18 мая 2022

В «Манеже» пройдет арт-ярмарка в рамках ПМЭФ. О событии известно мало, но его уже критикуют в сообществе

Частью Петербургского международного экономического форума в этом году должна стать арт-ярмарка «1703». Ее ПАО «Газпром» проведет в «Манеже» с 15 по 19 июня.

Подробной программы события пока нет. Но сразу после анонса проект вызвал критику в петербургском художественном сообществе: его назвали неуместным, а художников призвали отказаться от участия.

Бумага» рассказывает, что известно о ярмарке и какие оценки дают ей арт-критики, галеристы и кураторы.

Ярмарка в «Манеже» должна стать частью ПМЭФ в июне

О планах по запуску новой петербургской арт-ярмарки стало известно в конце апреля — телеграм-канал ArtFragment сообщил, что событие проведут с 15 по 19 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), а его организатором станет ПАО «Газпром». Ярмарку назвали «1703», площадкой для ее проведения выбрали ЦВЗ «Манеж».

В распоряжении «Бумаги» есть версия презентации, которую тогда направили петербургским галеристам. В этом материале говорится, что отсылка к году основания Петербурга в названии ярмарки должна «отразить философию продолжения визионерских традиций Петра I». Главная задача мероприятия — поддержка российских современных художников и галерей, следует из документа.

Для организации арт-ярмарки задействуют все площади выставочного зала, говорится в презентации. Экспозиционная площадь составит около 2,5 тысячи квадратных метров, а участникам предложат стенды площадью в 20 и 40 квадратных метров. Кроме того, на первом этаже планируют открыть книжный магазин, бар, кураторскую галерею и секцию цифрового искусства, а на втором — лекторий от школы Masters.

Скриншот из презентации ярмарки

Изначально ожидалось, что в событии примут участие 30 галерей. На 15 июня запланировали «VIP-день» с закрытыми показами для коллекционеров и участников ПМЭФ, а с 16 до 19 июня посетить ярмарку сможет «широкая публика». В экспертный совет проекта должны войти вице-губернатор Борис Пиотровский, петербургская галеристка Марина Гисич, основательница «Винзавода» Софья Троценко и другие.

На сайте ПМЭФ пока нет информации о ярмарке, но в городе уже появились стенды с рекламой события. Один из них расположен на углу шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта, ссылка в объявлении ведет на официальный сайт мероприятия. Там говорится, что подробности о проекте вскоре будут опубликованы.

«Бумага» запросила информацию у организаторов «1703» на прошлой неделе, они не ответили на наши вопросы.

Рекламный стенд. Фото: читатель «Бумаги»

Некоторые представители арт-сообщества выступили с критикой инициативы

Первым на сообщения о ярмарке отреагировал независимый арт-критик Павел Герасименко, статьи которого публиковались в The Art Newspaper Russia, «Коммерсанте», Republiс и других изданиях. В своем блоге на сервисе Patreon Герасименко призвал художников, галеристов и кураторов отказаться от участия в событии. По его мнению, ярмарка будет идеологически поддерживать военные действия в Украине: «Нужно продемонстрировать активность культурной жизни, создать впечатление нормальности и отвлечь внимание от войны».

Павел Герасименко
арт-критик (цитата по посту в Patreon)

— Согласие на участие в арт-ярмарке «1703» — это одобрение всей ситуации после 24 февраля, в которой не только военные действия, но и цензура, списки «иноагентов», закрытие изданий, уголовные преследования художников и активистов в диапазоне от Кирилла Кто до Саши Скочиленко. Это декоративное оформление режима, который — стоит повторить еще раз — под вывеской борьбы с несуществующими угрозами ведет человеконенавистническую политику.

По поводу анонсированной ярмарки высказалась также Александра Генералова, арт-критик, куратор и соосновательница пространства «Стыд», закрытого после начала военных действий в Украине. В своем фейсбуке она обратила внимание на то, что практически все структуры в современной России так или иначе связаны с государством.

Александра Генералова
арт-критик (цитата по посту в фейсбуке)

— Лично для меня нет разницы: продают галереи «по-тихому» арт-искусство менеджеру «Газпрома» или делают это с размахом в рамках ПМЭФ. Мне-то в целом кажется, что какая-то активная арт-жизнь по прежним рельсам в столицах с открытиями и «смертельными брызгами шампанского» выглядит немного ну это…странненько. Но мне и раньше так казалось.

