10 ноября 2014

Читайте книги: «Теллурия» Марата Гацалова на Новой сцене Александринского театра

На Новой сцене Александринского театра идет спектакль «Теллурия» Марата Гацалова, главного режиссера недавно открывшейся площадки. «Бумага» рассказывает, как текст подавил режиссуру и в каких случаях спектакль все же стоит предпочесть книге.
Фото из архивов Новой сцена Александринского театра
Спектакль «Теллурия» основан на одноименном романе-антиутопии одного из главных современных российских писателей Владимира Сорокина. В тексте идет речь о России будущего — развалившейся, как и многие государства по всему миру. Это земля, населенная не только людьми, сходящими с ума по новому тяжелому наркотику — теллуру, но и крошечными человечками, гигантами, существами с песьими головами и другими зооморфами. В эпоху нового Средневековья некоторые еще помнят двух правителей: один во что-то постоянно играл, другой — летал со стерхами, но живут уже совсем другими принципами и говорят на разных языках.
В эпоху нового Средневековья некоторые еще помнят двух правителей: один во что-то постоянно играл, другой — летал со стерхами
«Теллурия» — это мир, в котором технологии уже давно не двигают ни торговлю, ни прогресс, люди живут согласно своим убеждениям, и даже если кто-то симпатизирует тамплиерам и желает принять участие в новом Крестовом походе, ему есть к кому примкнуть. Все фобии и желания современности нашли у Сорокина достойное воплощение в будущем, и с момента публикации книги все, кто роман прочел, оценили сходство описанного с современной историей.
Текст Сорокина, как Вавилонская башня, — смесь языков и исторических эпох, литературных жанров и традиций, дискурсов и стилистик. Советский миф и русский фольклор, средневековая традиция — все это блестяще воплощено в прозе и демонстрирует читателю различные типы сознания. Марат Гацалов, рассуждая о постановке, говорил, что ему «страшно интересным показалось поработать с материалом, с которым, на первый взгляд, в театре вообще невозможно иметь дело». И, вполне может быть, что первое впечатление Гацалова не обмануло.
Мария Зимина. Фото из архивов Новой сцена Александринского театра
В описании постановки говорится, что «Теллурия» — спектакль, в котором «в полной мере задействованы все возможности площадки, ее способность к трансформации». И, в общем-то, это все, что можно сказать. Как на модных показах, когда на красивых девушек надевают дизайнерскую одежду и пускают пройтись по подиуму, в «Теллурии» Марата Гацалова мощный текст обернули в эффектную упаковку и стильные декорации — и теперь продают билеты желающим на них посмотреть.
Для работы над спектаклем пригласили польского фотографа, дизайнера и художника по свету Жаклина Собишевски, поставившего более пятидесяти театральных и оперных спектаклей и концертов. Актеры — народные артисты Игорь Волков и Владимир Лисецкий, заслуженный артист Семен Сытник, Андрей Шимко и Александр Лушин, Степан Балакшин, Мария Зимина и другие — честно отыгрывают сатирический текст Сорокина. Но даже инсценированный, роман «Теллурия» продолжает оставаться подавляюще сильным, а режиссура из-за этого кажется довольно беспомощной.
«Теллурия» в Александринке — это история для поклонников Гацалова, для любителей технологичного и стильного театра и для тех, кто хочет послушать, как Мария Зимина дивно произносит монолог скотницы-ослицы. Но, в принципе, если вы уже прочитали Сорокина, книгой лучше ограничиться.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.