16 июня 2014

Михаил Климовский — о «Школе городских трансформаций»

В прошлом году в Университете ИТМО открылась первая магистерская программа по урбанистике — «Дизайн городских экосистем», вслед за ней вуз запускает «Школу городских трансформаций», которая объединит в себе три учебных направления. Сооснователь школы Михаил Климовский рассказал, зачем университету три направления по урбанистике, насколько это образование востребовано в России и где смогут работать выпускники.
Фото с сайта Университета ИТМО
В конце мая мы открыли набор на три магистерских программы в сфере управления развитием городских территорий в Университете ИТМО, объединенных в «Школу городских трансформаций» (UTS — Urban Transformation School). Первая программа по технологическому предпринимательству (Master of technology entrepreneurship) больше ориентируется на создание бизнес-проектов на стыке урбанистики, информационных технологий и социального предпринимательства. Вторая программа «Дизайн городских экосистем» охватывает круг вопросов в сфере городского планирования и комплексного развития территорий. Третья «Городская информатика» (Urban Informatics) посвящена изучению динамических процессов в ткани города. Это более прикладная программа, которая отличается по длительности, она составляет 60 кредитов или один год. Программа ориентирована на специалистов, которые смогут создавать сложные аналитические инструменты, различные сервисы, построенные на сборе и визуализации городских данных. Это будут урбанисты-аналитики с сильной математической подготовкой.  

Учебная программа

При составлении учебной программы мы во многом ориентировались на западных коллег: например, у них позаимствовали технологии управления проектной деятельностью и разработку методологий дизайн-исследований. Однако комплексные технологии городского развития, применимые к российским реалиям, нужно выращивать самим, поскольку это невозможно сделать в отрыве от контекста российского города. Полное копирование образовательных и проектных традиций иностранцев не работает, тому есть яркий пример, связанный с так называемой «велосипедизацией». Когда мы называем Петербург Копенгагеном — это сильное преувеличение, потому что мы далеко не Копенгаген. Да и если говорить о любой технологии, которая возникла в определенном городе, нужно понимать, что она возникла ввиду ряда обстоятельств, характерных именно для этого места в текущий отрезок времени. Везде должно быть свое решение. Вообще, мы видим свое призвание в развитии современной российской школы планирования и трансформации городов. В учебный план входит несколько модулей, среди которых можно отметить «Эволюцию города», «Экономику и политику в городских проектах», «Стратегический дизайн», «Планирование городских экосистем», «Социальное и гражданское» (развитие социальных экономик, социология города).  

Иностранные преподаватели

В ходе обучения студенты выберут одну из четырех студий, где они начнут работать над проектами под руководством западных планировщиков: Джамеля Клуша, Петра Лоренса, Станиславы Бошкович и Хосе Ассебильо, Эдуарда Моро и Маркуса Аппецеллера. Вся программа построена по модульному принципу, то есть одна или две недели — глубокие интенсивы: теория, воркшопы, дизайн-трипы в страны-партнеры с изучением конкретных проектов трансформации городских территорий, далее самостоятельная работа и вновь повторение интенсива. Выбор кураторов был связан с наличием у них личного опыта работы в России. Например, Маркус Аппецеллер участвовал в разработке мастер-плана Перми; Станислава Бошкович занималась концепцией Универсиады в Казани; Эдуард Моро совместно со «Стрелкой» занимался развитием парка Горького. Каждый человек связан с Россией, это важно, потому что они понимают российские реалии — вопросы бюрократии, законы, бизнес-процессы, технологии лоббизма и другие нюансы.  

«Дизайн городских экосистем»

Отдельное внимание стоит уделить международной магистратуре «Дизайн городских экосистем» (DUE — Design of urban ecosystems), которая была запущена еще в прошлом году. Учебный план на 2014–2016 годы разработан совместно с европейскими школами городского планирования из Нидерландов, Финляндии и Польши. Слушатели программы за два года посетят пять университетов: TU Eindhoven, Aalto University, Fontys (University of Applied Sciences), Amsterdam University, Gdansk University of Technology; студенты из этих университетов, в свою очередь, побывают в ИТМО. Что касается отбора студентов, то мы стараемся соблюсти баланс: около 50 % людей должны обладать проектным мышлением. Остальные же могут быть специалистами любого профиля — экономистами, социологами, эконом-географами, антропологами и другими, кто связан с городским хозяйством или планированием. Остальные же могут быть специалистами любого профиля — экономистами, социологами, эконом-географами, антропологами и другими, кто связан с городским хозяйством или планированием. Программа больше ориентирована на людей, которые способны работать в командном режиме и могут участвовать в комплексных проектах городского развития. Если раньше на рынке в сфере управления развитием территорий было больше градостроителей и эконом-географов (в большей степени регионалистов), то сейчас появляется новая ниша, связанная с городской тематикой. Во многом ее появлению способствовали московские проекты, такие как «Стрелка», Высшая школа урбанистики, Академия народного хозяйства. Подобный специалист может также проявить себя в работе с некоммерческими организациями, хотя такое направление сейчас слабо развивается, но это лишь вопрос времени.  

«Городская информатика»

Приоритет будет отдаваться тем, кто обладает хорошими знаниями в математике, программировании, либо людям с аналитическим типом мышления. При отборе абитуриентов мы смотрим не только на фактическое наличие портфолио, а на то, как человек мыслит и решает задачи. Программа готовит людей, которые затем могут пойти в IT-компании. Это могут быть как крупные компании, так и более маленькие, которые ориентированы на городскую тематику. Если говорить в целом обо всех трех направлениях, то выпускники также могут идти работать в госаппарат. Например, в Москве запрос на таких специалистов сейчас формируется. Например, в московском департаменте по культуре, которым руководит Сергей Капков и его заместитель Елена Зеленцева, есть подведомственное учреждение — департамент развития территорий средствами культуры. Очевидно, что такому пока не учат.  

«Технологическое предпринимательство»

Программа «Технологическое предпринимательство» (MTE), которая существует в Университете ИТМО с 2010 года, преобразовалась и получила новый виток развития. В ближайшей перспективе ее выпускники должны стать людьми, которые будут создавать новые бизнес-проекты. Как отмечает директор бизнес-инкубатора QD и сооснователь «Школы городских трансформаций» Марина Сухорукова, сейчас к нам приходят люди с прорывными идеями и креативным мышлением, нацеленные на создание стартапов в сфере повышения качества городской среды обитания и социальных сервисов. По ее верному замечанию, инкубатор QD становится экспериментальной площадкой, на базе которой осуществляются перспективные проекты.

С 20 июня по 15 июля абитуриенты могут зарегистрироваться в информационной системе приемной комиссии. С 20 мая по 10 июля будет проходить прием портфолио. 27 июня и 15 июля — дни собеседований. Первое собеседование на программу «Дизайн городских экосистем» пройдет 27 июня в 11:00. Всем желающим пройти собеседование в этот день необходимо записаться заранее по почте: dueschool@gmail.com

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.