Опрошенные «Бумагой» галеристы и кураторы разошлись в оценках ярмарки

Представители ЦВЗ «Манеж» комментировать ярмарку и дискуссию вокруг нее не стали. В Marina Gisich Gallery рассказали «Бумаге», что работу по организации арт-ярмарки начали в сентябре 2021 года, и галерея приняла участие в формировании концепции проекта. «Ярмарка была давней мечтой для нас и наших коллег, мы много лет искали возможности для ее реализации, и поэтому, конечно же, не собирались оставаться в стороне», — отметили представители культурного учреждения. По их словам, на первом этаже «Манежа» представят кураторский проект галереи To be with art с работами из коллекций Марины Гисич и игроков футбольного клуба «Зенит».

Марина Гисич
галеристка, основательница Marina Gisich Gallery

— На стенде галереи мы покажем трех художников, каждый из которых известен своей последовательной приверженностью черно-белой гамме. <…> Собранные вместе, эти вещи отражают нарастающую поляризацию современного мира, дихотомическое мышление, всё глубже проникающее в нашу повседневную жизнь. Расцветающая сегодня культура отмены, призывы делить всех и вся на своих и чужих кажутся нам опасными и деструктивными тенденциями. Настоящее искусство остается актуальным всегда, для него не бывает неподходящего времени. А его основная функция — созидание — как раз то, что нам всем сейчас нужно.

Соосновательница Myth Gallery Ольга Профатило сообщила «Бумаге», что галерея отказалась от участия в ярмарке — в первую очередь из-за изменения политических и экономических обстоятельств в последние месяцы. «Участие в ярмарке кажется нам невозможным потому, что это прежде всего фестиваль и праздник искусства, а о каком масштабном празднике актуального искусства сейчас может идти речь?» — пояснила она.

Ольга Профатило
соосновательница и арт-директор Myth Gallery

— Нам было важно учитывать не только свои мысли об участии в проекте, но и позиции наших художников. Ведь именно они — те, в кого мы верим и с кем работаем. Мы не участвуем в ярмарке ни в каком виде: ни в формате представления на стенде, ни в выставке коллекций. А резкая реакция профессионального сообщества, по-моему, логична. Сегодня трудно найти компромиссное мнение, повсюду — в политике, экономике, культуре — мы встречаем полярные взгляды.

Другие собеседники «Бумаги» разошлись во мнениях. Например, директор Музея стрит-арта Татьяна Пинчук отметила, что для нее мир [после начала военных действий в Украине] «стал черно-белым»: «Никаких полутонов не может быть, когда бомбят ни в чем неповинных безоружных людей».

Татьяна Пинчук
директор Музея стрит-арта

— В данной ситуации сотрудничать со спонсорами войны — это публичное согласие, повиновение и принятие тех правил, которые установили фашисты. Арт-профессионалы, которые будут участвовать в этом мероприятии, — Газмановы-Киселевы от мира современного искусства.

По мнению куратора ярмарки SAM Fair Лизаветы Матвеевой, сегодня российское художественное сообщество «занимается собственным разобщением изнутри». Она сообщила «Бумаге», что считает взаимные упреки участников арт-рынка «последним, чем нужно заниматься сегодня».

Лизавета Матвеева
независимый куратор, куратор ярмарки SAM Fair

— Нам всем сегодня приходится ежедневно делать сложный выбор и ставить перед собой этические вопросы. На мой взгляд, если ты переживаешь за судьбу кого-то конкретного и видишь для этого человека профессиональные и этические риски, которые по какой-то причине ему неочевидны, то лучше позвонить и поговорить с ним лично и напрямую, обсудить, объяснить свою позицию. Все-таки публичное тыканье пальцем не самый действенный способ взывать к лучшему в людях. А что касается самого проекта в целом, то большая ярмарка — это праздничный, фестивальный формат, а настроение сейчас совсем не праздничное.

В программу ПМЭФ войдут и другие развлекательные мероприятия

Международный экономический форум в Петербурге продлится с 15 по 18 июня, в нем примут участие более 500 российских компаний, а также представители 69 стран, говорят организаторы. Среди этих государств называли Великобританию, Францию, США и даже Украину. Кто именно будет представлять эти страны, не уточняется.

Из «архитектуры программы» ПМЭФ-2022 следует, что участники форума обсудят сотрудничество стран БРИКС, регулирование криптовалют, «дедолларизацию», fake news и «поворот на Восток 3.0». Арт-ярмарка станет не единственным развлекательным мероприятием: в рамках форума запланированы, например, бизнес-завтраки и спортивная неделя с забегом по центру города и турниром по боксу.

