18 июня 2014

Шум, креветки и потоп: как жители дома и японский ресторан пытаются выселить друг друга

Жильцы дома на Просвещения, 72 пытаются выселить оттуда ресторан «Токио Сити». По их словам, в квартирах невозможно спать из-за шума, дышать — из-за запахов креветок, подвал регулярно затапливает кипятком, а мусора во дворе стало в разы больше. «Бумага» узнала у жителей проспекта Просвещения, как они несколько лет борются с японским рестораном, а у эксперта — велики ли шансы избавиться от такого соседства.

Фото: Виктория Взятышева / «Бумага»

Шум и запахи креветок

Ресторан «Токио Сити» открылся на первом этаже дома 72 по проспекту Просвещения четыре года назад. С тех пор, рассказывают местные жители, они перестали спать, их квартиры стали гнить, а во дворе неизменно валяется огромная куча мусора. — Нам они говорят: «Переезжайте». Причем всем! — рассказывает Марианна Бакан, одна из активистов дома. Продолжая бороться с японским рестораном, жители вывесили плакаты на окнах и на черном входе в «Токио». Говорят, из-за заведения в квартирах невозможно жить. Больше всего достается жителям третьего этажа, который находится непосредственно над рестораном. Днем, по их словам, дома постоянно пахнет тем, что готовят на кухне «Токио». — Сюда засасывает все запахи ресторана: начиная от жареной картошки, креветок, заканчивая никотином. Дышать в квартире периодически просто нечем — хоть стреляйся! — рассказывает Лидия Сергеевна Игнатьева, секретарь совета дома. Она живет на третьем этаже, прямо над рестораном, и уже не первый год пытается доказать всем возможным инстанциям, что «Токио» нарушает многочисленные нормы. Ночью же, жалуются жильцы, из-за шума ресторана невозможно уснуть. Говорят, он должен работать до 23:00, но посетители иногда не уходят до четырех утра. Жители третьего этажа регулярно спускаются в «Токио» и настаивают, что тем пора закрываться. Последний раз вызвали даже полицейского, который, правда, упрекнул самих же жильцов в том, что они поднимают шум, составил описание и уехал. А ресторан продолжил работать.
Сюда засасывает все запахи ресторана: начиная от жареной картошки, креветок, заканчивая никотином
Кроме того, черный вход «Токио» находится в полутора метрах от входа в подъезд. Через него, говорят жители, сотрудники заведения вытаскивают мусор, который сваливают в контейнеры рядом с детской площадкой, выходят покурить или сливают грязную воду на газон. — Пробили они выход с разрешения жилкомсервиса. Мы тут стояли, митинговали, вызвали полицию, когда начали ломать. Нам показали, что на это есть разрешение администрации, сказали, что выход чисто аварийный. Но в итоге он совсем не аварийный — они эксплуатируют его ежедневно! — говорит Лидия Сергеевна. Тем не менее в день, когда жильцы решили провести акцию, и мусорные баки, и дорожка перед подъездом, и газон были вполне чистыми. Дело в том, что после того, как жильцы позвали журналистов, рассказывает Марианна Бакан, коммунальщики два дня расчищали мусорку и мыли дороги «чуть ли не шампунем». «Осталось только лифты новые поставить», — улыбаются жильцы.

