Около двадцати обанкротившихся компаний, тысячи пострадавших туристов и миллионы потраченных денег — крушение крупных российских туроператоров вскоре может привести не только к изменению законодательства в сфере туризма, но и реорганизации всего бизнеса.
Чем выгодно банкротство туроператоров, как падал спрос на туристические услуги и что ждет турбизнес, после того как часть компаний уйдет с рынка, — рассказывают представители турагентства, визовой компании и авиалиний.
Фото: Michał Sacharewicz via Compfight cc
Турагентства
Сильнее всего банкротства турфирм могут сказаться на их прямых партнерах — туристических агентствах, работающих посредниками между операторами и клиентами. Как говорят в Российском союзе туриндустрии по СЗФО, многие агентства уже стали обращаться в РСТ по поводу возникших трудностей, поэтому не исключено, что некоторым из них придется покинуть турбизнес.
Владелец «Турагентства» Валерий Коляда рассказывает, что фирма сотрудничала со всеми приостановившими деятельность операторами. Однако всего у «Турагентства» было больше ста партнеров, а количество продаж не так велико, поэтому кризис турбизнеса не обернулся катастрофичными последствиями для организации. Тем не менее спрос на путевки снизился, прежде всего из-за опасений туристов.
На работе агентств, говорит Коляда, скажется не столько банкротство партнеров, сколько общее снижение спроса. Путевки по массовым направлениям вроде Турции или Греции по-прежнему предлагает большое количество операторов, а значит, агентство может подобрать клиенту тур в то же место, но от другой фирмы. Однако, потеряв слишком много клиентов, крупные агентства с большим штатом сотрудников и офисов могут просто не просуществовать длительное время, пока спрос не возрастет опять.
— Если у агентств была какая-то капитализация, то они могут протянуть 3–6 месяцев. Если не было, то начнутся увольнения, закрытия офисов. Мы работали исключительно в онлайне, поэтому у нас таких проблем нет. Я уверен, если хотя бы месяц пройдет без банкротств операторов, то спрос начнет расти. Когда были военные действия в Каире, спрос упал, но когда все затихло, люди опять поехали в Египет, — но это война.
В этом году с проблемами столкнулись не только компании, занимающиеся выездным туризмом, но и специализирующиеся на внутреннем. Количество путешествий по России уменьшилось на 40–50 %, объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, если до событий этого лета, по приблизительным подсчетам, в России было порядка 20 тысяч турагентств, то после нового года в АТОР ожидают сокращение их количества на 35 %.
Визовые компании
Снижение спроса почувствовали не только агентства, но и компании, занимающиеся оформлением виз. Как объясняет директор организации «Самовиза» Елена Красавина, крупные операторы обычно занимаются документами сами, однако некоторые турагентства, чтобы ускорить процесс оформления виз, обращаются в профильные компании.— Туроператоры, как правило, берут более длительный срок на оформление визы, а мы работаем оперативнее, поэтому региональные турагентства иногда тоже пользуются нашими услугами. Из наших пока никто не умер — все работают. Хотя на компаниях, которые работали на кого-то из погоревших турфирм, это, конечно, сильно сказалось.
Однако, по словам Красавиной, на фоне коллапса в туристическом бизнесе стало меньше и частных клиентов, путешествующих самостоятельно. При этом количество заказов снизилось и от клиентов, собирающихся в отпуск, и от тех, кто оформляет визу для командировок, говорит директор организации.
В то же время, отмечает Красавина, серьезных последствий для бизнеса в компании не видят, так как спрос на визы от «самостоятельных» путешественников, по ее словам, продолжает расти.
Авиаперевозчики
Приостановка деятельности туроператоров неизбежно повлияет и на деятельность авиакомпаний. От кризиса турфирм пострадали, например, «Оренбургские авиалинии»: в частности, закрывшийся оператор «Идеал-тур» задолжал авиакомпании около полутора миллиардов рублей. Теперь «Оренбургские авиалинии» также намерены судиться с «Пегас туристик», чья задолженность составляет более 460 миллионов. В то же время, как считает глава транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин, кризис туроператоров не сильно ударит по авиакомпаниям. По его словам, пока можно говорить только о серьезных последствиях для «Оренбургских авиалиний», а также «ЮТэйр», которым «Южный крест» задолжал 400 миллионов.Накануне, по информации газеты «Коммерсант», авиакомпании «Трансаэро» и «ЮТэйр» также обратились к государству за финансовой поддержкой на фоне спада международных авиаперевозок. В то же время ранее «Бумаге» сообщили в «Трансаэро», что из всех партнеров перевозчика приостановил деятельность только один — «Южный Крест», доля которого в выручке авиакомпании была невелика.
Поправки в законодательство, влекущие существенную реорганизацию турбизнеса, подготовило министерство культуры России. Их должны доработать к 1 октября. В частности, проект поправок предполагает, что туроператоры должны будут предоставлять подтвержденную аудитором годовую бухгалтерскую отчетность с раскрытием годовой цены туристического продукта в сфере выездного туризма. Для компаний, работающих в сфере внутреннего туризма, документ устанавливает минимальный размер финансового обеспечения в 500 тысяч рублей, для турфирм выездного туризма — 3 % (с 2015 года) и 5 % (с 2016 года) от годовой цены туристического продукта. Минимальная фингарантия при этом составит 50 миллионов рублей. Кроме того, согласно поправкам, появится реестр турагентств и договоров о продаже туристических продуктов, размер вноса в резервный фонд, «Турпомощь» составит от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от количества клиентов оператора.
— Зайти на рынок будет сложнее, вести бизнес будет сложнее. Конечно, саму отрасль это не радует, потому что рынок сожмется и будет доминировать несколько крупных компаний. Более нишевым туроператорам будет тяжело, поэтому значительная их часть уйдет. Но делать что-то нужно: такой ситуации в турбизнесе не было за все время его существования, — объясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии по СЗФО Павел Румянцев.
По словам Румянцева, РСТ отправил в Минкульт предложения по дифференциации туркомпаний, чтобы фирмы, не имеющие чартерных рейсов или занимающиеся исключительно автобусными турами, имели меньшие финансовые обязательства в сфере выездного туризма.