Этим летом билет на ПМЭФ обойдется в 960 тысяч рублей. Это куда дороже, чем в предыдущие годы: в прошлом году, для сравнения, попасть на ПМЭФ можно было за 840 тысяч, а в 2019-м, до пандемии, — за 350. «Бумаге» рассказывала, сколько денег петербургские власти потратят на организацию форума.

Фото на обложке: Петр Ковалев, ТАСС

Спасите «Бумагу» прямо сейчас 💚

Нам нужны деньги, чтобы продолжить работу

поддержать «Бумагу»

Что еще почитать:

Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Петербургские музеи и выставки
4 петербургские выставки современного искусства. Спросили у их авторов, каким может быть искусство в кризисные времена
Петербургская художница провела в Сортавале трехдневную выставку об исчезающем карельском языке. Она рассказала нам о проекте
После 24 февраля художник Родион Китаев создал «черную» серию картин. Посмотрите, как выглядят его работы с выставки в 3120 Gallery
«В 5 лет меня пугали домовым, в 35 — участковым». Посмотрите на работу Максима Имы в «Третьем месте»
Куда сходить бесплатно в Петербурге в Международный день музеев? Список
Свободу Саше Скочиленко
«Нас вроде и меньшинство, но адекватные мы». Курьер, психолог и бариста с антивоенной позицией — о своем будущем в России
Как помыться из бутылки за 6 минут и погулять в помещении 2х5 метров? Саша Скочиленко — о месяце в СИЗО
Адвокат: Саша Скочиленко испытывает сильные боли в сердце и животе. Она жалуется на условия для прогулок и несоблюдение безглютеновой диеты
Адвокат: Сашу Скочиленко запирали в камере-«стакане», у нее продолжают болеть живот и сердце
«Я очень обеспокоена ее самочувствием». Адвокат Саши Скочиленко — о состоянии подзащитной в СИЗО
Военные действия России в Украине
Как работать с украинскими беженцами, если ты российский чиновник? Следить за ними и доносить в полицию за «фейки» о российской армии
«Петербургский форум зла». Шесть протестных плакатов из поселкового сквера в Ленобласти
Организаторы выставки «Мариуполь — борьба за русский мир» заявили о ее срыве, обвинив в этом местную чиновницу. Теперь в районном паблике пишут, что она «предатель»
Роспотребнадзор: в Петербурге не выявлены случаи заражения холерой. Ранее власти говорили о риске завоза заболевания
«Звук от фейерверков многих напугал». Школьников из Мариуполя пригласили на «Алые паруса» — вот их реакция
Экономический кризис — 2022
Сотрудники кейтеринга на ПМЭФ рассказали, что ресторан не заплатил им за работу. Заведение готовит иск за публикацию обвинений
«В России не производят примерно ничего». Шеф и ресторатор Антон Абрезов — о качестве российских продуктов, будущем заведений и своем отъезде
В Петербурге проходит юридический форум — без мировых экспертов и вечеринки на Рубинштейна, но с Соловьевым и выставкой о Нюрнбергском трибунале
«Там была буквально битва». «Бумага» нашла петербуржца, который нанял сотрудника IKEA для покупки мебели на закрытой распродаже. Вот его рассказ
Что для России значит «символический» дефолт? Объясняет декан факультета экономики ЕУ СПб
Давление на свободу слова
Кого полиция находит быстрее — нападавших на активистов или авторов антивоенных акций?
Что известно о нападении на Петра Иванова спустя месяц? Журналист рассказал, что расследование не движется
Известных градозащитников Петербурга выгнали из совета по сохранению культурного наследия. Вот кем их заменили
«Теперь за доступ к информации надо бороться». «Роскомсвобода» объясняет, что происходит с интернетом и как обходить ограничения
«Мой мозг не понимает много вещей, которые пропагандирует Запад». Как на ПМЮФ обсуждали ЛГБТ, аборты, семейные ценности и «внешнее влияние»
Хорошие новости
«Скучно стало, и поехал спонтанно». Житель Мурина второй месяц едет на самокате из Петербурга во Владивосток
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
Деятели искусства рекомендуют
«В Петербурге нет ни одного спектакля, где столько крутых мальчиков-артистов». Актриса МДТ Анна Завтур — о «Бесах» в Городском театре
«Верните мне мой 2007-й». Актер театра Fulcro Никита Гольдман-Кох — о любимых спектаклях в БДТ
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.