Сломанная вентиляция и мокрые стены

Протестовать жильцы начали уже тогда, когда стало известно, что на первом этаже открывается ресторан. Они собрали подписи и направили обращение в администрацию района, в котором указали, что инженерные сети не рассчитаны на такое заведение. Но письмо осталось без внимания. Теперь в доме регулярно возникают проблемы с коммуникациями: раз в пару месяцев подвал затапливает горячей водой, а из стены в арке периодически сочится вода. Ситуация осложняется тем, что в доме давно не работает вентиляционная система: еще когда на месте «Токио» располагался магазин, вентиляционная шахта была сломана. Ресторан сделал себе отдельный воздуховод, а дом так и остался без вентиляции. Поэтому и запахи, и парение от воды в подвале легко попадают в квартиры. В итоге от повышенной влажности в некоторых квартирах стали отклеиваться обои, а на стенах появился грибок. Некоторые жильцы сделали ремонт. Как рассказывает Вера Ивановна Сморчкова (ее окна находятся прямо над окнами кухни), она судилась с Жилкомсервисом №1 Калининского района из-за испорченных стен: удалось получить компенсацию 30 тысяч и деньги за судебные издержки — на адвоката и экспертизы она потратила больше ста тысяч. — Из водопровода течет вместо холодной воды — теплая. На 9-й этаж поступает плохо. И постоянно у нас потопление подвала, дренажная система не работает. В итоге мы стали гнить. Стены не просыхают до сих пор. Мы болеем, а у меня при этом ребенок инвалид, — говорит Вера Ивановна.
У нас потопление подвала, дренажная система не работает. В итоге мы стали гнить. Стены не просыхают до сих пор
За время соседства с «Токио» жильцы не раз вызывали Роскомнадзор, обращались в районную администрацию, жилищную инспекцию и даже прокуратуру. В одном из ответов из госжилинспекции сказано, что нарушения в деятельности «Токио» действительно есть и ресторану «выданы предписания на их устранение». Однако, говорят жильцы, несмотря на многочисленные проверки, фактически ничего не меняется: ресторан работает до поздней ночи, а трубы так и продолжает прорывать. Подавать в суд на сам ресторан пока многие жильцы опасаются: слишком дорого это может обойтись, да и доказать все нарушения они не смогут. Как говорит Марианна Бакан, жильцы не могут добиться того, чтобы им показали документы на дом. — Нам ни жилкомсервис, никто не дает документы. Чтобы подать в суд, нужны планы, доказательства того, что они питаются от нас. А мы только спускаемся и видим это в подвале. Мы проиграем суд, потому что нет документации.
Окно в кухню «Токио Сити»
Представители сети «Токио Сити» от комментариев отказались. В самом же ресторане сотрудники сказали, что о проблемах с жильцами «первый раз слышат». Администрация Калининского района, в свою очередь, подготовить ответ по конфликту так и не смогла, однако там заметили, что «эта ситуация всем знакома». Руководитель общества защиты прав потребителей «Потребнадзор» Александр Виноградов говорит, что в подобной ситуации заставить ресторан исправить нарушения возможно. — Шансы огромные — только этим нужно заниматься. Сначала нужно пригласить комиссию или заказать независимую экспертизу, если они жалуются на запахи. Потом с результатами — в Роспотребнадзор. В Калининском районе он, честно говоря, работает не очень хорошо. Если Роспотребнадзор игнорирует, то выходить с исковым заявлением в суд. Ресторан могут обязать сделать вентиляцию заново или шумоизоляцию такую, что он соседям мешать не будет.
Два года назад таких случаев было очень много, а сейчас их стало меньше: заведения делают все, чтобы контролирующие органы приходили к ним как можно реже
Как считает Виноградов, идти с заявлениями надо вплоть до городской прокуратуры — если нижестоящие инстанции молчат. Кроме того, по его словам, соседство с рестораном действительно может не мешать жильцам, если там установлена нормальная система шумоизоляции и вентиляции. Поэтому чаще заведения подстраиваются под интересы жильцов, чем жильцы выселяют их из дома. — Два года назад таких случаев было очень много, а сейчас их стало меньше: заведения делают все, чтобы контролирующие органы приходили к ним как можно реже. Ведь каждый приход любой инспекции обходится достаточно дорого. Чем платить большие деньги, легче устранить причину. Недавно, во время осмотра проблемных объектов Калилинского района, к жильцам приезжал также вице-губернатор Петербурга Владимир Лавленцев. В присутствии представителей администрации и Жилкомсервиса №1 он осмотрел подвал дома, однако сказал только, что вины ГУП «ТЭК» и управляющей компании в этом нет. «То, что температура в подвале +50 градусов и стоит вода — это не очень хорошо. Но там есть объективные причины. Просто надо переложить сети внутри квартала и решить эту проблему», — заявил вице-губернатор.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.