки известны с 1960-х годов. Один из первых таких проектов назвали «советским Вудстоком»
История партизанских уличных выставок в России берет начало в неофициальном искусстве 1960-1970-х годов. Преследуя идею сцепления искусства и идеологии, власти вытесняли неугодных авторов из публичной художественной жизни.
В 1962 году Никита Хрущев устроил разнос выставки «30 лет МОСХ» в московском Манеже. Первый секретарь хотел исключить всех ее участников из КПСС и Союза художников, хотя почти никто из авторов там не состоял. Реакцией на политическую цензуру в СССР стало образование художественного «подполья». Теперь самое авангардное искусство выставлялось на квартирных выставках и в салонах.
В 70-е годы начался период открытого противостояния искусства и власти. Яркими представителями художественного андеграунда были члены Лианозовской школы, которые собирались и устраивали выставки в бараке в районе Лианозово. Лидер группы Оскар Рабин стал организатором одной из самых известных партизанских уличных выставок в истории отечественного искусства, которая позже получила название «Бульдозерной». 15 сентября 1974 года художники устроили на Беляевском пустыре в Москве показ картин. Власти смяли вернисаж, разогнали людей милицией и закатали экспозицию бульдозерами.
Такое подавление художественного высказывания вызвало международный скандал, и советская власть пошла на уступки. Уже через две недели авторам разрешили провести официальную выставку с расширенным составом участников в Измайловском лесопарке.
На этот раз милиция терпимо относилась к художникам и посетителям: никто из присутствующих не был задержан. Выставка продолжалась несколько часов и благодаря прекрасной погоде переросла в большой пикник. Западные журналисты дали событию прозвище «советский Вудсток».
Советские неофициальные художники продолжили эту традицию, а одна из арт-групп выпустила 14 томов документации своей деятельности
Однако победа андеграунда на «Бульдозерной выставке» не была безоговорочной. Неофициальное искусство продолжало отстаивать свое существование на выставке в павильоне «Пчеловодство» (февраль 1975 года), «Предварительных квартирных просмотрах к Всесоюзной выставке» (весна 1975-го) и выставке в павильоне «Дом культуры» ВДНХ (сентябрь 1975-го).
Экспозиции были санкционированы, но власти все равно создали для художников ряд организационных проблем. Например, к участию в выставке в «Доме культуры» были допущены только те авторы, у кого была московская прописка. Кроме того, художникам создали невыносимые условия для работы: во время монтажа выставки температура воздуха в павильоне доходила до +40 градусов. 38 произведений были запрещены цензурной комиссией (сколько всего работ было выставлено, неизвестно, но всего участвовали 145 авторов).
После скандалов, связанных с выступлениями «неофициальных» художников, власти начали проводить политику по легализации альтернативного искусства. В мае 1976 года была учреждена секция живописи при Горкоме графиков: ее главной задачей стал контроль идеологически опасного «подполья».
Нужно учесть, что далеко не о всех партизанских выставках советского времени информация дошла до наших дней. Многие прошли, не оставив следов в газетах и других документах.
В этом направлении большую работу проделала группа «Коллективные действия» под предводительством Андрея Монастырского. Художники составили 14 томов документации «Поездок за город» — акций, где в контексте определенного ландшафта происходили различные события: инсталляции, перформансы, минималистические вмешательства в природу.Выйдя на улицы, художники продемонстрировали, что искусство может быть связано с пространством вне галерей и музеев. Другой важной чертой представлений было включение зрителя в контекст произведения: его участие и реакция становились составляющей концептуального действия. Организация акций подталкивала зрителей акцентировать внимание на процессах ожидания и осмысления происходящего. То есть само зрелище было поводом для размышления, высказыванием для открытия диалога.
Например, в 1976 году художники просто повесили на холме между деревьями красное полотнище с надписью: «Я НИ НА ЧТО НЕ ЖАЛУЮСЬ И МНЕ ВСЁ НРАВИТСЯ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО Я ЗДЕСЬ НИКОГДА НЕ БЫЛ И НЕ ЗНАЮ НИЧЕГО ОБ ЭТИХ МЕСТАХ».
Партизанские выставки устраивают и сегодня: многие такие экспозиции посвящены политзаключенным
Партизанские выставки и акции как правило связаны с политической повесткой, поэтому за их организацию можно получить довольно суровое — даже по российским меркам — наказание.
Тем не менее, активность в этом поле есть. Например, 5 августа 2023 года петербургские активисты в День памяти жертв Сандармоха — урочища в лесах Карелии, где расстреливали жертв Большого террора, — устроили выставку под открытым небом на Сестрорецкой экотропе. Тогда 50 работ провисели на открытом воздухе рекордный срок — почти целые сутки.
Кроме того, этой зимой в лесах под Петербургом вывесили несколько плакатов: например, 10 декабря — в День прав человека — там появилась работа «Я инакомыслю, следовательно, я существую». А в январе за городом выставили инсталляцию с цитатой из песни Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик».
В 2022 году в Петербурге проходил Международный партизанский фестиваль уличного искусства «Карт-бланш». Помимо уличных работ, большое внимание привлекла выставка в декорациях заброшенного Дворца культуры моряков на Виндавской улице, где свои работы показали более 20 художников, в том числе — Владимир Абих, Максим Има и Слава ПТРК.Той же осенью в Петербурге проходила «подпольная» выставка «Связь времен», посвященная политзаключенным прошлого и настоящего, в том числе — жертвам Большого террора и фигурантам дела «Сети». Некоторые работы выполнили сами политзеки из подручных средств, находясь в СИЗО и колониях.
«Идеалист, который берет ответственность за глобальные процессы» 📚
История Виктора Филинкова — фигуранта дела «Сети», не признавшего вину и получившего самый большой срок
Современные уличные выставки продолжают советскую традицию. Но реакция государства на них ужесточилась
Современные партизанские экспозиции во многом продолжают советскую и постсоветскую традиции. Уже «Бульдозерную выставку» сложно назвать только художественным событием — оно также было политическим. Это вызов репрессивному режиму, «первый и самый значительный коллективный перформанс», как писал искусствовед Евгений Барабанов.
Подобные выставки после 2022 года также преследуют не только эстетические, но и политические цели. Хотя в советские и постсоветские годы «неофициальные» выставки, пусть и с определенными ограничениями, могли быть легитимизированы. После 2022 года государство даже не пытается идти на компромисс с художниками.
Более того, репрессии в адрес авторов с альтернативным мнением вышли на новый уровень. В 1991 году московский акционист Анатолий Осмоловский и его группа «Э.Т.И.» выложили из тел на Красной площади красноречивое слово из трех букв, обозначающее фаллос. После акции художника задержали и хотели вменить уголовную статью за «злостное хулиганство». Однако скоро благодаря ходатайствам коллег и общества «Мемориал» Осмоловского отпустили.
Сейчас для оправдания художников ходатайств и заявлений не хватает. Саше Скочиленко назначили семь лет колонии по делу о «фейках» про российскую армию. Девушка заменила ценники в магазинах «Перекресток» на антивоенные листовки.
Фото на обложке: читатели «Бумаги»
Что еще почитать:
- «Технические причины» и «безымянные» афиши. Каких спектаклей лишились петербургские театры за два года войны.
- Какие выставки открыли в Петербурге на этой неделе? 5 экспозиций: от эротики Дали до работ современного испанского фотографа.
- «Три товарища», концерт Майданова, «подвиги участников СВО». Что представили 24 февраля культурные площадки Петербурга.