24 сентября 2014

После турфирм: как разные игроки рынка реагируют на кризис туристического бизнеса

Около двадцати обанкротившихся компаний, тысячи пострадавших туристов и миллионы потраченных денег — крушение крупных российских туроператоров вскоре может привести не только к изменению законодательства в сфере туризма, но и реорганизации всего бизнеса.

Чем выгодно банкротство туроператоров, как падал спрос на туристические услуги и что ждет турбизнес, после того как часть компаний уйдет с рынка, — рассказывают представители турагентства, визовой компании и авиалиний.

Фото: Michał Sacharewicz via Compfight cc

Турагентства

Сильнее всего банкротства турфирм могут сказаться на их прямых партнерах — туристических агентствах, работающих посредниками между операторами и клиентами. Как говорят в Российском союзе туриндустрии по СЗФО, многие агентства уже стали обращаться в РСТ по поводу возникших трудностей, поэтому не исключено, что некоторым из них придется покинуть турбизнес.
Владелец «Турагентства» Валерий Коляда рассказывает, что фирма сотрудничала со всеми приостановившими деятельность операторами. Однако всего у «Турагентства» было больше ста партнеров, а количество продаж не так велико, поэтому кризис турбизнеса не обернулся катастрофичными последствиями для организации. Тем не менее спрос на путевки снизился, прежде всего из-за опасений туристов.
Валерий Коляда
владелец «Турагентства»

— Люди переживают, боятся и не знают, кому доверять. У нас были массовые заказы на туры в Новый год, но после краха нескольких операторов люди звонили и отказывались. В России было зарегистрировано более 1500 туроператоров: из-за такого большого количества компаний многие занимались откровенным демпингом и тем самым рушили рынок. Мы всегда относились настороженно к тем операторам, которые предоставляли цены ниже на 10–15 процентов. Та же «Нева» этим славилась. Но еще полгода туриндустрию потрясет, такие компании уйдут с рынка, и он станет более цивилизованным. Сейчас мне как владельцу турагентства, безусловно, тяжело, но по большому счету малое количество туроператоров, которое останется, пойдет всем только на пользу.

На работе агентств, говорит Коляда, скажется не столько банкротство партнеров, сколько общее снижение спроса. Путевки по массовым направлениям вроде Турции или Греции по-прежнему предлагает большое количество операторов, а значит, агентство может подобрать клиенту тур в то же место, но от другой фирмы. Однако, потеряв слишком много клиентов, крупные агентства с большим штатом сотрудников и офисов могут просто не просуществовать длительное время, пока спрос не возрастет опять.
— Если у агентств была какая-то капитализация, то они могут протянуть 3–6 месяцев. Если не было, то начнутся увольнения, закрытия офисов. Мы работали исключительно в онлайне, поэтому у нас таких проблем нет. Я уверен, если хотя бы месяц пройдет без банкротств операторов, то спрос начнет расти. Когда были военные действия в Каире, спрос упал, но когда все затихло, люди опять поехали в Египет, — но это война.
В этом году с проблемами столкнулись не только компании, занимающиеся выездным туризмом, но и специализирующиеся на внутреннем. Количество путешествий по России уменьшилось на 40–50 %, объясняет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, если до событий этого лета, по приблизительным подсчетам, в России было порядка 20 тысяч турагентств, то после нового года в АТОР ожидают сокращение их количества на 35 %.
Майя Ломидзе
исполнительный директор АТОР

— Мы говорим о проблеме с путешествиями как из России, так и в Россию. Каждый день закрывается хотя бы одно агентство с разными последствиями для туристов. Происходит сокращение количества игроков. Мы думаем, что из-за этого вскоре наступит момент сбалансированности спроса и предложения, пока же предложение превышает спрос.

17 обанкротившихся туроператоров
100 000 пострадавших туристов
340 000 000 потрачено на эвакуацию
3 119 200 000 убытки туристов
1 829 200 000 общая сумма страховки

Визовые компании

Снижение спроса почувствовали не только агентства, но и компании, занимающиеся оформлением виз. Как объясняет директор организации «Самовиза» Елена Красавина, крупные операторы обычно занимаются документами сами, однако некоторые турагентства, чтобы ускорить процесс оформления виз, обращаются в профильные компании.
— Туроператоры, как правило, берут более длительный срок на оформление визы, а мы работаем оперативнее, поэтому региональные турагентства иногда тоже пользуются нашими услугами. Из наших пока никто не умер — все работают. Хотя на компаниях, которые работали на кого-то из погоревших турфирм, это, конечно, сильно сказалось.
Однако, по словам Красавиной, на фоне коллапса в туристическом бизнесе стало меньше и частных клиентов, путешествующих самостоятельно. При этом количество заказов снизилось и от клиентов, собирающихся в отпуск, и от тех, кто оформляет визу для командировок, говорит директор организации.
Елена Красавина
директор компании «Самовиза»

