С 4 июля Тучков мост снова закроют на двухлетнюю реконструкцию, которая закончится накануне чемпионата мира по футболу в 2018 году. «Бумага» попросила урбанистов рассказать, как это изменит транспортную жизнь Петербурга и предложить решение, которое подойдет жителям города.
Реконструкция началась 7 июня и сразу вызвала транспортный коллапс на всех прилегающих к мосту территориях. Оказалось, что подрядчик разместил в городе недостаточно информационных щитов и не нанес всю необходимую разметку, за что был оштрафован. Спустя неделю, когда водители уже начали привыкать к объездным маршрутам, Смольный решил приостановить реконструкцию и открыть движение по Тучкову до начала июля из-за проведения праздника «Алые паруса» и закрытия Троицкого моста для его подготовки.
Что делать автомобилистам
После праздников Троицкий мост снова открыли, спустя две недели реконструкция Тучкова возобновилась. Как и в июне, его закрыли не полностью: односторонним стало движение к мосту по набережной Макарова от Среднего проспекта, трамвайное движение по проспекту Добролюбова закрыли, чтобы разгрузить поток к Биржевому мосту и сделать дополнительную, четвертую, полосу для автомобилей.
Что произошло с транспортом
Изменились маршруты общественного транспорта, был запущен временный автобусный маршрут, идущий от Наличной улицы до Финляндского вокзала. Такая схема движения сохранится до 30 ноября 2016 года.
Специалисты по транспортной инфраструктуре рассказывают о том, существуют ли альтернативы решениям властей и как действовать дальше, чтобы избежать ущерба для горожан.
Арсений Афиногенов
транспортный аналитик петербургского филиала «Городских проектов Варламова и Каца»
— Еще не поздно, например, сделать выделенную полосу для трамваев на Среднем проспекте и 1-й/Кадетской линиях. Или организовать выделенку на Дворцовом мосту и Университетской набережной для троллейбусов и автобусов. Если бы горожане понимали, что они могут быстро выехать с острова, используя не только перегруженную зеленую линию метро, но и многочисленные маршруты наземного транспорта на выделенных полосах, то желающих оказаться в душной пробке в личном автомобиле было бы гораздо меньше.
Но пока чиновники будут делать всё ради автомобильного меньшинства в ущерб остальному большинству, проблемы пробок и таких экстремальных ситуаций, как с Тучковым мостом, никуда не денутся.
Дмитрий Баранов
эксперт по транспорту движения «Красивый Петербург»
— Движение «Красивый Петербург» разработало и отправило в комитет по развитию транспортной инфраструктуры предложение. Мы просили сохранить движения трамваев по проспекту Добролюбова с оборотом на Тучковой дамбе (участок Большого проспект П. С. перед Тучковым мостом — прим. «Бумаги»), чтобы осталась возможность пересадки с трамвая на метро. Кроме того, это позволило бы также легче добираться до Васильевского острова пользователям трамвайного маршрута № 6. После закрытия моста для трамваев транспорт по этому маршруту ходит только на Васильевском острове. А с 14 июня — частично на Петроградской стороне, но только до проспекта Добролюбова. До метро «Спортивная» транспорт не доходит.
Очень хорошо, что власти сумели сохранить движение трамваев на Васильевском острове, вернуть к жизни бывший Трамвайный парк № 2, снабдить трамвайный маршрут новыми вагонами и обеспечить связь острова со станциями метро. Но вот наземная связь Василеостровского района с другими оставляет желать лучшего. Маршрут № 6 выполнял важную функцию, поскольку связывал сразу три района и четыре станции метро. Теперь он разорван, взамен него пустили автобус № 6А, но его маршрут проходит так, что пользоваться им почти невозможно: он сильно петляет по городу и часто стоит в пробках.
Большинство транспортных проблем в городе уже давно так или иначе связаны с личным автотранспортом. И сейчас его стало так много, что это очень затрудняет работу общественного транспорта. Что, в свою очередь, еще больше вынуждает людей пользоваться автомобилями. Получается замкнутый круг, который снижает эффективность всей транспортной системы.
Честно говоря, я вообще не понял решения открыть мост на две недели. Если мост аварийный, его нельзя эксплуатировать. Чем больше изменений происходит, тем больше заторов, тем сложнее людям добираться. Открытие на две недели не улучшит работу общественного транспорта и только внесет сумятицу. Если есть возможность на две недели отложить работы, значит, не нужно было его закрывать пока.
Судя по таким непоследовательным решениям, какое-либо планирование у власти полностью отсутствует. Всё делается спонтанно. Это не просто плохо, это опасно. Пока нет планирования, такие ситуации будут повторяться и дальше, что будет приводить к резким кризисным явлениям, грозящим ростом социальной напряженности.