Почему Ресторанный день вовсе не кулинарное событие, какие заведения общепита в скором будущем станут самыми популярными и как общество объединяется через трапезу — один из создателей Ресторанного дня и идеолог многих околокулинарных проектов в Финляндии Тимо Сантала рассказал «Бумаге» о перспективах ресторанной индустрии.
Тимо Сантала
Сооснователь и один из директоров Ресторанного дня,
председатель развития городской культуры питания Хельсинки
председатель развития городской культуры питания Хельсинки
Сейчас Ресторанный день проходит в 71 стране по всему миру. В Хельсинки каждое такое мероприятие собирает более пятисот временных ресторанов и тысячи людей. У каждого участника своя причина для того, чтобы прийти на Ресторанный день: одна пара просто любит готовить, молодая девушка ведет кулинарный блог и хочет опробовать новые рецепты, у пожилой женщины нет внуков и поэтому она печет для чужих детей, школьники продают лимонад, чтобы накопить на летнюю поездку, а кто-то делает это для благотворительных целей. Одного конкретного мотива нет, но в большинстве случаев люди готовят для других, потому что это просто весело.
На самом деле Ресторанный день — это не кулинарное событие: еда становится посредником, благодаря которому люди собираются вместе. Это мероприятие обеспечивает участникам уникальный опыт и создает новые условия для жизни — именно это делают люди для своих городов и стран. Мне бы хотелось, чтобы Ресторанный день стал общим интернациональным праздником, в котором может участвовать каждый, — как Рождество или Пасха. Неудивительно, что все подобные события происходят вокруг еды: еда — это то, что объединяет людей, это основа социального взаимодействия. Если вы группа друзей или сотрудники одного офиса, то Ресторанный день может сплотить вас. В этом я вижу будущее для Ресторанного дня в мире.
Мне бы хотелось, чтобы Ресторанный день стал общим интернациональным праздником, в котором может участвовать каждый, — как Рождество или Пасха
Понимание еды как средства для объединения людей сегодня такой же тренд, как приверженность органическим или сезонным продуктам, внимание к экологичности кухни. Есть одному невесело, это совсем не то, чем бы мне хотелось заниматься. А вот есть в компании, вместе с другими людьми — это уже социальное мероприятие.
Еще один интересный тренд — это стремление к более «удобной» еде, создание нового типа фастфуда. Иногда, конечно, очень здорово провести четыре часа за ужином с друзьями, но чаще нам проще перехватить на улице какой-нибудь гамбургер — для этого тебе не нужно тратить время. И вот сейчас качество этого условного гамбургера сильно выросло — это уже далеко не джанкфуд и не трэшфуд.
Сейчас люди придумывают много новых форм вокруг еды помимо Ресторанного дня. Один из трендов будущего — домашние рестораны. Когда я приезжаю, например, в Петербург, мне нравится есть у кого-нибудь дома — это помогает по-настоящему узнать людей, такой ужин дает намного больше знаний о культуре, о менталитете страны — это лучший опыт. Суть домашнего ресторана заключается в том, что люди приглашают к себе на обед или ужин гостей, с которыми они не знакомы. Они вместе едят, знакомятся, общаются в уютной атмосфере. Я уверен, что в скором времени появится много нового в этой области: наверняка будут такие сайты, как airbnb, но для тех, кто хочет собрать компанию на ужин.
На петербургском Дне Хельсинки 4 июня Тимо Сантала примет участие в дискуссии о культуре уличной еды и новых городских инициативах в Хельсинки.