— Пока все клиенты очень испуганы. Даже те, с которыми я работаю много лет, сейчас очень переживают, что что-то произойдет с фирмой. К сожалению, я отмечаю, что, несмотря на то, что заказы от них по-прежнему поступают, стало больше нервозности в работе. В момент, когда крушения операторов происходили одно за другим, на полторы-две недели все замолкли: все переговоры, которые мы вели, приостановились. Сейчас, поскольку надобность в путешествиях у людей не отпала, все, видимо, переносят поездки на другое время.

В то же время, отмечает Красавина, серьезных последствий для бизнеса в компании не видят, так как спрос на визы от «самостоятельных» путешественников, по ее словам, продолжает расти.

Авиаперевозчики

Приостановка деятельности туроператоров неизбежно повлияет и на деятельность авиакомпаний. От кризиса турфирм пострадали, например, «Оренбургские авиалинии»: в частности, закрывшийся оператор «Идеал-тур» задолжал авиакомпании около полутора миллиардов рублей. Теперь «Оренбургские авиалинии» также намерены судиться с «Пегас туристик», чья задолженность составляет более 460 миллионов.
В то же время, как считает глава транспортного комитета АТОР Дмитрий Горин, кризис туроператоров не сильно ударит по авиакомпаниям. По его словам, пока можно говорить только о серьезных последствиях для «Оренбургских авиалиний», а также «ЮТэйр», которым «Южный крест» задолжал 400 миллионов.
Дмитрий Горин
глава транспортного комитета АТОР, директор компании «VIP-сервис»

— Рынок сейчас сокращается, но тем не менее кризис не коснулся крупнейших туроператоров. Теперь, если у авиакомпаний была существенная туристическая загрузка, перевозчикам придется скорректировать свои полетные планы, чтобы не допустить демпинга от преизбытка предложений. Но пока прогнозы не очень пессимистичные: может быть, поток не вырастет, но зафиксируется на уровне прошлого года. Это никак не скажется на крупных перевозчиках, потому что они работают с операторами по предоплате. Больше всего пострадали «Оренбургские авиалинии», но с ними это произошло по вине людей, которые теперь объявлены в международный розыск.

Накануне, по информации газеты «Коммерсант», авиакомпании «Трансаэро» и «ЮТэйр» также обратились к государству за финансовой поддержкой на фоне спада международных авиаперевозок. В то же время ранее «Бумаге» сообщили в «Трансаэро», что из всех партнеров перевозчика приостановил деятельность только один — «Южный Крест», доля которого в выручке авиакомпании была невелика.
Пресс-служба «Трансаэро»

— Подавляющее большинство перевозок «Трансаэро» осуществляет на регулярных рейсах, поэтому кризис турфирм не может стать причиной реорганизации всего бизнеса авиакомпании.

Поправки в законодательство, влекущие существенную реорганизацию турбизнеса, подготовило министерство культуры России. Их должны доработать к 1 октября. В частности, проект поправок предполагает, что туроператоры должны будут предоставлять подтвержденную аудитором годовую бухгалтерскую отчетность с раскрытием годовой цены туристического продукта в сфере выездного туризма. Для компаний, работающих в сфере внутреннего туризма, документ устанавливает минимальный размер финансового обеспечения в 500 тысяч рублей, для турфирм выездного туризма — 3 % (с 2015 года) и 5 % (с 2016 года) от годовой цены туристического продукта. Минимальная фингарантия при этом составит 50 миллионов рублей. Кроме того, согласно поправкам, появится реестр турагентств и договоров о продаже туристических продуктов, размер вноса в резервный фонд, «Турпомощь» составит от 100 до 500 тысяч рублей в зависимости от количества клиентов оператора.
— Зайти на рынок будет сложнее, вести бизнес будет сложнее. Конечно, саму отрасль это не радует, потому что рынок сожмется и будет доминировать несколько крупных компаний. Более нишевым туроператорам будет тяжело, поэтому значительная их часть уйдет. Но делать что-то нужно: такой ситуации в турбизнесе не было за все время его существования, — объясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии по СЗФО Павел Румянцев.
По словам Румянцева, РСТ отправил в Минкульт предложения по дифференциации туркомпаний, чтобы фирмы, не имеющие чартерных рейсов или занимающиеся исключительно автобусными турами, имели меньшие финансовые обязательства в сфере выездного туризма.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.